Конспект урока обучения чтению (1 класс УМК «Перспектива»)
Тема: "Согласный звук [щ], буква Щ, щ".
Цели:
Образовательная:
- познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;
- научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;
- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.
Развивающая:
Познавательные УУД:
- умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям;
- находить закономерности;
- умение соотносить объекты с изученными понятиями,
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
Регулятивные УУД:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные УУД::
- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
- умение коммуникативной деятельности в паре, группах.
- Опорная запись для формулирования цели урока.
Воспитательная:
Личностные УУД::
- освоение личностного смысла учения, желания учиться,
- формирование потребности в творческом самовыражении.
Ход урока.
1. Организационный этап урока:
- Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
2.Актуализация опорных знаний.
1.Коллективная работа:
-Начнем урок с повторения изученных букв.
Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по аналогии)
О А У Н Ы Э («Н»- согласная)
Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)
Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)
Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)
1.Индивидуальная работа:
Задание:
а) подчеркнуть гласные буквы в слове чудеса;
б) подчеркнуть согласные буквы в слове радость;
в) схема слова чайник
2.Контроль индивидуальной работы.
3.Мобилизующий этап.
- Сегодня на уроке будем изучать новый звук, и буквы, которые обозначают этот звук.
На доске:
… ука ро…а ово…и …енок пла…
- Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?
- Почему так решили?
- Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.
На доске:
- Познакомиться с новыми … и …
- Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв.
- Учиться читать….
4. Формирование новых знаний.
1.- Огадайте загадку:
- Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна.
Притом - такая злюка!
Конечно, это…(щука).
-Что знаете об этой рыбе?
2.Презентация о щуке.
- Щука – хищная рыба. Её называют ещё санитаром рек и озёр. Питается рыбой, головастиками, лягушками. Чем больше щук в водоёме, тем чище он.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
А) – Какой первый звук слышится в слове ЩУКА?
Б) Работа в парах:
- Повернитесь к друг другу. Понаблюдайте за его артикуляцией. Как мы его произносим?
- На что похож этот звук? (Шипение – например, шарик сдувается).
Какой еще звук похож на шипение? (ш).
- Чем они различаются? (Щ – мягкий, ш – твердый).
В) Характеристика звука.
- Итак, звук щ – какой он? Дайте характеристику звуку.
- Звук щ – согласный, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты.
- Звук щ – глухой, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают.
- Звук щ – всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости).
- Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Он непарный, нет пары по звонкости – глухости).
Вывод: звук /щ/-согл, шипящий, глухой, мягкий, непарный.
- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую характеристику. Какой это звук? (Верно, звук ч).
- Схема слова (на доске, в тетради)
Г) Анализ слова «лещ». (Предметная картинка)
- У щуки есть друг. В его названии тоже присутствует уже нам знакомый звук. Что это за рыба? (лещ). Лещ - это речная рыба с плоским телом.
- Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.
- Дадим характеристику каждому звуку. - Схема слова (на доске, в тетради)
Вывод:
- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)
Д) Фонетическая зарядка+ физминутка.
- А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседание с хлопками в ладоши. Но выполнить движение можно только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:
щёлк, щелкунчик, честный, жизнь, щипцы, ящик, поход, щека, туча, щука, печка, прощание, роща, шепот.
5. Знакомство с новой буквой. Учитель показывает карточку с буквой Щ щ.
1. - Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам. В. Степанов
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
– На что еще похожа буква щ? (Ответы детей.)
2. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов
- На доске карточки с буквами ш и щ.(Сравнение)
- Ш и Щ – родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
- ША ШИ ШЕ ШЁ ШО
ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО
3-Кто покажет эту букву в алфавите?
-На какие предметы похожи? Предлагаю послушать стихотворения
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
- На кого похожа буква? (Ответы детей.)
На что еще похожа буква?
- Щ- играющий щенок.
Кверху лапками он лег.
-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?
2- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?
- В каких словах будем писать заглавную букву Щ?
- Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?
5. Чтение слогов с буквой Щ.
Индивидуальная работа: хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему.
- Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.
ЩА ЩИ ЩО ЩУ ЩЕ ЩЁ
- Давайте попробуем дополнить слоги до слова.
- Оказывается, что буква Щ дружит не со всеми буквами.
- Посмотрите здесь используются не все гласные буквы, нет я, ы, ю, э.
- Почему так получилось, вы сейчас узнаете, прослушав сказку «Приключения шипящих букв». «Азбуковедение» с. 354 – 355
Вывод: ЩА и ЩУ пишутся с буквами а и у Запомните: ча – ща, чу-щу
Первичное закрепление:
Задание: Какие буквосочетания вставите в данные слова: (используется обратная связь- карточки): свеча, чулок, роща, щука, угощу, площадка.
7. Чтение слов с буквой Щ.
- ЩУКА РОЩА ЩАВЕЛЬ ЩЕПКА ЩЁТКА
- Беседа о гигиене (Зубная щётка. Для чего она нам нужна.)
Физминутка
5.Закрепление:
1. Самостоятельное чтение текста «Щётка» - учебник с.52
Работа в паре: - прочитать по 2 строки друг другу. Чтение вслух
2. Работа с текстом. «Щенки».
Задание: 1.Прочитать текст.
- подчеркнуть букву Щ, посчитать количество данных букв в тексте. (9)
- Чтение вслух.
3. Музыкальный видеофильм
4. Чтение текста «Щука» цепочкой. - учебник с. 53
Анализ текста:
- Почему щуку называют хищной рыбой?
- Где она водится?
- Как щука двигается?
- Как понимаете смысл последнего предложения?
5. Работа в группах:
1 группа. Задание:
Помогите лещу спрятаться от щуки. Для этого нужно написать любые 3 слова с буквой Щ.
2 группа. Задание: Подчеркните предметы, в названиях которых есть звук [щ].
3 группа. Задание: Соберите в корзинку слова, которые пишутся с буквой Щ (Проведите линии от нужных слов к корзине)
4 группа. Задание: - Какое слово спряталось? Прочитайте.
- Подчеркните согласные буквы, обозначающие мягкие звуки.
5 группа. Задание: - Составить слова из слогов. (см Азбуковедение – с. 354)
6 Контроль:.Самостоятельная работа:
А) Задание: (Карточка). Вставить букву ш или щ в слова
.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла., малы., бор., .енок.
Б) Самопроверка Самооценка
7. Итог урока. Рефлексия.
- Какой звук изучали на уроке? Дайте ему характеристику.
-Какой буквой обозначается этот звук на письме?
-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?
-Всё ли мы выполнили?
- Что понравилось на уроке?
-Что показалось сложным?