«Закрепление знаний и эстетических представлений о рукотворном мире человека, о красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства. Обобщение тем блока уроков «Отношение художника к миру вещей» Просмотр произведений современных художников в жанре натюрморт».
Задачи:
Образовательная:
- способствовать формированию представления о сложном жанре «Натюрморт»;
- создать условие для усвоения и обобщения учащимися последовательности работы.
Развивающая:
- развивать творческую активность в изобразительной деятельности;
- развивать умение выражать эмоционально личностное отношение к произведениям искусства;
- развивать основные способы мыслительной деятельности (сравнивать, анализировать произведения искусства, обобщать, объяснять понятия);
Воспитательная:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда в группах;
- способствовать формированию нравственных качеств личности, умение учащихся общаться в процессе коллективной художественно-творческой деятельности;
- формировать художественную компетентность учащихся как зрителя, и как исполнителя, на основе усвоения учащимися знаний и правил построения своего произведения.
Оборудование и зрительный ряд, музыкальный ряд:
Видео «Русский музей» жанр натюрморт, компьютер, слайдовый проектор, экран, диски со слайдовой презентацией, диски с записями произведений композиторов Людвига Ван Бетховена, В. А. Моцарта;
Оформление доски: Натюрморты, написанные учащимися старших классов; мелом на доске изображение одного предмета объемной формы (кувшин), для практической работы по светотени;
Картины художников: Клод Моне, Сергей Андрияка, Федор Толстой.
Материалы:
½ ватмана, гуашь, акварель, кисти № 6, № 3.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Вступительное слово учителя, объявление темы урока, цели и задачи;
3. Просмотр видео «Русский музей» жанр натюрморт;
4. Слайдовая презентация – обобщение знаний по построению натюрморта по правилам композиции;
5. Практическая работа. Работа в группах; задание в конвертах;
6. Задание: - импровизация разнообразных натюрмортов из ряда представленных изображаемых предметов представленных в конвертах, выстраивание динамичной или статичной композиции, создавая определенное настроение.
7. Составление контрастного фона, цветовой гармонии, учитывая все правила и приемы композиции.
8. Описать целостность картины, дать название.
9. Подведение итогов;
10. Закрепление пройденного материала
- Самоанализ:
Учащиеся выполняют анализ работ выставленных на просмотр по заданным критериям:
- Самооценка:
А) Высокий уровень – оригинальность построения, подобранный фон;
Б) Средний уровень – необычность построения;
В) Низкий уровень – обычное построение.
8. Вывод.
Ход урока:
Слайд №1
Учитель ИЗО: - На предыдущих уроках мы с вами закончили изучение жанра натюрморт, сегодня обобщающий урок – тема - «Такие разные натюрморты», о красоте самых обыденных вещей и их отражении в произведениях искусства художников.
- давайте вспомним, что же называется натюрмортом и что интересного в этом жанре?
- ответ учащихся: …
Учитель ИЗО: - каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, они так необходимы для нашего удобства и комфорта.
Слайд №2 Просмотр видео - кассеты «Натюрморт»
Слайд №3 Учитель ИЗО: - Основная черта натюрмортов – легкость восприятия. Натюрморт – один из самых красочных жанров живописи. Основные темы жанра натюрморта - тема любви к природе, восхищение изобилием ее даров, их красотой и бесконечным разнообразием.
Вопрос учителя: - так с чего же начинается работа художника?
Ответ учащихся: - (с идеи)
Учитель ИЗО: - натюрморт выстраивается по правилам композиции, композиция – это составление и соединение отдельных частей в единое целое в зависимости от идеи. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое.
Для составления единого целого нужно знать определенные правила построения:
Слайд №4 -Ответ учащихся: (правильно выбранный формат дает картине целостность).
Слайд №5 Учитель ИЗО: - предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но еще и отвечать одному из главных принципов эстетической выразительности - разнообразию: - форм; - материала; - фактуры; - цвета; - тона.
Построение натюрморта можно вписать в любую геометрическую фигуру, что придаст построению ощущение устойчивости.
Слайд № 6 Учитель ИЗО: Основные требования к натюрморту:
1.Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой;
2.Предметы должны гармонично считаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое;
3.В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и выделить цветом, контрастом.
Слайд №7
Вопрос учащимся: - какие правила перспективы можно применить в построении плановости натюрморта?
-Ответ учащихся: (наз. правила перспективы).
Слайд № 8, 9 Учитель ИЗО: - Натюрморт может быть статичным (симметрия-покой), или динамичным (беспокойство, неуравновешенность), это зависит от идеи художника. Покажите с помощью, каких приемов можно выполнить покой или движение в натюрморте?
- с помощью геометрических фигур – выстроить движение и покой.
Ответ учащихся:….
Показ у доски учащимися с помощью геометрических фигур.
Слайд № 10 Учитель ИЗО:- Огромную роль в натюрморте играет – контраст.
Контраст по светлоте применяют, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые предметы рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.
Слайд № 11. Учитель ИЗО: - Важную роль играет, при каком освещении выгоднее написать натюрморт. Влияние света и воздуха приобретает на поверхности предметов различные оттенки:
Объясните, какие виды освещения вы знаете?
-Ответ учащихся: …
Учитель ИЗО: - На доске покажите на предмете преломление оттенков и назовите их, (блик, полутень, собственная тень, цветовой рефлекс, падающая тень).
Учитель ИЗО: - Последним этапом в построении натюрморта – это живописное решение, в котором цветовая гамма может быть холодной или теплой, с помощью красок выстраивается объем предметов, оттенки, контраст, гармония цвета, а также передается определенное настроение.
Слайд № 12. Учитель ИЗО: - Вся выполненная работа по построению и завершению в цвете натюрморта должна быть окончательно завершена и выставлена на просмотр зрителя.
Как же называется последний этап в работе над картиной?
-Ответ учащихся: (целостность)
Учитель ИЗО: (Класс делится на пять групп)
- Пройдя все этапы работы по жанру натюрморт, вам предстоит выполнить задание:
- импровизация разнообразных натюрмортов из ряда представленных изображаемых предметов представленных в конвертах, выстраивание динамичной или статичной композиции, создавая определенное настроение. Составление контрастного фона, цветовой гармонии, учитывая все правила и приемы композиции.
- Описать целостность картины, дать название.
Творческая работа учащихся в группах.
здоровительная пауза;
- физминутка.
Подведение итогов: - отчёт работы в группах:
(групповые работы учащихся выставлены на просмотр на доске)
- Самоанализ:
Учащиеся выполняют анализ работ выставленных на просмотр по критериям;
- Самооценка:
А) Высокий уровень – оригинальность построения, подобранный фон;
Б) Средний уровень – необычность построения;
В) Низкий уровень – обычное построение.
Слайд 15
Вывод:
Загадка учащимся:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом кувшине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Значит это … (Натюрморт)
Домашнее задание:Зарисовки предметов быта, живописное решение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему Такие разные натюрморты »
План конспект урока на тему: «Такие разные натюрморты»
Обобщающий урок в 5 классах
к образовательной системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Автор: учитель изобразительного искусства
Кругляк Наталья Владимировна
Цели урока:
«Закрепление знаний и эстетических представлений о рукотворном мире человека, о красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства. Обобщение тем блока уроков «Отношение художника к миру вещей» Просмотр произведений современных художников в жанре натюрморт».
Задачи:
Образовательная:
- способствовать формированию представления о сложном жанре «Натюрморт»;
- создать условие для усвоения и обобщения учащимися последовательности работы.
Развивающая:
- развивать творческую активность в изобразительной деятельности;
- развивать умение выражать эмоционально личностное отношение к произведениям искусства;
- развивать основные способы мыслительной деятельности (сравнивать, анализировать произведения искусства, обобщать, объяснять понятия);
Воспитательная:
- создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда в группах;
- способствовать формированию нравственных качеств личности, умение учащихся общаться в процессе коллективной художественно-творческой деятельности;
- формировать художественную компетентность учащихся как зрителя, и как исполнителя, на основе усвоения учащимися знаний и правил построения своего произведения.
Оборудование и зрительный ряд, музыкальный ряд:
Видео «Русский музей» жанр натюрморт, компьютер, слайдовый проектор, экран, диски со слайдовой презентацией, диски с записями произведений композиторов Людвига Ван Бетховена, В. А. Моцарта;
Оформление доски: Натюрморты, написанные учащимися старших классов; мелом на доске изображение одного предмета объемной формы (кувшин), для практической работы по светотени;
Картины художников: Клод Моне, Сергей Андрияка, Федор Толстой.
Материалы:
½ ватмана, гуашь, акварель, кисти № 6, № 3.
План урока:
Организационный момент;
Вступительное слово учителя, объявление темы урока, цели и задачи; Просмотр видео «Русский музей» жанр натюрморт;
Слайдовая презентация – обобщение знаний по построению натюрморта по правилам композиции;
Практическая работа. Работа в группах; задание в конвертах;
5. Задание: - импровизация разнообразных натюрмортов из ряда представленных изображаемых предметов представленных в конвертах, выстраивание динамичной или статичной композиции, создавая определенное настроение. Составление контрастного фона, цветовой гармонии, учитывая все правила и приемы композиции.
- Описать целостность картины, дать название.
6. Подведение итогов;
7.Закрепление пройденного материала
- Самоанализ:
Учащиеся выполняют анализ работ выставленных на просмотр по заданным критериям:
- Самооценка:
А) Высокий уровень – оригинальность построения, подобранный фон;
Б) Средний уровень – необычность построения;
В) Низкий уровень – обычное построение.
8. Вывод.
Ход урока:
Слайд №1
Учитель ИЗО:
- На предыдущих уроках мы с вами закончили изучение жанра натюрморт, сегодня обобщающий урок – тема - «Такие разные натюрморты», о красоте самых обыденных вещей и их отражении в произведениях искусства художников.
- давайте вспомним, что же называется натюрмортом и что интересного в этом жанре?
- ответ учащихся: …
- каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, они так необходимы для нашего удобства и комфорта.
Слайд №2
Просмотр видео - кассеты «Натюрморт»
Слайд №3
Учитель ИЗО:
- Основная черта натюрмортов – легкость восприятия. Натюрморт – один из самых красочных жанров живописи. Основные темы жанра натюрморта - тема любви к природе, восхищение изобилием ее даров, их красотой и бесконечным разнообразием.
Вопрос: - так с чего же начинается работа художника?
Ответ учащихся: - (с идеи)
Учитель ИЗО:
- натюрморт выстраивается по правилам композиции, композиция – это составление и соединение отдельных частей в единое целое в зависимости от идеи. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое.
Для составления единого целого нужно знать определенные правила построения:
Слайд №4
-Ответ учащиеся: (правильно выбранный формат дает картине целостность).
Слайд №5
Учитель ИЗО:
- предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но еще и отвечать одному из главных принципов эстетической выразительности – разнообразию: - форм;- материала; - фактуры; - цвета;
- тона.
Построение натюрморта можно вписать в любую геометрическую фигуру, что придаст построению ощущение устойчивости.
Слайд № 6
Учитель ИЗО:
Основные требования к натюрморту:
Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой;
Предметы должны гармонично считаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое;
В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором плане и выделить цветом, контрастом.
Слайд №7
Вопрос учащиеся:
- какие правила перспективы можно применить в построении плановости натюрморта?
-Ответ учащиеся: (наз. правила перспективы).
Слайд № 8, 9
Учитель ИЗО: - Натюрморт может быть статичным (симметрия-покой), или динамичным (беспокойство, неуравновешенность), это зависит от идеи художника. Покажите с помощью, каких приемов можно выполнить покой или движение в натюрморте?
- с помощью геометрических фигур – выстроить движение и покой.
Ответ учащихся:
Показ у доски учащимися с помощью геометрических фигур.
Слайд № 10
Учитель ИЗО:
- Огромную роль в натюрморте играет – контраст
- Контраст по светлоте применяют, подчеркивая в изображении разную тональность предметов. Располагая светлые предметы рядом с темными, они усиливают контрастность и звучность цветов, достигают выразительности формы.
Слайд № 11
Важную роль играет, при каком освещении выгоднее написать натюрморт. Влияние света и воздуха приобретает на поверхности предметов различные оттенки:
Объясните, какие виды освещения вы знаете?
-Ответ уч-ся:
- на доске покажите на предмете преломление оттенков и назовите их, (блик, полутень, собственная тень, цветовой рефлекс, падающая тень).
Учитель ИЗО:
Последним этапом в построении натюрморта – это живописное решение, в котором цветовая гамма может быть холодной или теплой, с помощью красок выстраивается объем предметов, оттенки, контраст, гармония цвета, а также передается определенное настроение.
Слайд № 12
- вся выполненная работа по построению и завершению в цвете натюрморта должна быть окончательно завершена и выставлена на просмотр зрителя.
Как же называется последний этап в работе над картиной?
-Ответ учащихся: (целостность)
Учитель ИЗО:
(Класс делится на пять групп)
- Пройдя все этапы работы по жанру натюрморт, вам предстоит выполнить задание:
- импровизация разнообразных натюрмортов из ряда представленных изображаемых предметов представленных в конвертах, выстраивание динамичной или статичной композиции, создавая определенное настроение. Составление контрастного фона, цветовой гармонии, учитывая все правила и приемы композиции.
- Описать целостность картины, дать название.
Творческая работа учащихся в группах.
Оздоровительная пауза;
- физминутка.
Подведение итогов: - отчёт работы в группах:
(групповые работы учащихся выставлены на просмотр на доске)
- Самоанализ:
Учащиеся выполняют анализ работ выставленных на просмотр по критериям;
- Самооценка:
А) Высокий уровень – оригинальность построения, подобранный фон;