Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, то. то, или. или, либо. Цели: а) образовательная: формирование знаний учащихся о разделительных союзах в сложносочиненных предложениях, их употреблении в речи, закрепление сведений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложносочиненные предложения с разделительными союзами»
Утверждаю:_______________Дата:______________Русский язык 9 класс № 1. 7.11.2016
Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, то... то, или... или, либо. Цели: а) образовательная: формирование знаний учащихся о разделительных союзах в сложносочиненных предложениях, их употреблении в речи, закрепление сведений о сложном предложении, полученных на предыдущем уроке, тренировка в постановке знаков препинания между частями сложного предложения; б) развивающая: выработать навыки пунктуации, развитие творческих способностей учащихся, развивать умение логически мыслить; в) воспитательная: воспитывать любовь к природе, к прекрасному. Тип урока: комбинированный Методы: объяснительно - иллюстративный, повторение, игра, коммуникативный Наглядность: схема, карточки, билеты Межпредметные связи: казахский язык, физика, биология, литература
Ход урока І. Организационный момент ІІ. Опрос домашнего задания Слово учителя.
Тема прошлого урока. (Сложносочиненное предложение с соединительными союзами)
На какие разряды делятся сочинительные созы?
Работа по схеме. (противительные, соединительные, разделительные)
Какие вы знаете противительные союзы? (а, но, однако)
Какие вы знаете соединительные союзы? (и, да, тоже)
Как вы думаете какой будет тема сегодняшнего урока? (сложносочиненные предложения с разделительными союзами или, либо, то... то) ІІІ. Новая тема ССП с разделительными союзами (или (иль), либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то):
То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то ли — то ли указывает на сопоставление явлений.
То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега — союз то — то указывает на чередование
явлений.
Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
Перед разделительными союзами в ССП ставится запятая.
ІV. Закре пление Раздаю карточки с предложениями на казахском языке и попробуем перевести их на русский язык, используя в них разделительные союзы. Сравним полученны й перевод и сделаем выводы. Преведите на русский язык 1) Не тезірек өтіп кет, не жолдан былай тұр. 2) Мен барармын, әйтпесе ақсақалдың өзі келер. 1) Дәмеш біресе жылаған шешесіне қарады, біресе төсекте жатқан әкесіне қарады. 2) Ол бірде жұмсақ, бірде өте қатаң еді. (В казахском языке тоже есть сложносочиненные пердложения с разделительными союзами, и в них тоже перед союзом ставится запятая)
№ 1 задание. Каждый ученик подходит к столу учителя и вытягивает карточку с заданиями
1.Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Что такое фонетика?
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
2.Родина – мать, а за мать на жалей и жизнь отдать.
Что такое лексика?
В городском саду играл оркестр и пел хор.
3.Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Что такое морфология?
Соль горькая однако люди не могут жить без нее.
4.Птице - крылья, а человеку – разум.
Что такое синтаксис?
Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
5.Глазам страшно, а руки делают.
Какие ты знаешь соединительные союзы?
Гроза прошла и тяжелые ветки сирени заглядывают в окно.
6.Меньше говори, больше делай. Какие ты знаешь противительные союзы?
То утренний ветер приносит аромат цветущего винограда то разносится тонкий,
благоухающий запах резеды и вареного вина.
№ 2 задание. Вставьте разделительные союзы и определите их значения.
1. ... солнце светит, ... идет дождь.
2. ... ты сам признаешься, ... кто-то укажет на твою ошибку.
3. ... он ничего не слышал об этой истории, ... она стерлась в его памяти.
4. ... мальчика влекло море, ... он мечтал стать летчиком.
5. ... с востока наносило низкие черные тучи, ... на горизонте поднимался дым огромного пожара.
6. ... ты посадишь на участке цветы, ... я займу его под овощи.
V.Обобщение Вопросно – ответная беседа Какой была тема сегодняшнего урока? Какие вы знаете разделительные союзы? Где ставится запятая в сложносочиненных предложениях? Какие вы знаете соединительные союзы? Назовите противительные союзы?
VI.Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
VІІ. Комментирование оценок
VІІІ. Домашнее задание
Упр. 57 Выпишите только сложносочиненные предложения.