9 класс Руская язык
Тема: Сложносочиненые предложения с разделительными союзами
Цели урока:1формеровать навыки и умения распознавать структурно- семантические особенности сложносочиненных предложений (ССП), их типыпо средствам связы и характеру выраженных отношений между предикативными частями;
2.раскрыть специфику семантики и строения ССП с разделительными союзами;
3. выработать навыки правильно употреблять ССП в речи при описании.
Тип урока: частично-пойсовый.
Оборудование: использование системы мультимедиа, электронный учебник для 9 класса.
Ход урока:
І.Слово учителя
Мы изучаем сложные предложения, их основные типы. Наш сегодняшний урок состоит из нескольких этапов:
1.Знание. 4.Анализ.
2.Понимание. 5.Рефлексия.
3.Применение. 6.Подведение итогов и выставление оценок.
4.Анализ.
ІІ. Работа со схемой
Дидактический этап – ЗНАНИЕ.
Цель – способствовать пониманию учащимися целей и задач обучения.
Основные виды сложных предложений
Союзные Бессоюзные
Средства связи союзы, союзные Средство связи интонация
Слова, интонация
Сочинительные, подчинительные
ІІІ. Проверка домашнего задания
Дидактический этап- ПОНИМАНИЕ:
Переход от теории к практике. Чтобы показать теоретические знания на практике, проверяем домашнее задание.
Упр. 46 Умение различать сложные предложения с союзом и и простые предложения с одородными членами, соединенными союзом и.
- Солнце село и спряталось за горизонт.
- Солнце садилось наступали сумерки.
- Кружатся осенние листья и падают на землю.
- Медленно падают листья и земля покрывается мягким желтым ковром.
- С сера надвинулась огромная туча и закрыла полнеба.
- Надвинулась огромная туча и в степи стало темно.
- За окном кружился и тихо падал на землю снег.
- В воздухе тихо кружился снег и земля понтепенно становилась белой.
ІV. Комментированное списывание
Дидактический этап – ПРИМЕНЕНИЕ:
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Разделительные союзы: или, либо, или.. или то.то указывают
- На то, что из двух явлений возможно только одно ;
Будет очень жарко, или разразится гроза.
- На чередование явлений;
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
После просмотра слайда, ученики составляют схему предложений и коллективно выполняют упр 52. Нужно определить,в каких предложениях явления чередуются, в каких – из двух явлений возможно одно?
V. Объяснительное списываний
Дидактический этап – АНАЛИЗ.
Организация творческого подхода к выполнению следующего задания, развите образного мышления.
Лес стоит степной и никокому ветр. с ним не справится. Тихо в лесн. чаще. Лишь изредк. донос.тся какие – то звуки. Потрескива.т сучья на мороз. или синички потискива. ищут под корой жуков. А в поле верер свирепству.т. То слыш.тся протяжн. вой его то на минуту он замира.т. Но потом опять завоет, завоет с больш. силой.
Деятельность учащихся заключается в совершенствовании знаний о ССП с сочинительными союзами. Теоретический материал демонстрируется на интерактивной доске.
После выполнерия задания правильный вариан высвечивается на интерактивной доске.
VІ. Графический диктант
Дидактический этап – РЕФЛЕКСИЯ.
Получение обратной связи, наблюдение над закреплением нового материала.
На этом этапе мы проведем графический диктант ( взаимопроверка учащихся).
Задание: вписать в табличку номера предложений.
- Высоко в небе летят журавли, и далеко сылшен их звонкий крик. 2.Восток чуть посветлел, но звезды еще сверкали ярко. 3. Сегодня было ясно и солнешно, завтра тож ожидается хорошая погода. 4. Или мы пойдем вместе, или я поиду один. 5. Вот откуда-то доносится тревожный крик, или раздается неопределенный крик.
ССП с соединительными союзами
ССП с противительными союзами
ССП с разделительными союзами
1,3
2
4,5
VІІ. Итоги урока
Дидактический этап- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Учитель подводит итоги, делает выводы и комментирует выставленные оценки.
VІІІ. Домашнее задание
Упр. 55,56.