Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение: его строение и средства связи в нем.»
Григорьян Елизавета Егоровна
Учитель русского языка и литературы
Програма:Русский язык : 5-9 кл. : программа для общеобразоват. организаций с обуч. на рус. яз. / сост. Симонова И.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л.П., Филиппская Е.М., Тупикина Е.В. ; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2016. – 111 с.
Тростенцова, Л. А. Русский язык. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова;]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 207 с.
Тема урока: Сложное предложение: его строение и средства связи в нем.
Задача урока: обобщить и систематизировать знания о
сложных союзных и бессоюзных предложениях,
знаках препинания при них;
совершенствовать навыки синтаксического
разбора предложений, умение составлять схемы,
конструировать предложения;
совершенствовать навыки связной речи;
воспитывать любовь к природе, умение видеть в
ней необычное.
Оборудование урока: таблицы, карточки, учебники, электронная презентация.
Ход урока
І.Организационный момент.
II Актуализация знаний
Сегодня у нас вами урок открытия новых знаний. Нам предстоит ответить на множество вопросов, но прежде чем приступить к изучению нового материала – обратимся к тому, что нам с вами уже известно. Для этого ответим на несколько вопросов:
Слайд 1
1. На какие группы по структуре делятся предложения? (Простые и сложные)
2. Простые предложения имеют две и более грамматические основы. В чем различие простых и сложных предложений? (Простые – одна грамматическая основа, сложные – две или несколько грамматических основ)
3. Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)
4. Почему простое предложение, осложнённое однородными и обособленными членами предложения, вводными словами и вставными конструкциями, всё же остается простым? (Если одна грамматическая основа, то предложение простое, но может быть осложено однородными и обособленными членами предложения, вводными словами или вставными конструкциями 5. Какие признаки, характеризующие ССП, вы можете назвать?
а) предложения равноправны по смыслу;
б) соединяются сочинительными союзами
6. Для чего нужны сложные предложения? (Чтобы украсить речь, выразить сложные мысли, не повторять слова)
Обратите свое внимание на слайд, перед вами несколько пронумерованных предложений. Внимательно прочитайте, подумайте, можно ли их назвать текстом и почему?
Слайд 2
1. За окном наступаетвесна ярче светитсолнышко, сугробыначинают таять от первых лучиков тепла. (Бессоюзное)
2. Стройные березки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по уже потемневшему снегу. (Сложноподчиненное )
3. В саду, на первых проталинах, начинают зацветать первоцветы, а наш соседский кот целыми днями греется на солнышке. (Сложносочиненное)
4. Все теплее становятся дни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетят грачи. (Сложное предложение с разными видами связи)