Просмотр содержимого документа
«Сложносочиненное предложение.»
Открытый урок по русскому языку в 11 классе
Тема урока: Сложносочиненное предложение.
Цели урока: а) закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении (ССП), совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП,
б) создать условия учащимся для исследования;
в) стимулировать учащихся к поиску информации и пониманию проблемы самостоятельно.
Задачи урока: а) усвоение основных признаков ССП; совершенствование умения определять смысловые отношения между частями ССП;
б) воспитание любви к изучению творчества К. Паустовского на примере текста;
в) обучить учащихся конкретным стратегиям активного обучения, обеспечить обратную связь.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
Упражнение № 122, 123 ("по цепочке")
2.Орфографическая работа
Прогрессивные взгляды, современные танцы, провозглашать принципы равенства, подлинное искусство, проводить эксперимент, достоинство человека, картинная галерея, симфония звуков, территория, таинственные шорохи.
3. Задания по группам :
а. Анализ предложений.
1) Оживший лес наполнился птичьими голосами, и над полями заклубился легкий пар.(ССП) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (СПП) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков(БСП)
б. Ответить на вопросы:
- Назовите основные виды сложных предложений?
- Что общего между различными видами сложных предложений и в чем отличие?
- Какими способами соединяются простые предложения в составе сложных?
- Что такое ССП? (Это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов).
в. Сделать выводы и обобщить.
Группы ССП:
С соединительными союзами: и, да (в значении и),ни-ни, тоже, также (одновременные или следующие друг за другом явления).
Например: Пройдет время, и мы уйдем навеки.
С разделительными союзами: или, либо, то-то, не то-не то (чередование или выбор явлений).
Например: Не то вдалеке был пожар, не то пожар пламенел.
С противительными союзами: а, но, да (в значении но),однако, зато, же (противопоставление явлений).
Например: Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.
4.Тренировочные упражнения. Отработка умений и навыков.
1) В воздухе душно и пахнет травами. 2) Может быть, гости не хотят есть рыбу и им нужно приготовить что-нибудь овощное? 3) Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня. 4) В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел. 5) По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла. 6) Липы цветут, и пахнет липовым медом.
5. Перестроить данные предложения в ССП.
Рванул ветер и в воздухе закружил пыль. 2) Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника. 3) То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот.
6. К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.
Еще взмах весла - и ... 2) Мы выбегаем на берег - и ... 3) Орел камнем бросается с высоты - и ...
Основная часть урока.
7. Работа над содержанием текста. Упражнение № 130.
Гимназические годы
Моя гимназическая жизнь была наполнена особенным светом. В этой жизни были учителя, очарованные любовью к культуре, театру, философии, поэзии и передавшие это чувство нам. Были старинная библиотека, симфонические концерты, стеклянная и сияющая киевская осень, торжественная и благородная латынь, вдохновенный Днепр, мягкие туманные зимы, желанная и ласковая Украина, окружавшая величественный Киев кольцом гречишных полей, соломенных крыш и пасек.
Трудно уловить влияние этих разрозненных вещей, но именно оно давало особый взволнованный поэтический настрой нашим мыслям и ощущениям.
Поэзия привлекала нас не только изысканной певучестью и туманным содержанием, похожим на весеннюю дымку. Поэзия для нас была связана с кольцом французских бульваров, дождями, огненными брызгами, розовой ночью над Сеной, с Парижем, который немыслим без утончённой поэзии, как без баррикад и поцелуев. Но скоро мы поняли, что французская поэзия – это холодный блеск, тогда как рядом сверкают бесценные россыпи живой и священной русской поэзии.
Мы часто засиживались до утра. Рассвет, проникавший в прокуренную каморку, казался нам рассветом невиданной жизни. Она взволнованно ждала нас за порогом. В чистом утреннем воздухе звенели птицы, и голова была полна романтических историй.
Мы медленно расходились по домам, а снег незваным гостем шёл следом.
Языковые структуры для вопросов:
Доступ и извлечение.
Где в тексте указывается на время года?
Какие цветовые характеристики отражают время года, характер погоды, местности?
Используя информацию из текста, объясните, чем была наполнена жизнь писателя?
Объединение и толкование.
Что автор имел в виду, когда написал «Моя гимназическая жизнь была наполнена особым светом»?
Какая главная идея передается в тексте?
Опишите, как автор относится к «Росписи живой и священной русской поэзий»?
Рефлексия и оценка.
Какие убедительные доказательства автор приводит в тексте для передачи основного содержания?
Объясните значение цитаты «Мы медленно расходились по домам, а снег незваным гостем шел следом»?
Текст классифицируется как принадлежащая к личной ситуации, потому что была написана для интереса и удовольствия читателя. В рамках категории текста продолжительного формата, «Гимназические годы» является примером повествовательного написания, в типичной манере подобного вида текста, поэтому герои в историях ведут себя так, как есть. В данном формате описываются действия и события с точки зрения личных впечатлений.
Стратегия чтения, используемая в этом тексте перефразирование, обобщение, изучение выбора лексики автора.
Задания по группам:
Выберите одну из цитат, самостоятельно прочитайте, мысленно перефразируйте, а затем запишите свою мысль на листе.
Перечитайте перефразированную цитату, изучите выбор языка автора, которую он использовал, чтобы выразить свою мысль.
Выпишите из текста сложносочиненные предложения, постройте их схемы:
Трудно уловить влияния этих разрозненных вещей, но именно оно давало особый поэтический настрой нашим мыслям и ощущениям. Мы часто засиживались до утра, и рассвет казался нам рассветом невиданной жизни. В чистом утреннем воздухе звенели птицы, и голова была полна романтических истории.
Домашнее задание: Выпишите из текста термины, характеризующие звуки и запахи.