КГУ «Средняя профильная школа №45»
Урок-обобщение «Типы сложносочиненных предложений»
Кабдыракова Айнур Бахтияровна
Учитель русского языка и литературы
Тема: Типы сложносочиненных предложений. Урок-обобщение
Цель урока: формирование способности учащихся определять структуру ССП и средства связи в них, отличать простое предложение от сложного.
Ожидаемый результат: умеют определять основные признаки сложносочиненных предложений.
Оборудование: Презентация Power Point, карточки с заданиями
время
этапы урока
действия учителя
действия учеников
3мин
2мин
1мин
1мин
І. Организация класса
2. Деление на группы
3. Постановка цели урока
Знакомство с правилами работы на уроке
Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Пусть хорошее настроение сопутствует нам на протяжении всего занятия.
Круг радости
Тренинг «Моя ладонь в твоей ладони»
Делятся на группы по сочинительным союзам
Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме “Сложносочинённые предложения”.
Что же конкретно мы будем делать? Сформулируйте задачи, которые мы будем выполнять на уроке
Предлагаю составить правила работы и критерии оценивания.
Дотрагиваются друг к друг ладонями и высказывают одно пожелание
Выбирают цветные стикеры сердечки. На обратной стороне стикеров написаны темы: противительные союзы, разделительные союзы, соединительные союзы. Рассаживаются в группы по выбранным темам.
Ученики формулируют цели урока, выдвигают гипотезы
Повторим сведения о сложносочинённом предложении, сочинительные союзы, будем учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания
Распределяют роли
2мин
3 мин
7 мин
(составление постера)
5 мин (На защиту постера)
3 мин
ІІ.Основная часть
Орфографическая минутка
Самооценка
Составление постера
Оценивание после защиты постера каждой группы
Опережающий вопрос:
- Дайте определение сложного предложения.
- Назовите типы сложных предложений.
- Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?
Работа по карточке
Была с.редина марта. В.сна в этом году выд.лась ровная, дружная. Изр.дка вып.дали обильные, но короткие д.жди. Уже ездили на к.лесах по дорогам, п.крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т.нистых.врагах, но на п.лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш.ми плеш.нами пок.залась ч.рная, жирная, парившаяся на со.нце земля. Б.резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж.лтыми, пушистыми и огромными.
На доске появляется правильный вариант
Сейчас каждая группа поработает со своим материалом.
Формативное, устное поощрение (очень хорошо, молодцы, хорошая работа).
Обсуждают в группе и предлагают свои формулировки.
Вставляют нужные буквы.
Выписывают словосочетания связаные подчинительной синтаксической связью
1группа - согласование
2 группа - управление
3 группа - примыкание
Ученики проверяют свои работы, спикер групп выставляет оценки
1 группа.Что такое сложносочиненные предложения с соединительными союзами? Как простые предложения отделяются в нем?
2 группа. Что такое сложносочиненные предложения с противительными союзами? Как простые предложения отделяются в нем?
3группа. Что такое сложносочиненные предложения с разделитнльными союзами? Как простые предложения отделяются в нем?
Повторяют, делают пометки, собираются в экспертные группы, обсуждают, создают постеры. Далее каждая группа представляет свою работу.
Хлопают 3 раза
2мин
10 мин
Применение новых знаний разбор ССП
Задание на понимание изученного материала
Выполнение упражнений у доски
Индивидуальная работа «Верно-неверно»
Верно ли утверждение, что: (буклет распечатан каждому ученику)
1. Предложение – это синтаксическая единица?(верно)1
2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?(неверно сочинит союзами)0
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.(верно)1 (101)
4.К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО(верно)1
5.Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами? (неверно)0
6.К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (верно)1(101)
7. В ССП простые предложения неравноправны? (неверно равноправны) 0
8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая.(неверно. ставится)0
с соединительными союзами
9. К соединительным союзам относятся. И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А.(неверно. Но, а противительные)0
После выполнения задания у вас должен получиться следующий ответ:
«101 101 000». Проверяем сразу.
Оценивание «5»- 9 правильных ответов
«4»- 8 правильных ответов
« 3»- 5 правильных ответов
«2»- если ответил на 4 вопроса и меньше.
В сложносочиненных предложениях уазывают союзы и определяют их значения. Сотавляют графическую схему ппредложения.
Идет процесс самооценивания
3мин
Итог урока
Обобщает тему:
-Что вы узнали нового по данной теме?
-Объясните постановку знаков препинания между частями ССП.
- Чем же отличается простое предложение от сложного?
Желательно с каждой группы выступает с ответом на поставленный вопрос один ученик.
3мин
Рефлексия
Благодарит за плодотворную работу: Спасибо за работу!
Оценивает учащихся.
Продолжают фразу»:
• Мне было интересно…
• Я сегодня понял, что…
• Мне было трудно…
• Я хотел бы узнать более подробно…