kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комплексный анализ текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе.

Комплексный анализ текста.

Задонская Светлана Витальевна.

(Красноярский край, город Боготол.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6.

[email protected])

Цель:

систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.

Задачи:

Образовательные:

совершенствование орфографических и пунктуационных навыков,  синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.

Развивающие:

развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и  зрительной памяти; обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

формирование духовно-нравственных, патриотических,  этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.

Оборудование:

1) экран, мультимедийный проектор

2) экземпляры текста

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву, из букв составляют слово.

Словарный состав языка. (Лексика)

Наука о языке. (Лингвистика)

Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. (Фонетика)

Система знаков препинания, правила их постановки в письменной речи. (Пунктуация)

Раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. (Синтаксис)

К Т Е Т С  Из данных слов составьте слово (Текст)

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое текст.

Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи)

Работа с текстами на сравнение в парах. Затем обсуждение полученных результатов.

Задание:

Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются?

Критерии для сравнения: тема, стиль текста, тип речи.

Текст № 1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.

Текст № 2

В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!

(По Д. Кайгородову.)

Фронтальная работа (работаем после того, как тексты у учащихся собрали)

Вопросы на внимание:

1.К какому семейству относится ландыш?

2. Какой плод у ландыша?

3. Расскажите о применении ландыша.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:

(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено.                                                                    ( По В. Катаеву)

Задания к тексту:

1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?

1) Гражданской войны

2) Отечественной войны 1812 года

3) Первой мировой войны

4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.

3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос: «Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.

4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?

5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.

1) лишения                                      4) восторг

2) беспечность                                5) голод

3) невзгоды

6. Значение какого слова определено неверно?

1) щербатый – без передних зубов

2) полинявший – потерявший окраску, выцветший

3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового

4) смущаться – испытывать сильный страх

7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.

1) требовательный                                   4) жадный

2) строгий                                                 5) чуткий

3) добродушный                                       6) заботливый

8. Среди предложений13 – 17 найдите просторечное имя существительное. Выпишите его.

9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.

10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?

  1. Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.
  2. 2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она жестоко ломает их судьбы.
  3. Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.
  4.  Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.

11. Докажите, что предложение № 2 сложное.  Составьте его схему. Укажите вид связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Произведите морфологический разбор слова в горле, фонетический разбор слова жадностью.

12. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»?

VI. Домашнее задание

Используя исходный текст В. Катаева для обоснования своих суждений, напишите развернутый ответ на вопрос: «Как разведчики, которые много раз глядели в глаза смерти, относятся к незнакомому мальчику?»

Список литературы:

1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991

2.Сорокина Н. М. Русский язык 6 класс. – Волгоград, изд. «Учитель-АСТ», 2002

3.Цыбулько И. П. Русский язык. Тематический контроль. – М.: Национальное образование, 2012

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста. »

Урок русского языка в 6 классе.

Комплексный анализ текста.

Задонская Светлана Витальевна.

(Красноярский край, город Боготол.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6.

[email protected])

Цель:

систематизация знаний, совершенствование умений и навыков работы над текстом; воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма через чтение и анализ текста.

Задачи:

Образовательные:

совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, синтаксический разбор сложного предложения, формирование навыков определять тип и стиль речи и умений находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка, характерных для художественного стиля.

Развивающие:

развитие эмоциональной, познавательной сфер, развитие умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, развитие слуховой и зрительной памяти; обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

формирование духовно-нравственных, патриотических, этических представлений, уважительного отношения к традиционным нравственным ценностям.

Оборудование:

1) экран, мультимедийный проектор

2) экземпляры текста

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву, из букв составляют слово.

Словарный состав языка. (Лексика)

Наука о языке. (Лингвистика)

Раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. (Фонетика)

Система знаков препинания, правила их постановки в письменной речи. (Пунктуация)

Раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний. (Синтаксис)

К Т Е Т С Из данных слов составьте слово (Текст)

- Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

- Сегодня на уроке мы будем работать с текстом. Анализируя текст, мы повторим сложные вопросы языкознания, выполним различные виды разборов.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое текст.

Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи)

Работа с текстами на сравнение в парах. Затем обсуждение полученных результатов.

Задание:

Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются?

Критерии для сравнения: тема, стиль текста, тип речи.

Текст № 1

Ландыш относится к семейству лилейных. Листья у ландыша эллипсоидальные, Цветки собраны в колосья, плод – ягода; опыляется при помощи насекомых.

Ландыш, с белыми ароматными цветами и красными ягодами, широко распространен в лесах Кавказа, Дальнего Востока; цветки и листья применяются в медицине как сердечное средство; ядовит; разводится как декоративный; получаемое из цветов масло применяется в парфюмерии.

Текст № 2

В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат – это цветет белый, душистый колокольчик – ландыш. Пойдемте скорее туда, вон на тот бугорок, где между редко растущими деревьями виднеется такая нежная, светлая зелень и разные белые цветы – это все ландыш!

(По Д. Кайгородову.)

Фронтальная работа (работаем после того, как тексты у учащихся собрали)

Вопросы на внимание:

1.К какому семейству относится ландыш?

2. Какой плод у ландыша?

3. Расскажите о применении ландыша.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию.

Самостоятельная работа. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Ваня Солнцев, поджав под себя босые ноги, сидел на еловых ветках в палатке разведчиков и ел из котелка большой деревянной ложкой необыкновенно горячую и необыкновенно вкусную крошенку из картошки, лука, свиной тушенки, перца, чеснока и лаврового листа.(2) Он ел с такой торопливой жадностью, что непрожеванные куски мяса то и дело останавливались у него в горле. (3) Воспитанный в степенной крестьянской семье, Ваня Солнцев прекрасно знал, сто он ест крайне неприлично. (4) Приличие требовало, чтобы он ел не спеша, изредка вытирая ложку хлебом, и не слишком сопел и чавкал. (5) Все это Ваня понимал, но ничего не мог с собой поделать. (6) Голод был сильнее всех правил, всех приличий. (7) Изредка его синие, как бы немного полинявшие от истощения глаза с робким извинением поглядывали на кормивших его солдат. (8) Их было в палатке двое: те самые разведчики, которые вместе с сержантом Егоровым подобрали его в лесу. (9) Один – костистый великан с добродушным щербатым ртом и непомерно длинными, как грабли, руками, ефрейтор Биденко, а другой – тоже ефрейтор и тоже великан, но великан совсем в другом роде – вернее сказать, не великан, а богатырь: гладкий, упитанный, круглолицый сибиряк Горбунов с каленым румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлой поросячьей щетиной на розовой голове. (10) Оба великана не без труда помещались в палатке, рассчитанной на шесть человек. (11) Во всяком случае, им приходилось сильно поджимать ноги, чтобы они не вылезли наружу. (12) Иногда, заметив, что мальчик смущен своей неприличной прожорливостью, общительный и разговорчивый Горбунов доброжелательно замечал:

(13)- Ты, пастушок, ничего. (14) Не смущайся. (15) Ешь вволю. (16) А не хватит, мы тебе еще подбросим. (17) У нас насчет харчей крепко поставлено. ( По В. Катаеву)

Задания к тексту:

1.На фоне какого исторического события происходят события, о которых рассказывает В. П. Катаев в своей повести?

1) Гражданской войны

2) Отечественной войны 1812 года

3) Первой мировой войны

4) Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2. Содержание какого предложения позволяет нам получить информацию о том, где родился и рос Ваня? Напишите номер этого предложения.

3. В каком предложении мы найдем ответ на вопрос: «Почему Ваня во время еды не соблюдал правила приличия?» Напишите номер этого предложения.

4. Какую информацию, характеризующую прежнюю жизнь мальчика, можно извлечь из предложения 7?

5. Укажите 3 слова, которые можно использовать для описания прежней жизни Вани Солнцева.

1) лишения 4) восторг

2) беспечность 5) голод

3) невзгоды

6. Значение какого слова определено неверно?

1) щербатый – без передних зубов

2) полинявший – потерявший окраску, выцветший

3) ефрейтор – воинское звание, второе после рядового

4) смущаться – испытывать сильный страх

7. О каких душевных качествах ефрейтора Горбунова говорит информация, заключенная в предложениях 12 – 17? Укажите номера слов, называющих эти качества.

1) требовательный 4) жадный

2) строгий 5) чуткий

3) добродушный 6) заботливый

8. Среди предложений13 – 17 найдите просторечное имя существительное. Выпишите его.

9. Какие слова, связанные с воинским бытом, автор использует в своем тексте? Выпишите 2 – 3 слова.

10. Какое высказывание искажает содержание этого текста?

  1. Автор создает возвышенный образ защитников Родины, которые не очерствели сердцем в годы войны и с трепетной нежностью относятся к мальчику.

  2. 2) Автор показывает, какие беды приносит война людям, как она жестоко ломает их судьбы.

  3. Автор показывает, что солдаты с трепетной нежностью, как к родному сыну, относятся к мальчику.

  4. Автор осуждает мальчика за его прожорливость и показывает, как смешно выглядит невоспитанный человек.

11. Докажите, что предложение № 2 сложное. Составьте его схему. Укажите вид связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Произведите морфологический разбор слова в горле, фонетический разбор слова жадностью.

12. Какие изобразительно-выразительные средства языка использовал автор?

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Как вы понимаете сочетание «лингвистический анализ текста»?

VI. Домашнее задание

Используя исходный текст В. Катаева для обоснования своих суждений, напишите развернутый ответ на вопрос: «Как разведчики, которые много раз глядели в глаза смерти, относятся к незнакомому мальчику?»

Список литературы:

1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991

2.Сорокина Н. М. Русский язык 6 класс. – Волгоград, изд. «Учитель-АСТ», 2002

3.Цыбулько И. П. Русский язык. Тематический контроль. – М.: Национальное образование, 2012






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Комплексный анализ текста.

Автор: Задонская Светлана Витальевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Комплексный анализ текста (эпизод из рассказа К.Г. Паустовского «Дорожные разговоры») "
    ["seo_title"] => string(86) "komplieksnyi-analiz-tieksta-epizod-iz-rasskaza-k-g-paustovskogho-dorozhnyie-razghovory"
    ["file_id"] => string(6) "225927"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439982234"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ. "
    ["seo_title"] => string(46) "komplieksnyi-analiz-tieksta-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107949"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403512935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства