kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 3 класс     УМК Перспектива

Тема изучения: Как образуются слова

Цель темы

• Актуализировать  знания  о морфемах слова, их значении для образования слов.

• Научить:

— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

— образовывать современные слова с суффиксами  -арь, -чик, -щик, -ист;

— раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;

— определять  соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;

— образовывать и писать сложное слово, используя его толкование;

— выделять графически части слова, с помощью которых образованы новые слова;

— образовывать новые слова, используя модель слова;

— устанавливать  соответствие между словом и его схемой;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— формулировать  понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Планируемый результат

 Личностные умения:

— творчески относиться к

процессу работы над составом слова и словообразованием;

— осознавать  собственные достижения при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Регулятивные умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять  учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.

 Оборудование: презентация, учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, маршрутные листы и сигналы для самооценки у каждого учащегося.

Ход урока

  1. Орг момент.

СЛАЙД №1    

Мы рады приветствовать вас в классе,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет  уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но  начнем наш урок, не будем зря время терять.

Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.

 Урок русского языка, мы продолжаем работать с составом слова.

2. Введение в тему урока.

СЛАЙД №2.

Друзья, задача наша такова:

Открыть, как образуются слова!

Какие их части составляют,

Какую роль они играют!

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

- Мы многое уже знаем о словах, о том из каких частей они состоят, как называются эти части. А вот как образуются, мы не знаем.

Во время нашего открытия мы будем работать в таких маршрутных листах. Здесь мы будем выполнять различные задания, записывать выводы и оценивать свою работу. В конце урока каждый оценит себя «Моя оценка» и после проверки ваших научных записей оценку выставлю я. Согласны с такими условиями работы?

Подпишите маршрутные листы. (Образец маршрутного листа в Приложении)

3. Открытие новых знаний.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей!

- Какие части слова вы знаете? (Ответы детей)

СЛАЙД №3

- Найти соответствия.

- Проверка на слайде с комментированием

- Оценивание своей работы: в маршрутном листе и с помощью сигналов.

СЛАЙД №4

- Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей: приставки, суффиксы, корни..)

- Как вы думаете, как можно это использовать  для нашего открытия? (Ответы детей: составить слова).

- Составьте слова, используя данные части.

СЛАЙД №5

- Вот слова, которые вы, ребята, составили.

-Как же образовали эти слова? (разбор каждого слова   идет  со слайдом)

- Что такое приставка?

- Какие группы приставок мы знаем? (приставки с буквой  А, приставки с буквой О и т. д.)

- Работаем в маршрутных листах (№2) Запиши слова и выдели приставки. 1 ученик у доски  с комментированием.

Сделать, здесь, сдать, здравие, сдача, сдавить.

Вывод: приставки  З- не бывает, остальные слова образованы с помощью приставки С-

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

СЛАЙД №6

- Какой приставки не существует? (Ответы детей)

- Как различить при письме приставки ПО- и ПА-?(Приставка ПА- всегда ударная: пасынок, падчерица, паводок)

- Когда пишется приставка ПРА-?

СЛАЙД №7

Самостоятельная работа. Запишите в маршрутные листы (№3) слова с приставками, используя данную фотографию.

- Взаимопроверка по слайду и оценивание своего соседа по парте.

СЛАЙД №8

Физминутка.

СЛАЙД №9

Какие слова вы составили?

СЛАЙД №10

Как образовали эти слова? (? (разбор каждого слова   идет  со слайдом)

- Что такое суффикс?

- Какие оттенки суффиксов мы изучали? (Ответы детей: оттенок уменьшительно-ласкательный, оттенок «чуть-чуть», оттенок «огромный» и т. д .)

Игра «Новое  слово»: Учитель называет слово и оттенок, а учащиеся – новое слово.

Уменьшительно-ласкательное значение                 Значение «чуть-чуть»                          Значение «огромный»

тигр   серый      дети                                         синий    холод     горький     тупой                     дом      друг           жара

- Есть суффиксы, которые обозначают название профессий.

Работа с учебником: с.118 Работа со словарём- значение старинных профессий.

Вывод: Суффикс –арь – считается устаревшим, выполним задание слайд №11.

СЛАЙД № 11

Проверка по слайду.(появляются новые слова с современными суффиксами)

Выполнение  упражнения №211 в маршрутных листах. Самостоятельное выполнение, проверка с комментированием и разбором слов по составу.

Вывод: как же образованы данные слова? (Ответы детей)

- Оцените свою работу в маршрутных листах и с помощью сигналов.

СЛАЙД № 12

-Как же образовали эти слова (пароход, дымоход, паровоз…..)? (Ответы детей)

        - Как называются такие слова? (Сложные слова)

Запишите в маршрутных листах (№5) сложные слова. Проверка коллективно.

Самооценивание.

СЛАЙД №13

Вернёмся к нашим словам , которые прозвучали в конце урока.

- Как же образуются слова? Как мы с вами образовывали новые слова?

Вывод запишите в маршрутных листах (№6)

4. Закрепление новых знаний.

СЛАЙД №14

Проверка по слайду №14.

- Используя наши знания о способах образования слов, образуйте новые слова от

корня  - ЛОВ-.

Улов, ловкач, ловкий, подловить, отлов, зверолов, мышеловка, рыболов….

5. Итог урока. Оцените свою работу на уроке на маршрутных листах и  с помощью сигналов.

6. Домашнее задание с.119 упр.224.

 

        

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова" »

Русский язык. 3 класс УМК Перспектива

Тема изучения: Как образуются слова

Цель темы

• Актуализировать знания о морфемах слова, их значении для образования слов.

• Научить:

— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

— образовывать современные слова с суффиксами -арь, -чик, -щик, -ист;

— раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;

— определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;

— образовывать и писать сложное слово, используя его толкование;

— выделять графически части слова, с помощью которых образованы новые слова;

— образовывать новые слова, используя модель слова;

— устанавливать соответствие между словом и его схемой;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.


Планируемый результат

Личностные умения:

— творчески относиться к

процессу работы над составом слова и словообразованием;

— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Регулятивные умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.


Оборудование: презентация, учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, маршрутные листы и сигналы для самооценки у каждого учащегося.


Ход урока

  1. Орг момент.

СЛАЙД №1

Мы рады приветствовать вас в классе,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но начнем наш урок, не будем зря время терять.



Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.

Урок русского языка, мы продолжаем работать с составом слова.

  1. Введение в тему урока. СЛАЙД №2.

Друзья, задача наша такова:

Открыть, как образуются слова!

Какие их части составляют,

Какую роль они играют!



- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ответы детей)

- Мы многое уже знаем о словах, о том из каких частей они состоят, как называются эти части. А вот как образуются, мы не знаем.

Во время нашего открытия мы будем работать в таких маршрутных листах. Здесь мы будем выполнять различные задания, записывать выводы и оценивать свою работу. В конце урока каждый оценит себя «Моя оценка» и после проверки ваших научных записей оценку выставлю я. Согласны с такими условиями работы?

Подпишите маршрутные листы. (Образец маршрутного листа в Приложении)

  1. Открытие новых знаний.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей!

- Какие части слова вы знаете? (Ответы детей)

СЛАЙД №3




- Найти соответствия.

- Проверка на слайде с комментированием

- Оценивание своей работы: в маршрутном листе и с помощью сигналов.



СЛАЙД №4


- Ребята, что вы видите на экране? (ответы детей: приставки, суффиксы, корни..)

- Как вы думаете, как можно это использовать для нашего открытия? (Ответы детей: составить слова).

- Составьте слова, используя данные части.

СЛАЙД №5

- Вот слова, которые вы, ребята, составили.

-Как же образовали эти слова? (разбор каждого слова идет со слайдом)

- Что такое приставка?

- Какие группы приставок мы знаем? (приставки с буквой А, приставки с буквой О и т. д.)

- Работаем в маршрутных листах (№2) Запиши слова и выдели приставки. 1 ученик у доски с комментированием.

Сделать, здесь, сдать, здравие, сдача, сдавить.

Вывод: приставки З- не бывает, остальные слова образованы с помощью приставки С-

- Оцените свою работу в маршрутных листах.

СЛАЙД №6

- Какой приставки не существует? (Ответы детей)

- Как различить при письме приставки ПО- и ПА-?(Приставка ПА- всегда ударная: пасынок, падчерица, паводок)

- Когда пишется приставка ПРА-?

СЛАЙД №7


Самостоятельная работа. Запишите в маршрутные листы (№3) слова с приставками, используя данную фотографию.

- Взаимопроверка по слайду и оценивание своего соседа по парте.

СЛАЙД №8


Физминутка.

СЛАЙД №9


Какие слова вы составили?

СЛАЙД №10


Как образовали эти слова? (? (разбор каждого слова идет со слайдом)

- Что такое суффикс?

- Какие оттенки суффиксов мы изучали? (Ответы детей: оттенок уменьшительно-ласкательный, оттенок «чуть-чуть», оттенок «огромный» и т. д .)

Игра «Новое слово»: Учитель называет слово и оттенок, а учащиеся – новое слово.

Уменьшительно-ласкательное значение

Значение «чуть-чуть»

Значение «огромный»

тигр

серый

дети

синий

холод

горький

тупой

дом

друг

жара


- Есть суффиксы, которые обозначают название профессии людей.

Работа с учебником: с.118 Работа со словарём- значение старинных профессий.

Вывод: Суффикс –арь – считается устаревшим, выполним задание слайд №11.

СЛАЙД № 11



Проверка по слайду.(появляются новые слова с современными суффиксами)

Выполнение упражнения №211 в маршрутных листах. Самостоятельное выполнение, проверка с комментированием и разбором слов по составу.

Вывод: как же образованы данные слова? (Ответы детей)

- Оцените свою работу в маршрутных листах и с помощью сигналов.

СЛАЙД № 12


-Как же образовали эти слова (пароход, дымоход, паровоз…..)? (Ответы детей)

- Как называются такие слова? (Сложные слова)

Запишите в маршрутных листах (№5) сложные слова. Проверка коллективно.

Самооценивание.

СЛАЙД №13

Вернёмся к нашим словам , которые прозвучали в конце урока.


- Как же образуются слова? Как мы с вами образовывали новые слова?

Вывод запишите в маршрутных листах (№6)

  1. Закрепление новых знаний.

СЛАЙД №14

Проверка по слайду №14.


- Используя наши знания о способах образования слов, образуйте новые слова от

корня - ЛОВ-.

Улов, ловкач, ловкий, подловить, отлов, зверолов, мышеловка, рыболов….

  1. Итог урока. Оцените свою работу на уроке на маршрутных листах и с помощью сигналов.

  1. Домашнее задание.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по русскому языку "Как образуются слова"

Автор: Баженова Надежда Владимировна

Дата: 05.01.2015

Номер свидетельства: 150161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка на тему: "Состав слова. Корень и суффикс" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-korien-i-suffiks"
    ["file_id"] => string(6) "109613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока   русского языка в 6 классе "Употребление местоимений в речи" (+ презентация) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-upotrieblieniie-miestoimienii-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "220302"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434573032"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства