kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложные слова" - конспект урока 4 класс "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока соответствует его типу ( урок новых знаний) и целям. Этапы урока взаимосвязаны, выдержана логическая последовательность. Считаю, что время на каждом этапе урока распределено рационально, темп урока – оптимальный. Данный урок прошёл в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого ле-жит системно-деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают информацию в процессе собственной деятельности, которая организовывалась через раз-ные формы : это и индивидуальная работа, и работа в парах, групповая работа. Через продуманную систему вопросов, заданий, ученики думали, размышляли, де-лали выводы, исследовали, создавали мини-проект. Каждый этап урока тщательно продуман. Прослеживается логический переход с одного этапа на другой. Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, использованы различные методы и приёмы обучения. Так частично-поисковые и проблемные методы обучения позволили создать на уроке проблемную ситуацию и выйти из неё .Детям необходимо было объяс-нить причину затруднения, поставить учебную цель, сформулировать тему урока, постро-ить проект выхода из затруднения и т.д. На четко сформулированные мною вопросы уча-щиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. Большая часть нового материала изучалась с помощью объяснительно-иллюстративного метода, для чего применила ИКТ-технологию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сложные слова" - конспект урока 4 класс "Перспектива" »








Лукина Елена Викторовна


учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Программа «Перспектива»

УМК Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 4 класс часть 1



















Тема

Класс

Предмет

Состав слова.

4

Русский язык

Цель темы

Создание условий для формирования представления о способе словообразования сложных слов с помощью сложения двух корней и соединительной гласной.



Задачи

Образовательные: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. организовать деятельность учащихся по изучению способов образования сложных слов; организация деятельности учащихся по формированию УУД;

Развивающие: развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;

, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к языку , к культуре интеллектуального труда;


Основное содержание темы

Термины и понятия

Актуализация умения разбирать сложные слова по составу. Изучение значения сложных слов. Изучение образования и написания сложных слов. Освоение способов словообразования сложных слов.

Сложные слова, соединительная гласная в сложных словах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:


Информационный материал:

Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 4 класс, ч. № 1; рабочая тетрадь на печатной основе, ч. № 1; Методическое пособие с поурочными разработками Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык 4 класс Москва «Просвещение» 2013. Карточки с индивидуальными заданиями.

Демонстрационный материал:

мини-проекты, созданные детьми, опоры ,магниты

Интерактивный материал:

Электронное приложение к учебнику


ТСО: компьютер учителя, проектор.

Этапы урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Методический

комментарий

1

Мотивация к учебной деятельности.

Цель – осознанное вхождение учащегося в учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.













Ответы детей (все, что мы делаем, наше будущее,

весь наш сегодняшний урок завит от нашей активности и т.д.)




Запись в тетрадях

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу


Организационный момент


Я хочу рассказать вам одну притчу: Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».


– Как вы понимаете это выражение?

– Действительно, все в наших руках, дорогие дети. Уйдете ли вы сегодня со знаниями или без них.

– Сегодня на уроке мы откроем еще один секрет русского языка.


– У кого сегодня хорошее, деловое настроение?

– Я желаю вам до конца урока его сохранить. Слайд 1

– Откройте тетради. Запишите дату 18 декабря, вид работы Классная работа



Личностные УУД (самоопределение, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация)





Включение учеников в учебную деятельность. Приемы: добрые пожелания. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель – подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.




Работа в группах

(Задание распечатано на листах формата А4)



(Представитель группы выходит к доске и вывешивает листок. Учащиеся сравнивают результаты работы групп. Если были ошибки, то проводится коллективное обсуждение).


Организация групповой работы

Предлагаю поработать в группах

– Прочитайте слова. Выделите корень.

лес, лесок, лесник, лесовичок, лесовоз

выход, походка, выходил, пароход, ходовой

вода, водный, водопад, водичка, подводный

– Как называются эти слова? (Однокоренные)

– Какие слова называются однокоренными?

– Как вы определили корень?

Проверка: В каких словах у нас разошлись мнения?


– Найдите в каждой группе необычное слово.

(Лесовоз, пароход, водопад) Слайды 2-4


Почему вы считаете эти слова необычными?

(они образованы из двух слов, двух корней)

Познавательные УУД

(извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, построение логической цепи рассуждений)


Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для

«открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.








3

Выявление места и причины затруднения.

Цель выявление учащимися места и причины затруднения











Ответы детей. Ставят учебные цели,

проговаривают вслух свои личные цели







Постановка учебной проблемы, целей и формулирование темы урока.

– Как называются эти слова? (Сложные слова)

– Это и будет тема нашего урока. Слайд 5

– Какая же цель будет стоять перед нами сегодня на уроке?

– Чему будем учиться? (Узнать, как образуются сложные слова, научиться образовывать сложные слова и правильно их писать, узнать зачем нужны такие слова)


– Какие личные цели вы поставили на сегодняшний урок? Молодцы! Желаю их вам достичь.




Личностные УУД

(учебно-познавательный интерес)

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция)

Познавательные УУД.

постановка и формулирование проблемы)

Коммуникативные УУД

(учет разных мнений)

Организует «подводящий диалог».

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

Цель – обдумывание проекта будущих действий.

Дети высказывают свое мнение, участвуют в решении проблемной ситуации. Один ученик записывает на доске с. 109 учебника, Р.т.с.67



– Как мы можем получить новое знание, добиться выполнения поставленной цели? Ваши варианты (подумать и догадаться самим, учебник с. 109, Р.т. с. 67, гости, спросить у профессора Самоварова)


Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта.

Обсуждение проекта решения проблемы, ее решение. Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

5

Реализация построенного проекта.

Цель – осуществление реализации построенного проекта.

Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и аргументирование его.



Ответы детей.

(с. 109) «Узелки на память»


ответы детей









Дети предлагают свои варианты, на доске появляется опора.





Ответы детей.

( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст, составить сложное предложение)

Запись на доске, в тетрадях







Дети называют

сложное слово –

самолёт

Организует работу по изучению темы урока.

«Открытие» нового знания.

– Нам нужно узнать, как образуются сложные слова? Из чего они состоят? Найдите ответ самостоятельно.


Работа с учебником.

– На какой странице вы нашли новый материал? Прочитайте правило с удивлением.

– А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».


Что вы уже знали и повторили?

Что узнали нового?


– При помощи каких букв соединяются два корня в сложных словах?) ( О, Е)

– Как бы вы назвали такие буквы? (соединительные, соединяющие)


– Какую графическую схему можно предложить к этому правилу? Кто попробует?

(корень + О, Е + корень = сложное слово)

– А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)


– А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте.


– Давайте потренируемся в выделении корней и нахождении соединительной гласной.


Работа по учебнику

с. 109 Упражнение 192 (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях или по цепочке)




Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро – быстро побежали,

Руки в стороны, вперед

Полетел наш самолет.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели и за дело.

– Кто из вас был внимательным?

– Какое сложное слово прозвучало в физкультминутке?

– Как оно образовалось?

Личностные УУД

(осознание ответственности за общее дело)

Регулятивные УУД

(познавательная инициатива)

Познавательные УУД

(поиск необходимой информации, анализ, синтез, обобщение)

Коммуникативные УУД

(учет разных мнений, достижение договоренностей и согласовании общего решения).








Слайд












6





















Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель – реализация типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.









Дети работают в паре по рабочей тетради с. 67






Дети продолжают хором

Организует первичное закрепление нового материала.

– Теорию вы усвоили, перейдем к практике.

Хочешь знания проверить?

Составляй тогда слова.

Но запомни, что корней в них

Не один, а целых … два.


– Поработаем в парах.

Работа в парах

Рабочая тетрадь с.67 упр.110


Выпишите сложные слова

Земляника, самосвал, ледокол, лесоруб, пешеход, грузовик, вертолет, самовар, путешествие, переезд


Проверка: – Все ли слова сложные? Какие слова вы выписали? Докажите, что они сложные. Назовите лишние слова (земляника, грузовик, переезд) Почему?


Самооценка с помощью ленты «Светофор» (зеленый – всё правильно, желтый – 1-2 ошибки, красный – не справился с заданием)


– Кто выполнил правильно? Нет ошибок. Кто допустил 1-2 ошибки? Кто не справился?

.

Регулятивные УУД

(контроль, коррекция, волевая саморегуляция)

Познавательные УУД

(построение речевых высказываний, выведение следствий)


Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель – самостоятельное выполнение задания на новое знание, осуществление самопроверки, сравнение с эталоном. Создание для каждого ученика ситуации успеха.

Работают самостоятельно.

Проверяют по эталону, записанному на слайде

Самооценка






Ответы детей

– Сейчас посмотрим, как же вы умеете применять новые знания самостоятельно. Потренируемся в образовании сложных слов.


Тренировочные упражнения по теме урока.

Учебник с.109. упр.194

Проверка по эталону

Эталон на слайде – лесоруб, мясорубка, самолет, сенокосилка, огнемёт, овощехранилище, птицелов


Самооценка Кто выполнил правильно? «Светофор»


– Как вы думаете, какую роль играют сложные слова в русском языке? Зачем они нужны? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать словосочетание)

Познавательные УУД

(анализ, сравнение, классификация)

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция, познавательная инициатива)



8

Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Цель – уточнение особенностей нового знания, его роли и место в системе уже изученных знаний.


По технологии Базарного:

(Дети находят слова, размещённые в классе.)

Дети вывешивают слова на доску, выделяют корни

Записывают слова в тетрадь

– Вы хорошо поработали, вы хотите поиграть?

– Слово нужно отгадать.

– Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова на карточках, размещённых по классу.


– Запишите слова в тетрадь. Выделите корни.




– Молодцы, вы очень внимательны!



Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция, познавательная инициатива)

Познавательные УУД

(поиск и выделение необходимой информации,

подведение под понятие, выведение следствий, доказательство)

Коммуникативные УУД

(постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера)

9

Рефлексия учебной деятельности.

Цель – фиксирование изученного знания, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.


































Запись задания в дневник

Итоги урока


– Давайте подведём итоги урока.

– Какое открытие вы сегодня сделали?

– Как вы это узнали?

– Чем запомнился урок?

– Что такое сложные слова? Выберите верный ответ.


1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова называются сложными

3. Слова, в которых два корня, называются сложными.

– Оцените свою работу.

– У кого были затруднения?

– Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)


– Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.


Добились ли мы поставленной цели?


– Вы большие молодцы. Каждый из вас ставил перед собой личные цели. Как вы их выполнили, оцените себя.


Оценки.


Домашнее задание – по выбору Творческое задание (по желанию): сочинить сказку, используя в ней сложные слова или Р.т. с. 67 упр. 109 Слайд

Придумать и записать свои сложные слова, выделить соединительную гласную. Узнать про другие сложные слова. Все ли слова соединяются только с помощью соединительных гласных?

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.





Слайд





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сложные слова" - конспект урока 4 класс "Перспектива"

Автор: Лукина Елена Викторовна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-kak-obrazuiutsia-slova"
    ["file_id"] => string(6) "150161"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420441753"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "" Однородные и неоднородные определения" Конспект урока по русскому языку в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(91) "odnorodnyie-i-nieodnorodnyie-opriedielieniia-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "247129"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446491424"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок обучения чтению (1 класс  УМК «Перспектива»)  Тема: "Согласный звук [щ],  буква Щ, щ"."
    ["seo_title"] => string(95) "urok-obuchieniia-chtieniiu-1-klass-umk-pierspiektiva-tiema-soghlasnyi-zvuk-shch-bukva-shch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "320326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461061924"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему Такие разные натюрморты "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-takiie-raznyie-natiurmorty"
    ["file_id"] => string(6) "228280"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441209650"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) ""Грибы" урок окружающего мира во 2 классе."
    ["seo_title"] => string(41) "gribyurokokruzhaiushchieghomiravo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "316732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460149727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства