9 «А» класс. 22.10.2014г.
Тема урока: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами.
Цели урока:
- Формировать навыки и умения распознавать структурно-семантические особенности сложносочиненных предложений, их типы по средствам связи и характеру выраженных отношений между частями;
- Раскрыть специфику семантики и строения ССП с разделительными союзами;
- Выработать навыки правильно употреблять ССП в речи при описании.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Мы изучаем сложные предложения, их основные типы. Наш сегодняшний урок состоит из нескольких этапов:
- Знание.
- Понимание.
- Применение.
- Анализ.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
II. Работа со схемой.
Дидактический этап - ЗНАНИЕ.
Основные виды сложных предложений
Союзные Бессоюзные
Средства связи Средства связи
Союзы, союзные слова, интонация интонация
Сочинительные, подчинительные
III. Проверка домашнего задания
Дидактический этап – ПОНИМАНИЕ.
Упр.46. Умение различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с однородными членами, соединенными союзами и.
1.Солнце село и спряталось за горизонт. 2.Солнце садилось, и медленно наступали сумерки. 3.Кружатся осенние листья и падают на землю.
4. Медленно падают листья, и земля покрывается мягким желтым ковром. 5.С севера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба. 6. Надвинулась огромная туча и в степи стало темно. 7. За окном кружился и тихо падал на землю снег. 8. В воздухе тихо кружился снег и земля постепенно становилось белой.
IV. Комментированное списывание.
Дидактический этап – ПРИМЕНЕНИЕ
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Разделительные союзы: или, либо, или…или, то…то указывают
1)на то, что из двух явлений возможно только одно;
Будет очень жарко, или разразится гроза.
2) на чередование явлений;
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
V. Объяснительное списывание.
Дидактический этап – АНАЛИЗ.
Организация творческого подхода к выполнению следующего задания, развития образного мышления.
Лес стоит стеной и никакому ветр… с ним не справиться. Тихо в лесн…чаще. Лишь изредк… донос…тся какие-то звуки. Потрескива…т сучья на мороз… или синички попискива… ищут под корой жуков. А в поле ветер свирепству…т. То слыш…тся протяжн… вой то на минуту он замира…т. Но потом опять завоет, завоет с больш… силой.
VI. Графический диктант.
Дидактический этап – РЕФЛЕКСИЯ.
Получение обратной связи, наблюдение над закреплением нового материала.
Задание: вписать в табличку номера предложений.
1.Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их звонкий крик. 2.Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко. 3. Сегодня было ясно и солнечно, завтра тоже ожидается хорошая погода. 4. Или мы пойдем вместе, или я пойду один. 5. Вот откуда-то доносится тревожный крик, или раздается неопределенный крик.
ССП с соединительными союзами
ССП с противительными союзами
ССП с
разделительными союзами
1, 3
2
4, 5
VII. Итоги урока.
Подведение итогов и выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
Упр.55, 56.
№28 Кушмурунская средняя школа
Тема урока
«Сложносочиненные предложения
с разделительными союзами»
9 класс
Учитель русского языка: Елекеева.С.А.
2014-2015 уч.год.