kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения чтению (1 класс УМК «Перспектива») Тема: "Согласный звук [щ], буква Щ, щ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения чтению (1 класс  УМК «Перспектива»)

Тема: "Согласный звук [щ],  буква Щ, щ".

Цели:

Образовательная:

-  познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;

 - научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

 - развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Развивающая:

Познавательные УУД:

- умение сравнивать  и группировать объекты  по нескольким основаниям;

- находить закономерности;                      

- умение соотносить объекты с изученными понятиями,

- наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

Регулятивные УУД:  

- выполнять учебное задание в соответствии с целью. 

Коммуникативные УУД::

- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, 

-  умение коммуникативной деятельности в паре,  группах.

- Опорная запись для формулирования цели урока.

Воспитательная:

Личностные УУД::

- освоение личностного смысла учения, желания учиться,

- формирование потребности в творческом самовыражении.

Ход урока.

1.    Организационный этап урока:

- Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Коллективная работа:

-Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  (далее- по аналогии)

О А У  Н Ы Э            («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е                 («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С             (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т         («Х»- нет пары по глух-звонк.)                  

1.Индивидуальная  работа:

Задание:

а)  подчеркнуть гласные буквы в слове         чудеса;

б) подчеркнуть согласные буквы в слове         радость;

      в) схема слова  чайник

2.Контроль индивидуальной работы.

3.Мобилизующий этап.

- Сегодня на уроке будем изучать новый звук, и буквы, которые обозначают этот звук.

На доске:

… ука         ро…а          ово…и                …енок                 пла…

   - Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

   - Почему так решили?

    - Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.

На доске:

- Познакомиться с новыми …  и  …

- Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв.

- Учиться читать….

4. Формирование новых знаний.

1.- Огадайте загадку:

  • Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна.

Притом -  такая злюка!

Конечно, это…(щука).  

-Что знаете об этой рыбе?

2.Презентация о щуке.

  • Щука – хищная рыба. Её называют ещё санитаром рек и озёр. Питается рыбой, головастиками, лягушками. Чем больше щук в водоёме, тем чище он.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

А) – Какой первый звук слышится в слове ЩУКА?

Б) Работа в парах:

- Повернитесь к друг другу. Понаблюдайте за его артикуляцией. Как мы его произносим?

- На что похож этот звук? (Шипение – например, шарик сдувается).

Какой еще звук похож на шипение? (ш).

- Чем они различаются? (Щ – мягкий, ш – твердый).

 В) Характеристика звука.

- Итак, звук щ – какой он? Дайте характеристику звуку.

 - Звук щ – согласный, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты.

- Звук щ – глухой, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают.

- Звук щ – всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости).

- Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Он непарный, нет пары по звонкости – глухости).

Вывод: звук /щ/-согл, шипящий, глухой, мягкий,  непарный.

- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую характеристику. Какой это звук? (Верно, звук ч).

-  Схема слова (на доске, в тетради)

Г) Анализ слова «лещ». (Предметная картинка)

 - У щуки есть друг. В его названии тоже присутствует уже нам знакомый звук. Что это за рыба? (лещ).   Лещ - это речная рыба с плоским телом. 
- Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно. 
- Дадим характеристику каждому звуку. -  Схема слова (на доске, в тетради)

Вывод:

- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий) 

Д) Фонетическая зарядка+ физминутка.

 - А сейчас потренируем свое умение слышать  в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседание с хлопками в ладоши. Но выполнить движение можно только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

щёлк, щелкунчик, честный, жизнь, щипцы, ящик, поход, щека, туча, щука, печка, прощание, роща, шепот.

5. Знакомство с новой буквой.      Учитель показывает карточку с буквой Щ щ.

1.  - Буква щ поможет нам

   Чистить зубы по утрам.     В. Степанов

  -  На расческу    Щ похожа.

     Три зубца всего?   Ну что же!

– На что еще похожа буква щ? (Ответы детей.)

2. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

 - На доске карточки с буквами ш и щ.(Сравнение)

- Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

- ША ШИ ШЕ ШЁ ШО                   

 ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО

3-Кто покажет эту букву в алфавите?

-На какие предметы похожи?   Предлагаю послушать стихотворения

       Буква щ поможет нам                                    

     Чистить зубы по утрам.

                           В. Степанов

 На расческу  Щ похожа.

 Три зубца всего? Ну что же!

- На кого похожа буква? (Ответы детей.)

На что еще похожа буква?

- Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?

2- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

  -  В каких словах будем писать заглавную букву Щ?

  - Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?

5. Чтение слогов с буквой Щ.

Индивидуальная работа: хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему.

-  Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

ЩА  ЩИ  ЩО  ЩУ ЩЕ  ЩЁ                            

- Давайте попробуем дополнить слоги до слова.

- Оказывается, что буква Щ  дружит не со всеми буквами.

 - Посмотрите  здесь используются не все гласные буквы, нет я, ы, ю, э.

 - Почему так получилось, вы сейчас узнаете, прослушав сказку «Приключения шипящих букв».  «Азбуковедение» с. 354 – 355

Вывод:  ЩА и ЩУ пишутся с буквами а и у        Запомните: ча – ща, чу-щу

Первичное закрепление: 

Задание: Какие буквосочетания вставите в данные слова: (используется обратная связь- карточки): свеча, чулок, роща, щука, угощу, площадка.

7.  Чтение слов с буквой Щ.

 - ЩУКА   РОЩА   ЩАВЕЛЬ    ЩЕПКА  ЩЁТКА

 - Беседа о гигиене (Зубная щётка.  Для чего она  нам нужна.)

Физминутка

5.Закрепление:

1. Самостоятельное чтение текста «Щётка» - учебник  с.52

Работа в паре: - прочитать по 2 строки друг другу.  Чтение вслух

2. Работа с текстом. «Щенки».

Задание:   1.Прочитать текст.

  1.  подчеркнуть букву Щ, посчитать количество данных букв в тексте. (9)
  2. Чтение вслух.

3. Музыкальный видеофильм

4. Чтение текста «Щука»  цепочкой.  - учебник с. 53

Анализ текста:

- Почему щуку называют хищной рыбой?

- Где она водится?

- Как щука двигается?

- Как понимаете смысл последнего предложения?

5. Работа в группах:

1 группа.  Задание:

    Помогите лещу спрятаться от щуки. Для этого нужно написать любые 3 слова с буквой Щ.

2  группа.  Задание: Подчеркните предметы, в названиях которых есть звук [щ].

3 группа.  Задание: Соберите в корзинку слова, которые пишутся с буквой Щ (Проведите линии от нужных слов к корзине)

4 группа.  Задание: - Какое слово спряталось? Прочитайте.

                                  - Подчеркните согласные буквы, обозначающие мягкие звуки.

5 группа.  Задание: - Составить слова из слогов. (см Азбуковедение – с. 354)

6 Контроль:.Самостоятельная работа:

А) Задание: (Карточка). Вставить букву ш или щ в слова

.апка, .ука,  .ум,  .авель,  .ётка,  .айба,   пла.,    малы.,    бор.,  .енок.

Б) Самопроверка      Самооценка

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какой звук изучали на уроке?     Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначается этот звук на письме?

-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?

-Всё ли мы выполнили?

- Что понравилось на уроке?

-Что показалось сложным?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения чтению (1 класс УМК «Перспектива») Тема: "Согласный звук [щ], буква Щ, щ".»

Конспект урока обучения чтению (1 класс УМК «Перспектива») Тема: "Согласный звук [щ], буква Щ, щ". Цели: Образовательная:

- познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;

- научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

Развивающая:

Познавательные УУД:

- умение сравнивать  и группировать объекты  по нескольким основаниям;

- находить закономерности;

- умение соотносить объекты с изученными понятиями,

- наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;

Регулятивные УУД:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД::

- умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,

- умение коммуникативной деятельности в паре, группах.

- Опорная запись для формулирования цели урока.

Воспитательная:

Личностные УУД::

- освоение личностного смысла учения, желания учиться,

- формирование потребности в творческом самовыражении.

Ход урока.

    1. Организационный этап урока:

- Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Коллективная работа:


-Начнем урок с повторения изученных букв.

Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»?  (далее- по аналогии)

О А У  Н Ы Э            («Н»- согласная)

Ю Ё Я И Е                 («И» обозн. 1 звук)

Л М Р Ж В С             (« С» обозн. глух. звук)

Б П Г К Х Д Т         («Х»- нет пары по глух-звонк.)                  

1.Индивидуальная работа:


Задание:

а) подчеркнуть гласные буквы в слове чудеса;

б) подчеркнуть согласные буквы в слове радость;

в) схема слова чайник


2.Контроль индивидуальной работы.

3.Мобилизующий этап.

- Сегодня на уроке будем изучать новый звук, и буквы, которые обозначают этот звук.

На доске:

… ука ро…а ово…и …енок пла…


- Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?

- Почему так решили?

- Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.

На доске:

- Познакомиться с новыми …  и  …

- Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв.

- Учиться читать….

4. Формирование новых знаний.

1.- Огадайте загадку:

  • Опасней всех она в реке, хитра, прожорлива, сильна.

Притом - такая злюка!

Конечно, это…(щука).

-Что знаете об этой рыбе?

2.Презентация о щуке.

  • Щука – хищная рыба. Её называют ещё санитаром рек и озёр. Питается рыбой, головастиками, лягушками. Чем больше щук в водоёме, тем чище он.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

А) – Какой первый звук слышится в слове ЩУКА?

Б) Работа в парах:

- Повернитесь к друг другу. Понаблюдайте за его артикуляцией. Как мы его произносим?

- На что похож этот звук? (Шипение – например, шарик сдувается).

Какой еще звук похож на шипение? (ш).

- Чем они различаются? (Щ – мягкий, ш – твердый).

В) Характеристика звука.

- Итак, звук щ – какой он? Дайте характеристику звуку.

- Звук щ – согласный, т. к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду, зубы сомкнуты.

- Звук щ – глухой, т. к. произносится шумом, голосовые связки не работают.

- Звук щ – всегда мягкий, т. к. нет пары по твердости – мягкости).

- Найдите значок обозначения на странице. Почему он один? (Он непарный, нет пары по звонкости – глухости).

Вывод: звук /щ/-согл, шипящий, глухой, мягкий, непарный.

- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую характеристику. Какой это звук? (Верно, звук ч).

- Схема слова (на доске, в тетради)

Г) Анализ слова «лещ». (Предметная картинка)

- У щуки есть друг. В его названии тоже присутствует уже нам знакомый звук. Что это за рыба? (лещ). Лещ - это речная рыба с плоским телом. 
- Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно. 
- Дадим характеристику каждому звуку. - Схема слова (на доске, в тетради)

Вывод:

- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий) 

Д) Фонетическая зарядка+ физминутка.

- А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседание с хлопками в ладоши. Но выполнить движение можно только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

щёлк, щелкунчик, честный, жизнь, щипцы, ящик, поход, щека, туча, щука, печка, прощание, роща, шепот.

5. Знакомство с новой буквой. Учитель показывает карточку с буквой Щ щ.

1.  - Буква щ поможет нам

  Чистить зубы по утрам. В. Степанов

-  На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!


– На что еще похожа буква щ? (Ответы детей.)

2. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

 - На доске карточки с буквами ш и щ.(Сравнение)

- Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

- ША ШИ ШЕ ШЁ ШО                   

ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО


3-Кто покажет эту букву в алфавите?

-На какие предметы похожи? Предлагаю послушать стихотворения


Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

                           В. Степанов

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!


- На кого похожа буква? (Ответы детей.)


На что еще похожа буква?

- Щ- играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?


2- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?

- В каких словах будем писать заглавную букву Щ?

- Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?

5. Чтение слогов с буквой Щ.

Индивидуальная работа: хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему.

-  Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.

ЩА ЩИ ЩО ЩУ ЩЕ ЩЁ

- Давайте попробуем дополнить слоги до слова.

- Оказывается, что буква Щ дружит не со всеми буквами.

- Посмотрите здесь используются не все гласные буквы, нет я, ы, ю, э.

- Почему так получилось, вы сейчас узнаете, прослушав сказку «Приключения шипящих букв». «Азбуковедение» с. 354 – 355

Вывод: ЩА и ЩУ пишутся с буквами а и у Запомните: ча – ща, чу-щу

Первичное закрепление:

Задание: Какие буквосочетания вставите в данные слова: (используется обратная связь- карточки): свеча, чулок, роща, щука, угощу, площадка.


7. Чтение слов с буквой Щ.

- ЩУКА РОЩА ЩАВЕЛЬ ЩЕПКА ЩЁТКА

- Беседа о гигиене (Зубная щётка. Для чего она нам нужна.)

Физминутка

5.Закрепление:

1. Самостоятельное чтение текста «Щётка» - учебник с.52

Работа в паре: - прочитать по 2 строки друг другу. Чтение вслух

2. Работа с текстом. «Щенки».

Задание: 1.Прочитать текст.

    1. подчеркнуть букву Щ, посчитать количество данных букв в тексте. (9)

    2. Чтение вслух.

3. Музыкальный видеофильм

4. Чтение текста «Щука» цепочкой. - учебник с. 53

Анализ текста:

- Почему щуку называют хищной рыбой?

- Где она водится?

- Как щука двигается?

- Как понимаете смысл последнего предложения?

5. Работа в группах:

1 группа. Задание:

Помогите лещу спрятаться от щуки. Для этого нужно написать любые 3 слова с буквой Щ.

2 группа. Задание: Подчеркните предметы, в названиях которых есть звук [щ].

3 группа. Задание: Соберите в корзинку слова, которые пишутся с буквой Щ (Проведите линии от нужных слов к корзине)

4 группа. Задание: - Какое слово спряталось? Прочитайте.

- Подчеркните согласные буквы, обозначающие мягкие звуки.

5 группа. Задание: - Составить слова из слогов. (см Азбуковедение – с. 354)

6 Контроль: .Самостоятельная работа:

А) Задание: (Карточка). Вставить букву ш или щ в слова

.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла.,  малы.,  бор., .енок.

Б) Самопроверка Самооценка

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какой звук изучали на уроке? Дайте ему характеристику.

-Какой буквой обозначается этот звук на письме?

-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?

-Всё ли мы выполнили?

- Что понравилось на уроке?

-Что показалось сложным?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обучения чтению (1 класс УМК «Перспектива») Тема: "Согласный звук [щ], буква Щ, щ".

Автор: Терланова Наталья Васильевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320326


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства