Гузей Н.В. МБОУ СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края
Проект урока русского языка в 9 классе по теме
«Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении» (по программе М.М.Разумовской)
Цели и задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
закрепить навык постановки знаков препинания в ССП и ПП;
расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.
Развивающие:
Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.
Тип урока. Урок усвоения и закрепления знаний.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для контроля.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Этапы урока | Деятельность учителя | Примечание | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверка подготовки к уроку. Эмоциональный настрой. | | Проверка подготовки к уроку. |
Актуализация имеющих знаний. Мотивация. | Прием «Продолжи предложение» Раздел лингвистики, изучающий словосочетание и предложение…. Предложение не может существовать без… Грамматическая основа – это… По количеству грамматических основ предложения бывают… Виды сложных предложений… ССП – это… В ПП и ССП могут употребляться …. Сочинительные союзы делятся… Прием «Найди нужное». Найдите предложение, с которым мы работаем 3 урок. Работа в паре. Говорите с собеседником о том что интересует его. Было уже часов десять и над садом светила полная луна. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. - Какие смысловые отношения между частями в этом ССП? - Вы испытываете затруднение… Сегодня нам предстоит разобраться, какие смысловые отношения между частями в ССП могут быть. | Фронтальный опрос (3 мин.) Слайд 1 | Ответы учащихся «синтаксис», «грам. основы», «подлежащее и сказуемое», «простые и сложные», «ССП, СПП, БСП», «сочинительные союзы», «разделительные, противительные, разделительные» Работа в паре. Обсуждение с доказательством. ??? - |
Целеполагание | -Запишите тему урока, сформулируйте учебную задачу, опираясь на опорные слова: повторить, усвоить, научиться. | Слайд 2 | Запись темы урока. Постановка УЗ. |
Реализация намеченного | - Запишите 2 и 3 предложения (из ранее предложенных). Составьте схемы. (Повторение схем ССП и ПП с однор. членами). - В ССП союз И соединяет простые предложения, где объекты совершают действие одновременно. Значит, смысловая связь – одновременность. - Обратимся к учебнику и посмотрим, какие еще отношения могут быть между частями в ССП. Составьте опорную схему, таблицу. - Определите смысловые отношения в предложениях, вид союза. Составьте схемы. Сучок хрустнул, и ветка обломилась. (последовательность) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. (сопоставление) То тихо откроется калитка, то скрипнет дверь. (чередование) - От чего завися смысловые отношения между частями в ССП? - Контроль по новому материалу. Тест. Запиши номера предложений со значением одновременности и последовательности. 1. Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов) 2. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович) 3. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой) 4. Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский) 5. Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер. (К. Паустовский) 6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский) - Проблемный вопрос. Почему в 3 предложении не стоит запятая? - Когда еще не ставится запятая в ССП? | Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 (опорная таблица)
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 6 | Записывают, составляют схемы ССП и ПП. Проверка у доски. Работа с учебником, составление опорной схемы или таблицы. Самостоятельная работа, взаимопроверка. Вывод: Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. Самопроверка. (по ключу) «Есть общий второстепенный член предложения» Ответы уч-ся. |
Контроль знаний | - Выполнение проверочной работы. | Раздаточный материал. (см. прилож.) | Самостоятельная работа. |
Рефлексия. | - Все ли УЗ были решены на уроке? Над чем еще нужно работать? - Попробуйте пословицей описать свои впечатления от урока. Славу свою добываю в бою. Глаза с поволокой, а рот с позевотой. У врача лечись, у умного учись. Один глаз на мельницу, другой на кузницу. Добрый разум наживёшь не сразу. На свой ум надейся, а за чужой держись. Пчела мала и та работает. | Фронтальный опрос. | Ответы, предложения. |
Домашнее задание | - Повторить сочинительные союзы. Учить п.10. Выписать из художественных текстов 10 ССП с разными смысловыми отношениями между частями. | | |
Приложение
Проверочная работа по ССП
1. Найдите сложные предложения.
А. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.
Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16годам.
В. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.
Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой.
Е. Учитель, проверив тетради, раздал их ученикам.
2. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
А. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперед и снова увидел то же самое.
Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
В. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
Г. В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
Д. Сорвется яблоко и от паденья настороженно вздрагивал сад.
Е. Солнце докатилось до края степи и растекалось по небу алым заревом.
Ж. Григорий шел глядя по сторонам и думал о чем-то своем.
3. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
А. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.
Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.
Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.
Е. Отец любил порядок и порядок любил его.
Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
4. Укажите предложение, соответствующее схеме [ ], но [ ].
А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.
Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.
В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Светало ( ) и свет ещё не погашенных фонарей был уже не нужен.
а) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.