Цели: 1.Образовательная: обобщить и систематизировать знания о сложносочиненных предложениях. 2.Развивающая: совершенствовать умения синтаксического разбора ССП, выделения в тексте, составления схем ССП, определять значения сочинительных союзов, использовать такие предложения в речи, расстановке знаков препинания.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета, уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический, частично-поисковый. ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2.1.Актуализация опорных ЗУН
А).проверка теоретических знаний - Снаряжение мы проверили и к восхождению готовы. Отправимся к подножию горы.
2.2. Первое задание командам – прочитать предложения на карточках и объяснить постановку знаков препинания и указать, к каким группам относятся союзы.
А теперь нам предстоит взять первую высоту – составить схемы ССП.
А) - Степь разоделась в яркий наряд, а в лесу на березках повисли
сережки.
- Птицы улетели в теплые края, и в саду стало совсем тихо.
- То дует ветер и тронет верхушки деревьев, то снова выглянет солнце.
Б) - Алеют августа рассветы, но осень скоро встретит нас.
- Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в
сердце стало грустнее.
- Или лежит тополиный пух, или яблоня роняет лепестки.
2.4. А теперь вторая высота, которую предстоит взять – различение ССП и простых предложений с однородными членами. Ученики коллективно анализируют строфы из стихотворения, выделяют в них ССП с союзом И и простые предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Отмечают сходство простых и сложных конструкций, на доске и в тетрадях записывают схемы.
2.5. Одним из самых ответственных участков подъема называется «Отвесная скала».На этом участке каждая команда должна выполнять мини – тест, включающий 4 задания ( они общие для обеих команд).
ТЕСТ для 1 команды
ТЕСТ для 2 команды
4.Итог урока. Домашнее задание.
Итак, мы добрались до вершины.
На дом: подготовить сообщение «Сложносочиненные предложения»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сложносочиненные предложения»»
Загипарова
Ермек Казбековна
учитель русского языка
школа-гимназия №52
г.Астана
Тема урока: «Сложносочиненные предложения»
Цели: 1.Образовательная: обобщить и систематизировать знания о сложносочиненных предложениях. 2.Развивающая: совершенствовать умения синтаксического разбора ССП, выделения в тексте, составления схем ССП, определять значения сочинительных союзов, использовать такие предложения в речи, расстановке знаков препинания.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета, уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический, частично-поисковый. Технологии: технология сотрудничества, стратегии RWST (критического мышления) коллективные и индивидуальные способы обучения. Оборудование: слайды, тесты, карточки, аудиозапись отрывка из стихотворения А.Яшина «Голоса весны»
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
- Сегодня у нас необычный урок. Мы «альпинисты» и «скалолазы». Будем штурмовать высокую вершину, название которой – «Сложносочиненные предложения». Естественно, любое восхождение сопровождается трудностями. И у нас они будут. Но мы также очень хорошо знаем, что с помощью знаний мы сможем преодолеть любые препятствия. Чтобы легче было подниматься на вершину, мы разделимся на две команды и будем помогать друг другу.
2.1.Актуализация опорных ЗУН
А).проверка теоретических знаний - Какие предложения называются сложными? - На какие группы делятся сложные предложения? - Какие предложения называются сложносочиненными? - На какие группы делятся ССП по союзам и значению? - Как отличить ССП от простого предложения с однородными членами?
Снаряжение мы проверили и к восхождению готовы. Отправимся к подножию горы.
2.2. Первое задание командам – прочитать предложения на карточках и объяснить постановку знаков препинания и указать, к каким группам относятся союзы.
А) - Сверкнула молния, и после этого раздались раскаты грома.
- Мы поднимались в гору, но путь нам преградила лавина.
- Снег выпал только к Новому году, а до того шел иногда холодный
дождь.
- Доносится тревожный крик птиц, или раздается неопределенный звук.
Б) - Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
- То светило солнце, то шел дождь.
- Была еще зима, но все последние дни стояла оттепель.
- Медленно падают листья, и земля покрывается мягким желтым
ковром.
А теперь нам предстоит взять первую высоту – составить схемы ССП.
А) - Степь разоделась в яркий наряд, а в лесу на березках повисли
сережки.
- Птицы улетели в теплые края, и в саду стало совсем тихо.
- То дует ветер и тронет верхушки деревьев, то снова выглянет солнце.
Б) - Алеют августа рассветы, но осень скоро встретит нас.
- Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в
сердце стало грустнее.
- Или лежит тополиный пух, или яблоня роняет лепестки.
Теперь предлагаю отдохнуть. На привале все слушают строфы из стихотворения А. Яшина «Голоса весны».
Все началось с простой капели,
И вот уже снега текут,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несется плеск с речных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
2.4. А теперь вторая высота, которую предстоит взять – различение ССП и простых предложений с однородными членами. Ученики коллективно анализируют строфы из стихотворения, выделяют в них ССП с союзом И и простые предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Отмечают сходство простых и сложных конструкций, на доске и в тетрадях записывают схемы.
2.5. Одним из самых ответственных участков подъема называется «Отвесная скала».На этом участке каждая команда должна выполнять мини – тест, включающий 4 задания ( они общие для обеих команд).
3.ТЕСТ для 1 команды
Записать предложения, вставив подходящие по смыслу союзы. Составить схемы предложений.
Тучи рассеялись, … выглянуло солнце.
С пригорка льется звонкий ручей и сверкает на солнце, … рядом весело бежит другой ручеек.
Из простых предложений составить сложносочиненные, используя подходящие по смыслу союзы и ставя запятые.
Ветер утих. В саду все падали листья.
Мы пели песню про листопад. Он швырял нам в окна желтые и красные листья.
В каких предложениях союз И соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в ССП.
1. Весной вернулись ласточки, и зазвенели птичьи голоса.
2. Весной вернулись ласточки и другие перелетные птицы.
3. Солнце взошло и позолотило верхушки деревьев.
4. Солнце взошло, и на траве засверкала роса.
4. Указать какое из предложений соответствует данной схеме:
Стоит черный дом с белой крышей, … из черной трубы тянется белый дым.
2.Из простых предложений составить сложносочиненные, используя подходящие по смыслу союзы и ставя запятые.
1. Ледоход кончился. Реке пришлось снова войти в свои берега.
2. Еще стоят морозы. Днем на солнечной стороне поляны
появляются проталины.
3.В каких предложениях союз И соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в ССП.
1. Зима подула холодом, и птицы стаями полетели на юг.
2. Зима подула холодом и погнала птиц на юг.
3. Ветер несет тяжелые тучи и заметает дороги.
4. Ветер несет тяжелые тучи, и на землю падает белый снежный
пух.
4. Указать какое из предложений соответствует данной схеме:
Бежит лесная тропинка и теряется в чаще.
2 Бежит лесная тропинка, и над ней нависают деревья.
4.Итог урока. Домашнее задание.
Итак, мы добрались до вершины. Обычно альпинисты и скалолазы устанавливают там флаг своей страны. А мы определим сначала, какая команда лучше справилась с заданием, - вот она и получает право установить свой флажок и спеть песню, в которой есть сложносочиненные предложения ( все это команды готовят заранее).
Желаю, чтобы вы и дальше поднимались на высоты знаний, работая в команде и поддерживая друг друга.
На дом: подготовить сообщение «Сложносочиненные предложения»,