kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложное предложение: его строение и средства связи в нем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

систематизировать знания о

сложных союзных и бессоюзных предложениях,

знаках препинания при них;

Совершенствовать навыки синтаксического

разбора предложений, умение составлять схемы,

конструировать предложения;

совершенствовать навыки связной речи;

воспитывать любовь к природе, умение видеть в

ней необычное.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение: его строение и средства связи в нем.»




Григорьян Елизавета Егоровна

Учитель русского языка и литературы

Програма: Русский язык : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. / сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Филиппская Е.М., Тупикина Е.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2016. – 111 с.

Тростенцова, Л. А. Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова;]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с.


Тема урока: Сложное предложение: его строение и средства связи в нем.

Задача урока: обобщить и систематизировать знания о

сложных союзных и бессоюзных предложениях,

знаках препинания при них;

совершенствовать навыки синтаксического

разбора предложений, умение составлять схемы,

конструировать предложения;

совершенствовать навыки связной речи;

воспитывать любовь к природе, умение видеть в

ней необычное.

Оборудование урока: таблицы, карточки, учебники, электронная презентация.

Ход урока

І.Организационный момент.

II Актуализация знаний

Сегодня у нас вами урок открытия новых знаний. Нам предстоит ответить на множество вопросов, но прежде чем приступить к изучению нового материала – обратимся к тому, что нам с вами  уже известно.  Для этого ответим на несколько вопросов:

Слайд 1

1.     На какие группы по структуре делятся предложения? (Простые и сложные)

2.     Простые предложения имеют две и более грамматические основы. В чем различие простых и сложных предложений? (Простые – одна грамматическая основа, сложные – две или  несколько грамматических основ)

3.     Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)


4. Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (Если одна грамматическая основа, то предложение простое, но может быть осложено однородными и обособленными членами предложения, вводными словами или вставными конструкциями
5. Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?  

 а) предложения равноправны по смыслу;

б) соединяются сочинительными союзами

6.     Для чего нужны сложные предложения? (Чтобы украсить речь,  выразить сложные мысли, не повторять слова)

Обратите свое внимание на слайд, перед вами несколько пронумерованных  предложений.  Внимательно прочитайте, подумайте, можно ли их назвать текстом и почему?

Слайд 2

1.     За окном наступает весна  ярче светит солнышкосугробы начинают таять от первых лучиков тепла. (Бессоюзное)

2.     Стройные бе­резки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по уже потемневшему снегу. (Сложноподчиненное )

3.     В саду, на первых проталинах, начинают зацветать первоцветы, а наш соседский кот целыми днями греется на солнышке. (Сложносочиненное)

4.     Все теплее становятся дни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетят грачи. (Сложное предложение с разными видами связи)

5.     Природа пробуждается, радуясь наступлению весны. (Простое)

Мы можем назвать их текстом, так как они связаны между собой, объединены общей темой и можно подобрать заголовок.

1)    Какой тип и стиль речи? (Художественный, повествование)

2)    Расставьте недостающие знаки препинания и объясните выделенные.

3)    Определите вид предложений и начертите схемы тех предложений, которые вам известны.

Ш.Новый материал.

1. Слово учителя.

2.Материал для наблюдений. Слайд №3

Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений

Романович начал читать наставление о том, почему нельзя

класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (Фед.)

Визжала, открываясь, дверь, дрожали и звенели стёкла,

когда её с шумом захлопывали. (М.Г.)

Вопросы:

Из каких предложений, относительно законченных по смыслу,

состоит анализируемое сложное предложение?

Каким способом соединены между собой эти предложения?

Каково строение каждого из выделенных (основный)

предложений: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое и

т.д.?

Просмотреть в учебнике схемы данных предложений,

ознакомиться с теоретическим материалом (стр. 24, 27)

Рассмотреть таблицу. Запомните, какие смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения выражает каждая группа союзов

IV. Тренировочные упражнения

1. Упражнение №44. Записать текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите сложные предложения, начертите их схемы.

2. Работа учащихся по карточкам.

3. Синтаксический разбор предложения.

Снегами с севера дохнуло, и тихое мое село лихим бураном

захлестнуло, дома по брови замело.

Фонетический разбор слов «моё», «замело».

Графический диктант.

Составить схемы к данным предложениям.

Тропа, на которой мы ночевали, повела куда-то в сторону, и

потому пришлось её бросить.

Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она

сядет.

Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба,

всё прибавлял тишины.

Морфологический разбор слова «прибавлял».

5 .Конструирование предложений.

Закончить предложения согласно схемам, данным на доске.

Кросс - массовое мероприятие, и в подготовке к нему заняты

все члены спортсовета:... (одни составляют списки, другие

организуют тренировки, третьи размечают дистанцию.)

Прослушали прогноз погоды, и стало ясно:... (лыжный кросс

надо проводить в ближайшие дни, потому что через неделю снег

может растаять.)

V. Итог урока.

VІ. Домашнее задание.

 § 7,8, упражнение №47


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сложное предложение: его строение и средства связи в нем.

Автор: Григорьян Елизавета Егоровна

Дата: 17.06.2017

Номер свидетельства: 422291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "План урока на тему "Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-iegho-stroieniie-sriedstva-sviazi-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446109082"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи"
    ["seo_title"] => string(80) "komponientyipriedikativnyiechastivslozhnykhpriedlozhieniiakhsraznymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "309081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458736352"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект комплексного анализа текста в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-komplieksnogho-analiza-tieksta-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434708799"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Комплексный анализ текста. "
    ["seo_title"] => string(27) "komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "103756"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402628206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства