Русский язык. 3 класс УМК Перспектива
Тема изучения: Как образуются слова
Цель темы
• Актуализировать знания о морфемах слова, их значении для образования слов.
• Научить:
— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;
— образовывать современные слова с суффиксами -арь, -чик, -щик, -ист;
— раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;
— определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;
— образовывать и писать сложное слово, используя его толкование;
— выделять графически части слова, с помощью которых образованы новые слова;
— образовывать новые слова, используя модель слова;
— устанавливать соответствие между словом и его схемой;
— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Планируемый результат
Личностные умения:
— творчески относиться к
процессу работы над составом слова и словообразованием;
— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Познавательные умения:
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
Регулятивные умения:
— ориентироваться в разных способах выполнения задания;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
— адекватно использовать речь для представления результата.
Оборудование: презентация, учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, маршрутные листы и сигналы для самооценки у каждого учащегося.
Ход урока
- Орг момент.
СЛАЙД №1
Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем наш урок, не будем зря время терять.
Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.
Урок русского языка, мы продолжаем работать с составом слова.
2. Введение в тему урока.
СЛАЙД №2.
Друзья, задача наша такова:
Открыть, как образуются слова!
Какие их части составляют,
Какую роль они играют!
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)
- Мы многое уже знаем о словах, о том из каких частей они состоят, как называются эти части. А вот как образуются, мы не знаем.
Во время нашего открытия мы будем работать в таких маршрутных листах. Здесь мы будем выполнять различные задания, записывать выводы и оценивать свою работу. В конце урока каждый оценит себя «Моя оценка» и после проверки ваших научных записей оценку выставлю я. Согласны с такими условиями работы?
Подпишите маршрутные листы. (Образец маршрутного листа в Приложении)
3. Открытие новых знаний.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей!
- Какие части слова вы знаете? (Ответы детей)
СЛАЙД №3
- Найти соответствия.
- Проверка на слайде с комментированием
- Оценивание своей работы: в маршрутном листе и с помощью сигналов.
СЛАЙД №4
- Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей: приставки, суффиксы, корни..)
- Как вы думаете, как можно это использовать для нашего открытия? (Ответы детей: составить слова).
- Составьте слова, используя данные части.
СЛАЙД №5
- Вот слова, которые вы, ребята, составили.
-Как же образовали эти слова? (разбор каждого слова идет со слайдом)
- Что такое приставка?
- Какие группы приставок мы знаем? (приставки с буквой А, приставки с буквой О и т. д.)
- Работаем в маршрутных листах (№2) Запиши слова и выдели приставки. 1 ученик у доски с комментированием.
Сделать, здесь, сдать, здравие, сдача, сдавить.
Вывод: приставки З- не бывает, остальные слова образованы с помощью приставки С-
- Оцените свою работу в маршрутных листах.
СЛАЙД №6
- Какой приставки не существует? (Ответы детей)
- Как различить при письме приставки ПО- и ПА-?(Приставка ПА- всегда ударная: пасынок, падчерица, паводок)
- Когда пишется приставка ПРА-?
СЛАЙД №7
Самостоятельная работа. Запишите в маршрутные листы (№3) слова с приставками, используя данную фотографию.
- Взаимопроверка по слайду и оценивание своего соседа по парте.
СЛАЙД №8
Физминутка.
СЛАЙД №9
Какие слова вы составили?
СЛАЙД №10
Как образовали эти слова? (? (разбор каждого слова идет со слайдом)
- Что такое суффикс?
- Какие оттенки суффиксов мы изучали? (Ответы детей: оттенок уменьшительно-ласкательный, оттенок «чуть-чуть», оттенок «огромный» и т. д .)
Игра «Новое слово»: Учитель называет слово и оттенок, а учащиеся – новое слово.
Уменьшительно-ласкательное значение Значение «чуть-чуть» Значение «огромный»
тигр серый дети синий холод горький тупой дом друг жара
- Есть суффиксы, которые обозначают название профессий.
Работа с учебником: с.118 Работа со словарём- значение старинных профессий.
Вывод: Суффикс –арь – считается устаревшим, выполним задание слайд №11.
СЛАЙД № 11
Проверка по слайду.(появляются новые слова с современными суффиксами)
Выполнение упражнения №211 в маршрутных листах. Самостоятельное выполнение, проверка с комментированием и разбором слов по составу.
Вывод: как же образованы данные слова? (Ответы детей)
- Оцените свою работу в маршрутных листах и с помощью сигналов.
СЛАЙД № 12
-Как же образовали эти слова (пароход, дымоход, паровоз…..)? (Ответы детей)
- Как называются такие слова? (Сложные слова)
Запишите в маршрутных листах (№5) сложные слова. Проверка коллективно.
Самооценивание.
СЛАЙД №13
Вернёмся к нашим словам , которые прозвучали в конце урока.
- Как же образуются слова? Как мы с вами образовывали новые слова?
Вывод запишите в маршрутных листах (№6)
4. Закрепление новых знаний.
СЛАЙД №14
Проверка по слайду №14.
- Используя наши знания о способах образования слов, образуйте новые слова от
корня - ЛОВ-.
Улов, ловкач, ловкий, подловить, отлов, зверолов, мышеловка, рыболов….
5. Итог урока. Оцените свою работу на уроке на маршрутных листах и с помощью сигналов.
6. Домашнее задание с.119 упр.224.