Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Урок русского языка в 9 классе.
ТЕМА: Комплексный анализ текста
Самая жгучая связь
Цели урока:
На доске: эпиграф ВЕРУЮ!
Ключевые слова:
Тема, основная мысль, проблема, позиция автора, средства выразительности языка, жанр, тип речи, стиль речи.
Слово учителя.
Там, где реку излучиной свело
И озеро блестит, подобно стали,
Раскинулось старинное село
На возвышенье, как на пьедестале.
Внизу течет красавица река,
И бег ее, нетороплив и легок,
Волнами омывает берега,
Раскачивает цепи спящих лодок.
Грунтовой лентой мчит дорога вдаль,
Окутанная пыльной кисеею.
Ты едешь, нажимая на педаль.
И кажется, взлетаешь над землею.
Дома толпятся, трубами дымя,-
Хозяйки топят печи спозаранку.
Вот лошадь, новой упряжью скрипя,
Работать вышла, словно на гулянку.
А школа на прибрежный косогор
Вбежав, остановилась, отдыхает
И слушает детей нестройный хор,
Который сам себя перебивает
Церквушка старая притихла в тополях,
Грустит – не на потеху подымалась:
Сюда, бывало, на субботних днях
Молиться Богу волость собиралась
Теперь здесь дискотеки и кино,
И куполов давно уж нет на крыше.
Но хочется, чтоб люди все равно,
К ней приближаясь, становились тише.
В нашей прикамской литературе есть немало произведений о родине, написанных признанными мастерами слова. Стихотворение, которое вы только что услышали, тоже о родине. И думается, что оно приятно удивило вас, потому что вы узнали в этой зарисовке наше родное село. Наша малая родина, будет сегодня предметом разговора на уроке.
Языковые уровни, как известно, предполагают декомпозицию, т.е деление на подразделы. Назовите их:
Фонетический
Морфологический
Лексический
Синтаксический
Семантический
Стилистический
Культура речи
Раздел грамматики – науки о соединении слов и строении предложений называется…
[ ], ( ); ( ), [ ]; [ ,( ), ].
II. Работа с текстом (На партах приготовленные копии текста.)
Ребята, я предлагаю вашему вниманию текст, опубликованный на страницах газеты « Чусовской рабочий». Читая текст, обратите внимание на проблемы, которые поднимает автор.
Беседа:
Вопросы при затруднении:
Нет единого быстро разрешающегося конфликта.
Эссе характеризуется свободной композицией, выражающей индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку вопроса. На первый план выступает личность автора.
Грустные, ностальгические нотки, но есть и оптимистические моменты.
Т.е. наблюдается некая лиричность.
Художественно – публицистический. В нем чувствуется интерес к определенным тенденциям и состоянию современной жизни, К нравственным проблемам.
Состоит из нескольких микротем, связанных временной последовательностью.
Композиция кольцевая, основана на принципе зеркальности.
Повторы, рефрен
С помощью глаголов мчались, летели, шли.
С помощью изменения категории времени глагола – шли - идут; с помощью усечения рефрена.
Текст состоит из простых осложненных и сложных предложений разных типов, сложных синтаксических конструкций. Такая организация текста обусловлена содержанием идеи текста.
111. Практическая работа:
1). Работа в поле 1 (выделено цветом): вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
2) Работа в поле 2: графически объясните знаки препинания выделенного предложения, вычертите схемы всех предложений поля.
1У. Анализ нравственных аспектов текста.
Кризис в обществе породил целый ряд негативных процессов, которые влияют на социокультурные аспекты в обществе. Все чаще мы сталкиваемся с вседозволенностью, равнодушием к общественной жизни, отсутствием интереса к человеку вообще.
Прямого ответа нет, но мы чувствуем, что это семья, близкие люди, все родное, что ты любишь и понимаешь и что любит и принимает тебя – родина.
Родина, ее образ, суженный в очерке до более конкретного- реки
( демонстрация слайдов с изображением р. Чусовой.)
Образ женщины – матери, женщины – труженицы, которая волнуется за свое детище – село и людей, его населяющих.
Олицетворение.
Словарь: связь- отношение взаимозависимости, обусловленности, общности между чем-либо.
Река, село, люди – одна экосистема, единый организм:
Село – тело (его надо холить, заботиться о нем).
Река – душа села (ее надо сохранить в чистоте)
Люди – разум (он должен быть ясным и трезвым)
Как это ответственно - ощущать себя частью большого организма, как важно осознавать, что от тебя зависит его самочувствие. Это и есть кровная связь с родиной, связь навсегда, где бы ты ни жил.
Послушайте, как созвучна эта мысль строчкам Николая Рубцова:
Школа моя деревянная…
Время придет уезжать.
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать…
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
У. Творческая пятиминутка.
Давайте вспомним про наш эпиграф.
Верую!
Я старалась донести до вас смысл эпиграфа. И если мне это удалось, то я прошу вас написать миниатюру с таким названием.
У1. Домашнее задание Родина…И почему же живет в сердце мысль, что я когда-то останусь там навсегда. Когда? Ведь не похоже по жизни – то. Отчего же? Может быть, потому, что она живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет вместе со мной. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий. Будь счастлива, и я буду счастлив.
Этими словами Василия Макаровича Шукшина я хочу закончить наш урок. Надеюсь, что наше село будет всегда в вашем сердце.
Карточка с домашним заданием – текст №2
К-№2
1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, графически объяснить их постановку. Начертить схему выделенного предложения.
Родина…И почему (же ) живет в сердце мысль что я когда-то останусь там навсегда. Когда Ведь (не)похоже по жизни – то. Отчего же? Может быть потому что она живет постоянно в сердце и образ ее светлый погасн..т (в)месте со мной. Видно так. Благослови тебя моя родина труд и разум человеческий. Будь счастлива и я буду счастлив.
2. Подготовить сообщение о публицистическом стиле. его особенностях.
К-№1
Неспешно несет воды красавица Чусовая, ласково омывая пестроту гальки, среди которой снуют отважные рыбешки, стремящиеся к самому краю бьющейся волны.
В ясный день река весело сверкает в излучинах и освежает полуденный жар своим влажным дыханием, вечерами убаюкивает округу шепотом прибрежной осоки. А как чиста гладь реки в безветренную погоду - словно зеркало, отражает она в своих водах красивое старинное село Копально. Мудрая, но вечно юная река многое повидала на своем веку. Помнит она и то, как все начиналось.
Рождаясь где-то в горах, здесь, на воле, река была безграничной хозяйкой пойменных лугов. Только звери и птицы утоляли жажду, приникнув к глади Чусовой, как дитя к материнской груди.
И вот однажды в этих девственных местах появились люди. Разный это был народец: беглые людишки из казацкой вольницы, ссыльные переселенцы и прочий сброд, бежавший вниз по реке от непосильной работы. Вот и Гаврила Антонов сын Копалин с женой в лето 1647 плыли по реке, ведомые судьбой. И добрались до дивных мест, когда приспел Дарье Поликарповне срок рожать. Вырыли землянку. Вскоре огласил прибрежную тишину крик младенца – большак родился. Антоном нарекли. Отсюда и началась история села, так величаво расположившегося на правом берегу реки Чусовой.
Мчались дни, летели года, шли века…
Трудилась Чусовая сплавляя лес перегоняя груженые баржи страдала разбивая тяж.лый панц.рь льда ликовала качая лодки воркующих парочек.Видела как пр.ображается земля под влас.ной рукой потомков Гаврилы Копалина как хорошее.т село укрепляя.мое трудами (земле) пашцев. Жизнь кипела!
Мчались дни, летели года, шли века…
Помнит река, как однажды странные сполохи принесли на ее величавые берега новое слово « революция». Помнит и то страшное время. Когда брат пошел на брата, сын на отца, когда обагрилась кровью расстрелянных сынов прибрежная земля, как приняла она их, бездыханных, в лоно свое. И поныне на сельском кладбище стоит памятник с выцветшей звездой…
Мчались дни, летели года…
Помнит река и дни великих перемен, когда стали организовываться колхозы, куда крестьяне в надежде на лучшую жизнь сводили свой скот. Один из колхозов до недавнего времени носил гордое имя « Новый путь».
Мчались дни, летели года…
Не забыла река и лихолетье сорок первого, когда вместе с женщинами провожала сыновей на фронт, а в сорок пятом оплакивала павших. Они и сейчас видятся ей в ареоле стелы, установленной односельчанами на самом высоком месте в память не вернувшимся с войны. Все 179 погибших и без вести пропавших ее сынов видятся ей на прибрежном холме.
Мчатся дни, идут года.
С тревогой всматривается река в настоящее. Трудное время. Тяжело живут люди. Не понимает река, как случилось, что исчез богатый колхоз, тружеников которого трижды чествовали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Озабочена она и тем, что все меньше остается молодежи в селе, что все малочисленнее становится ребячий гомон на весенних припеках около старинного здания школы, что все реже ей удается покачать на своих волнах лодки влюбленных…
Мчатся дни, идут года…
Но, как и прежде, старается река скрасить жизнь копалинцев, даря тихие закаты и бодрящие рассветы, ласково омывая пестроту береговой гальки, отражая в зеркале вод своих красивое старинное село. Неспешно несет свои воды светлая красавица Чусовая, навевая мысль, что все образуется.
Бугрина В.Ю.,учитель русского языка и литературы
МБОУ «Копалинская ООШ» г. Чусовой, Пермский край
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт