kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской словесности Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенст-вовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать, воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи учащихся. Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- К.: Освіта, 2002.; учебник литературы под редакцией Теплинского (9 кл.), записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ». Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения. Язык словесного искусства – это своеобразная сис-тема словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной. В. В. Виноградов Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года, разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым обобщающим понятием - сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход. Первым шагом к этому будет словарно-семантическая работа. III. Словарно-семантическая работа Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последо-вательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства. IV. Сообщение темы, целей урока. Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом. Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями. /Обращение к III части таблицы «Язык и речь»/ Люди создают высказывания и общаются текстами (микро- и макротекстами, монологами, диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация. Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому умению мы и продолжим учиться. V. Текст. Повторение. 1. Давайте вспомним, что такое текст. Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина. 2. Работа с таблицей «Текст». /Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной группой; выступление 1 -2 групп учащихся; дополнения остальных групп/ 3. Обобщение учителя. Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ. VI. Сложное синтаксическое целое. Определение понятия. Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры. Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели пра-вильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ. VII. Работа с деформированным текстом. 1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор предложений. /Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/ А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви. 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь. /Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь. Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/ 3. Узнали ли текст? А откуда он взят? Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть? /Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина, оценивание учителем выразительного чтения учащихся/ Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь вер-немся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем. VIII. Целостный анализ текста. А. Ознакомление с планом целостного анализа текста. План целостного анализа текста 1.Тема, основная мысль микротекста. 2.Стиль и тип речи. 3.Смысловая связь предложений в ССЦ. 4.Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей. 5.Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка). 6.Синтаксический анализ микротекста. 7.Интонация высказывания. Б. Распределение заданий между учебными группами учащихся. Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе представить по фрагментам: Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами-подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./ Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ. Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восста-новленного текста. Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы). Пример словарной работы: Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь. В. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста. Г. Беседа - анализ текста. /Каждая группа отчитывается о проделанной работе./ IХ. Самостоятельная работа по анализу текста. Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста. Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ». «Структурные средства ССЦ» _____________________________________________________________ Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо-мелодические /интонация/ - повторение - соотнесенность видо- - порядок слов и пред- отдельных слов; временных форм глаго- ложений; - синонимы, в том лов-сказуемых. - союзы в присоедини- числе контекстуаль- тельном значении; ные; - частицы; - личные и указатель- - употребление обстоя- ные местоимения; тельств (преимуществен- - местоименные но места и времени); наречия и др. - вводные слова и предложения; - параллелизм построе- ния предложений; - неполнота отдельных предложений. 1. Работа с микротекстом. Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он амана-том, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал. /Каждая группа представляет свой анализ текста/ Индивидуальная работа. ? Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. /Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности./ ? Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары./ 2. Проверка выполнения индивидуального задания: - чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные показывают выполнение задания в тетради/; - целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы дополняют/; - чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/. Х. Обобщение изученного. - Как вы поняли, что такое ССЦ? - Микротекст и ССЦ – это одно и то же? - Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать. 2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя. ? Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледне-ет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха. Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!. ? Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка. ? В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. - Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы. ХI. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся. Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Языковой разбор текста»

Русский язык (9 класс)

Урок русской словесности


Тема: Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)


Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении, совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков, ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения, воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать, воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./- К.: Освіта, 2002.; учебник литературы под редакцией Теплинского (9 кл.), записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ».

Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами обобщающего повторения.


Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.

В. В. Виноградов


Ход урока:


I. Организационный момент.


II. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года, разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым обобщающим понятием - сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход.

/Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь/

Первым шагом к этому будет словарно-семантическая работа.


III. Словарно-семантическая работа

Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.


IV. Сообщение темы, целей урока.

Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом. Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями.


/Обращение к III части таблицы «Язык и речь»/


Люди создают высказывания и общаются текстами (микро- и макротекстами, монологами, диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация.

Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому умению мы и продолжим учиться.


V. Текст. Повторение.

1. Давайте вспомним, что такое текст.

/Ответы учащихся./

Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина.

2. Работа с таблицей «Текст». /«РЯЛ в средних учебных заведениях Украины», № 2,1988, с. 36/


/Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной группой; выступление 1 -2 групп учащихся; дополнения остальных групп/



3. Обобщение учителя.

Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.


VI. Сложное синтаксическое целое. Определение понятия.

Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.

Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели правильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ.


VII. Работа с деформированным текстом.

1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор предложений.

/Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/


А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкинских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви...


2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.

/Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь.


Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/


3. Узнали ли текст? А откуда он взят?

Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть?

/Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина,

оценивание учителем выразительного чтения учащихся/

Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь вернемся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем.


VIII. Целостный анализ текста.

1. Ознакомление с планом целостного анализа текста.


План целостного анализа текста

  1. Тема, основная мысль микротекста.

  2. Стиль и тип речи.

  3. Смысловая связь предложений в ССЦ.

  4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.

  5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).

  6. Синтаксический анализ микротекста.

  7. Интонация высказывания.


2. Распределение заданий между учебными группами учащихся.

Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе представить по фрагментам:


Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.

Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами-подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения» /Е.П. Голобородько и др./

Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ.

Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.


Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста.


Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).


Пример словарной работы:

Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь.

3. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста.

4. Беседа - анализ текста.


/Каждая группа отчитывается о проделанной работе./


IХ. Самостоятельная работа по анализу текста.

Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста. Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ».


«Структурные средства ССЦ»

_____________________________________________________________

Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо-мелодические

/интонация/

- повторение - соотнесенность видо- - порядок слов и пред-

отдельных слов; временных форм глаго- ложений;

- синонимы, в том лов-сказуемых. - союзы в присоедини-

числе контекстуаль- тельном значении;

ные; - частицы;

- личные и указатель- - употребление обстоя-

ные местоимения; тельств (преимуществен-

- местоименные но места и времени);

наречия и др. - вводные слова и

предложения;

- параллелизм построе-

ния предложений;

- неполнота отдельных

предложений.


1. Работа с микротекстом.


Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.


/Каждая группа представляет свой анализ текста/


Индивидуальная работа.

● Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.

/Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности./

● Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары./

2. Проверка выполнения индивидуального задания:

- чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные показывают выполнение задания в тетради/;

- целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы дополняют/;

- чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/.


Х. Обобщение изученного.

- Как вы поняли, что такое ССЦ?

- Микротекст и ССЦ – это одно и то же?

- Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать.

2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.


Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..


Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.


В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.


- Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы.


ХI. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.

Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.

Просмотр содержимого презентации
«Сложное синтаксическое целое»

Сложное синтаксическое целое.  Языковой анализ текста  (к постановке проблемы)  Урок русской словесности 9 класс      Из опыта работы        учителя-методиста        Кучеренко Н. С.

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)

Урок русской словесности

9 класс

Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко Н. С.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.
  • Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.

В. В. Виноградов

Словарно-семантическая работа

Словарно-семантическая работа

  • Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.
Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
  • Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
  • Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст.
  • Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
Работа с деформированным текстом

Работа с деформированным текстом

  • 1. Определите, что перед вами: текст или набор предложений.
  • 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.
  • А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчер-паем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкин-ские строки о природе, начинают интересо-вать и волновать его стихи о любви...
План целостного анализа текста

План целостного анализа текста

  • 1. Тема, основная мысль микротекста.
  • 2. Стиль и тип речи.
  • 3. Смысловая связь предложений в ССЦ.
  • 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.
  • 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).
  • 6. Синтаксический анализ микротекста.
  • 7. Интонация высказывания.
Задания для групповой работы Фрагмент 1.  Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2 .  Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. Фрагмент 3.  Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологиче-ские средства связи в ССЦ. Фрагмент 4.  Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста. Фрагмент 5.  Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).  Пример словарной работы:  С о знание, с ра нн его детства, (не)задумываясь, кто - то, ч у де сн ые п ушкинские строки; П ушкин, инт е р е с ова т ь , кла сс , х о телось  бы, н ав сегда, (н е )исчерпаем, ж и знь.

Задания для групповой работы

  • Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.
  • Фрагмент 2 . Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений.
  • Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологиче-ские средства связи в ССЦ.
  • Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.
  • Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста.
  • Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).

  • Пример словарной работы:

С о знание, с ра нн его детства, (не)задумываясь, кто - то, ч у де сн ые п ушкинские строки; П ушкин, инт е р е с ова т ь , кла сс , х о телось бы, н ав сегда, (н е )исчерпаем, ж и знь.

«Структурные средства ССЦ»   ______________________________________________________________________________  Лексические:  Морфологические:  Синтаксические:  Ритмо-         мелодические          /интонация/  - повторение  - соотнесенность -  порядок слов и пред-  отдельных слов; видо- временных  ложений;     форм глаголов-  - синонимы, в том  сказуемых  - союзы в присоедини-  числе     тельном значении;  контекстуальные;    - частицы;   - личные и указа-    - употребление обстоя-  тельные местоимения;   тельств (преимуществен-       но места и времени);  - местоименные  наречия и др.     - вводные слова и        предложения;        - параллелизм построе-        ния предложений;        - неполнота отдельных       предложений

«Структурные средства ССЦ»

______________________________________________________________________________

Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо- мелодические

/интонация/

- повторение - соотнесенность - порядок слов и пред-

отдельных слов; видо- временных ложений;

форм глаголов-

- синонимы, в том сказуемых - союзы в присоедини-

числе тельном значении;

контекстуальные; - частицы;

- личные и указа- - употребление обстоя-

тельные местоимения; тельств (преимуществен-

но места и времени);

- местоименные

наречия и др. - вводные слова и

предложения;

- параллелизм построе-

ния предложений;

- неполнота отдельных

предложений

Работа с микротекстом Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.   /Каждая группа должна представить свой анализ текста/

Работа с микротекстом

  • Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.

/Каждая группа должна представить свой анализ текста/

Индивидуальная работа   Сформулировать вопросы к тексту  (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.

Индивидуальная работа

  • Сформулировать вопросы к тексту

(5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.

  • Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/
Обобщение изученного

Обобщение изученного

  • Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?
● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

  • Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
  • Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.
  • Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)

Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект комплексного анализа текста в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-komplieksnogho-analiza-tieksta-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434708799"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Конспект урока литературы «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения  М. Цветаевой «Август-астры…»)" "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-litieratury-chtieniie-eto-razghadyvaniie-tolkovaniie-sotvorchiestvo-linghvistichieskii-analiz-stikhotvorieniia-m-tsvietaievoi-avghust-astry"
    ["file_id"] => string(6) "189639"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426994928"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "конспект урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "102490"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402508775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства