Просмотр содержимого документа
«Сложносочиненные предложения»
Сложносочинённые предложения
Цели:
1.Дать представление о видах сложного союзного предложения, о знаках препинания при них.
2.Формировать умение опознавать и классифицировать сложное предложение.
3.Развитие умений:
-сравнение простого и ССП; формы связи в предложении;
Находить, группировать и объяснять пунктограммы.
I.Организационный момент.
II.Ход урока
1.Фронтальный опрос.
- Что такое грамматическая основа?
- Если в предложении одна основа, то предложение (простое)?
- Если в предложении две и более основы, то предложение (сложное)?
- Предложение, части которого соединяются при помощи союзов, назывется (союзным)?
2. Объяснение нового материала.
С высокого неба иногда падали одинокие снежинки.
Мы осторожно дышали на них, и они превращались в капли.
– Из скольких частей состоит 1-е предложение? а 2-е?
- Какие это предложения : сложные или простые? 1 - простое, 2- сложное.
– Как вы думаете, какую связь выражает союз и во втором предложении – сочинительную или подчинительную? Почему?
- Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой?
- Сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения. (Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными союзом и и интонацией, называется сочинительной.)
3. Первичное закрепление.
Прочитайте предложения, найдите главные члены и определите вид связи между частями сложного предложения.(Предложения записать без знаков препинания)
1.Листья задевают друг за друга, и со всех сторон слышится лёгкий шорох.
2.У воды белели песчаные косы, а дальше клубилась лиственная зелень.
3. Еще на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где образовались первые проталины.
4. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают годы.
5.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь
- Предположите, как могут называться такие сложные предложения.
Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части к другой не задаётся вопрос) и соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией, то такое сложное предложение называется сложносочинённым. Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятыми.
-Итак, какие предложения называются сложными?
-Как связаны простые предложения в составе сложного?
-Как соединяются…?
-Как разделяются..?
4. Закрепление нового материала.
- Как определить, простое предложение или сложное?
-В учебнике прочитаем образец рассуждения.
- Назовите признаки, которыми должны обладать сложносочиненные предложения.
1.Части равноправны (сочинительная связь).
2.Соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией
5.Тренировочные упражнения
Пёстрыми хлопьями копились в небе облака и по долине лениво ползли тени.
Пол неба закрывала чёрная туча но солнце ещё светило.
Солнце уже спряталось и ночные тени протянулись вдоль дорог.
Сверкали молнии а дождь усиливался.
В саду хрустнула ветка а в роще снова загудела выпь.
Догорал костёр над рекою повис туман.
Веют холодные ветры качаются ветви берёз.
6.Рефлексия
– Какие трудности встретились на уроке ?
– Что помешало при выполнении заданий?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?