kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока русского языка в 9 классе по теме «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  с презентацией поможет учителю при подготовке к уроку, цель которого: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока »

Гузей Н.В. МБОУ СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края

Проект урока русского языка в 9 классе по теме

«Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении» (по программе М.М.Разумовской)

Цели и задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП и ПП;

  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок усвоения и закрепления знаний.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для контроля.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Примечание

Деятельность учащихся

Организационный момент


Проверка подготовки к уроку. Эмоциональный настрой.


Проверка подготовки к уроку.

Актуализация имеющих знаний. Мотивация.

Прием «Продолжи предложение»

  • Раздел лингвистики, изучающий словосочетание и предложение….

  • Предложение не может существовать без…

  • Грамматическая основа – это…

  • По количеству грамматических основ предложения бывают…

  • Виды сложных предложений…

  • ССП – это…

  • В ПП и ССП могут употребляться ….

  • Сочинительные союзы делятся…

Прием «Найди нужное». Найдите предложение, с которым мы работаем 3 урок. Работа в паре.

  1. Говорите с собеседником  о том что интересует его.

  2. Было уже часов десять и над садом светила полная луна.

  3. Люблю немолчный говор твой
    И поэтические слезы.

- Какие смысловые отношения между частями в этом ССП?

- Вы испытываете затруднение… Сегодня нам предстоит разобраться, какие смысловые отношения между частями в ССП могут быть.

Фронтальный опрос (3 мин.)















Слайд 1

Ответы учащихся


«синтаксис», «грам. основы», «подлежащее и сказуемое», «простые и сложные», «ССП, СПП, БСП», «сочинительные союзы», «разделительные, противительные, разделительные»





Работа в паре.

Обсуждение с доказательством.





??? -

Целеполагание

-Запишите тему урока, сформулируйте учебную задачу, опираясь на опорные слова: повторить, усвоить, научиться.


Слайд 2


Запись темы урока. Постановка УЗ.

Реализация намеченного

- Запишите 2 и 3 предложения (из ранее предложенных). Составьте схемы.

(Повторение схем ССП и ПП с однор. членами).

- В ССП союз И соединяет простые предложения, где объекты совершают действие одновременно. Значит, смысловая связь – одновременность.

- Обратимся к учебнику и посмотрим, какие еще отношения могут быть между частями в ССП. Составьте опорную схему, таблицу.

- Определите смысловые отношения в предложениях, вид союза. Составьте схемы.

Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность)

В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление)

То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование)

- От чего завися смысловые отношения между частями в ССП?

- Контроль по новому материалу. Тест. Запиши номера предложений со значением одновременности и последовательности.

1. Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов) 2. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович) 3. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой) 4. Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский) 5. Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер. (К. Паустовский) 6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский)

- Проблемный вопрос. Почему в 3 предложении не стоит запятая?

- Когда еще не ставится запятая в ССП?

Слайд 3



















Слайд 4









Слайд 5

(опорная таблица)



Слайд 6





Слайд 7













Слайд 6

Записывают, составляют схемы ССП и ПП. Проверка у доски.






Работа с учебником, составление опорной схемы или таблицы.



Самостоятельная работа, взаимопроверка.







Вывод: Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. 


Самопроверка.

(по ключу)










«Есть общий второстепенный член предложения»

Ответы уч-ся.

Контроль знаний

- Выполнение проверочной работы.

Раздаточный материал. (см. прилож.)

Самостоятельная работа.

Рефлексия.

- Все ли УЗ были решены на уроке? Над чем еще нужно работать?

- Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

  1. Славу свою добываю в бою.

  2. Глаза с поволокой, а рот с позевотой.

  3. У врача лечись, у умного учись.

  4. Один глаз на мельницу, другой на кузницу.

  5. Добрый разум наживёшь не сразу.

  6. На свой ум надейся, а за чужой держись.

  7. Пчела мала и та работает.


Фронтальный опрос.

Ответы, предложения.

Домашнее задание

- Повторить сочинительные союзы. Учить п.10. Выписать из художественных текстов 10 ССП с разными смысловыми отношениями между частями.





Приложение

Проверочная работа по ССП

1. Найдите сложные предложения.

А. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у за­валин.

Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но со­знательное творчество отношу к 16годам.

В. Приближается рассвет торопливый, посветле­ла небесная высь.

Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые по­ступки.

Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой.

Е. Учитель, проверив тетради, раздал их учени­кам.

2. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

А. Придя на это страшное место он легко про­скользнул вперед и снова увидел то же самое.

Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.

В. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.

Г. В комнате тревожно и часто звонил невиди­мый сверчок.

Д. Сорвется яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.

Е. Солнце докатилось до края степи и растека­лось по небу алым заревом.

Ж. Григорий шел глядя по сторонам и думал о чем-то своем.

3. Укажите ССП,  между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

А. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.

Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

Г. За телегой шел солдат и бежали густые тол­пы народа.

Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.

Е. Отец любил порядок и порядок любил его.

Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

4. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ], но [ ].

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лод­ки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не пле­тись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Светало ( ) и свет ещё не погашенных фонарей был уже не нужен.

а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.









Просмотр содержимого презентации
«Урок русского языка»

Урок русского языка  в 9 классе  «Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении» Составитель: Гузей Наталья Владимировна,  учитель русского языка МБОУ СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края

Урок русского языка в 9 классе

«Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении»

Составитель:

Гузей Наталья Владимировна,

учитель русского языка МБОУ СОШ №1

г.Новоалтайска Алтайского края

Говорите с собеседником  о том что интересует его. Было уже часов десять и над садом светила полная луна. Люблю немолчный говор твой  И поэтические слезы.
  • Говорите с собеседником  о том что интересует его.
  • Было уже часов десять и над садом светила полная луна.
  • Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
Смысловые отношения между частями ССП.   Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы. Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения. Научиться различать виды сложносочинённых предложений; определять смысловые отношения между частями ССП.

Смысловые отношения между частями ССП.

  • Повторить сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы.
  • Усвоить особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения.
  • Научиться различать виды сложносочинённых предложений; определять смысловые отношения между частями ССП.

Запишите предложения, составьте схемы.

Запишите предложения, составьте схемы.

  • Было уже часов десять и над садом светила полная луна.
  • Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
Запишите, составьте схемы, определите смысловые отношения

Запишите, составьте схемы, определите смысловые отношения

  • Сучок хрустнул, и ветка обломилась.
  • В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.
  • То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь.
Группы ССС Средства связи ССП с соединительными союзами (союзы) Значение, смысловые отношения и, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и ССП с противительными Перечисление, одновременность, последовательность, присоединение, сходства, быстрая смена отношений. союзами а, но, же, да (=но), однако, зато ССП с разделительными союзами сопоставление, противопоставление, возмещение. или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли чередование, взаимоисключение, неопределенность.

Группы ССС

Средства связи

ССП с соединительными союзами

(союзы)

Значение, смысловые отношения

и, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и

ССП с противительными

Перечисление, одновременность, последовательность, присоединение, сходства, быстрая смена отношений.

союзами

а, но, же, да (=но), однако, зато

ССП с разделительными союзами

сопоставление, противопоставление, возмещение.

или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

чередование, взаимоисключение, неопределенность.

Запиши номера предложений со значением:   ССП со значением одновременности ССП со значением последовательности Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов)  Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович)  За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой)  Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский)  Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер.  (К. Паустовский) 6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский)

Запиши номера предложений со значением:

ССП со значением одновременности

ССП со значением последовательности

  • Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов)
  • Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович)
  • За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой)
  • Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский)
  • Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер.

(К. Паустовский)

6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский)

ССП со значением одновременности ССП со значением последовательности 1, 3, 4 2, 5, 6

ССП со значением одновременности

ССП со значением последовательности

1, 3, 4

2, 5, 6

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока.

  • Славу свою добываю в бою.
  • Глаза с поволокой, а рот с позевотой.
  • У врача лечись, у умного учись.
  • Один глаз на мельницу, другой на кузницу.
  • Добрый разум наживёшь не сразу.
  • На свой ум надейся, а за чужой держись.
  • Пчела мала и та работает.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гузей Наталья Владимировна

Дата: 13.11.2016

Номер свидетельства: 358369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства