Тема: Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи
Цели:
- продолжить изучение сложных предложений;
- формировать представление о сложноподчиненном предложении, его строении, средствах связи в нем;
- учить находить СПП в тексте, использовать в речи;
- развивать навыки работы в группе; совершенствовать речь;
- воспитывать ответственность в работе, любовь к природе родного края
Оборудование: карточки с теоретическими сведениями для работы в группе; опорная схема "Сложные предложения", дидактический материал
Тип урока: усвоение новых знаний
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Речевая разминка: раскрыть смысл высказывания
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок…(А.Куприн)
- Благодаря чему язык обладает такими свойствами?
Слово учителя:
Благодаря использованию различных языковых средств: лексических, синтаксических – наша речь становится точной, ёмкой, богатой. Слова объединяются в предложения. Вспомним, какими они бывают.
2. Повторение: характеристика простого предложения
Стройная берёзка, белеющая на опушке леса, тихо роняет пожелтевшую листву (предложение простое повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено причастным оборотом)
Слово учителя:
Текст, созданный из однотипных простых предложений, является монотонным, бледным, скучным. Чтобы речь была яркой, сочной, интересной, необходимо использовать различные синтаксические конструкции, в том числе – сложные предложения.
3. Повторение: рассказать о СП, используя опорную схему
ІІІ. Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сложноподчиненным предложением, его строением, средствами связи. Изучив тему, вы сможете грамотно использовать такие предложения в устной и письменной речи, что сделает вашу речь богаче и разнообразнее.
ІV. Восприятие учебного материала
1. Знакомство с вопросами, требующими изучения
Вопросы
- Что такое сложное предложение (СП)? Как обозначаются его части? Каково место придаточной части по отношению к главной?
- При помощи чего связываются части СП?
- Как отличить союзы и союзные слова?
- Где находятся указательные слова? Для чего они нужны? Какие это части речи?
2. Работа в группах (метод «Ажурная пила») по карточкам
1 группа. Карточка 1
Сложноподчиненное предложение (СПП) – это такое предложение, в котором одна часть является главной [ ], а другая – зависимой, то есть подчиненной, придаточной ( ). От главной к придаточной части можно поставить вопрос.
В СПП придаточная часть может занимать любое положение по отношению к главной:
1) стоять перед ней ( ), [ ]
2) после нее [ ], ( )
3) в середине главной [… , ( ), … ]
Придаточное предложение отделяется от главного запятой.
2 группа. Карточка 2
Части сложноподчиненного предложения (СПП) связываются подчинительными союзами ( что, чтобы, как, если, так как, потому что…) или союзными словами ( это относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что, где, куда, почему…)
3 группа. Карточка 3
Как отличить подчинительные союзы и союзные слов?
Подчинительные союзы союзные слова
1) не являются членами предложения (к ним нельзя поставить вопрос) 1) являются членами предложения
2) можно убрать из предложения 2) нельзя убрать из предложения
Я знаю, что нужно выучить правила. 3) можно заменить близкими по смыслу словами и словосочетаниями
(Я знаю: нужно выучить правила) Я знаю, что нужно выучить
?4 группа. Карточка 4
В сложноподчиненном предложении (СПП) средством связи простых предложений являются не только подчинительные союзы и союзные слова, но и указательные слова. Они находятся в главной части и как бы предупреждают, что за ней следует придаточная.
В качестве указательных слов обычно употребляются местоимения тот, такой, этот, всё, каждый, никто и наречия туда, оттуда, тогда, так, всюду, нигде
[В соревнованиях победит тот], (кто лучше подготовится)
3. Проверка усвоения теоретического материала
Выполнение теста «Да. Нет». Взаимопроверка, оценивание (1 балл за правильный ответ)
1) В сложноподчиненном предложении простые части равноправны (Нет)
2) Придаточное предложение может находиться перед главным, после него и в середине главного предложения (Да)
3) Придаточное предложение может присоединяться к главному только с помощью подчинительных союзов (Нет)
4) Подчинительные союзы не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос (Да)
5) Между простыми частями в сложноподчиненном предложении ставится запятая (Да)
4. Установить соответствие между предложением и схемой
1. Чтобы полюбить природу, нужно увидеть ее красоту. а) [… , (которые…), … ]
2. Птицы, которые остались зимовать, нуждаются в нашей поддержке. б) (Если…), [ ]
3. Я жду осенние дни, когда наступит бабье лето. в) (Чтобы…), [ ]
4. Если дождь льет с утра, то это надолго. г) [ ], (когда…)
Ответы: 1в, 2а,3г, 4б
5. Работа с текстом
1) Прочитать текст, определить тему, основную мысль.
Осень
Осень – прекрасная пора года. Осенью изменяется многое: отступает летняя жара, улетают на юг птицы, опадают с деревьев листья.
Я люблю бывать в парке, когда там гостит осень. Люблю дышать воздухом, который пропитан запахом палой листвы. Люблю бродить по тропинкам, укрытым ярким шуршащим ковром. Если прислушаться, то можно услышать тихие сказки осеннего парка. Они об ушедшем лете, о скорых морозах, о будущей весне.
2) Найти сложноподчиненные предложения, выписать, составить схемы
3) Конструирование: дополнить текст, составив сложноподчиненные предложения по началу
а) Птиц почти не слышно, потому что…
б) Если …, то можно собрать много грибов.
в) Придите осенью в парк, чтобы…
4) слушание работ.
V. Домашнее задание
1. Изучить теорию § учебника
2. Выполнить упр. учебника
3. Составить медиа-сочинение с использованием СПП «Осень в Донбассе»
VІ. Итоги. Метод «Микрофон»
повторил…
узнал…
Сегодня на уроке я научился…
познакомился…
понял…