kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект комплексного анализа текста в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок русского языка в 9 классе.                                   

ТЕМА:    Комплексный анализ текста 

Самая жгучая связь

Цели урока:

  • закрепить основные речеведческие понятия(тема, основная мысль, проблема, позиция автора, средства выразительности), обобщить знания  учащихся по основным разделам лингвистики;
  • углубить знания учащихся о форме и содержании текста, совмещающего художественность и публицистичность, повторить жаровые особенности очерка;
  •   закрепить умение  характеризовать языковые изобразительные средства;
  • развивать нравственно-ценностные ориентиры.

 

На доске: эпиграф                   ВЕРУЮ!

Ключевые слова:

Тема, основная мысль, проблема, позиция автора, средства выразительности языка, жанр, тип речи, стиль речи.

  1. Актуализация

Слово учителя.

Там, где реку излучиной свело

И озеро блестит, подобно стали,

Раскинулось старинное село

На возвышенье, как на пьедестале.

Внизу течет красавица река,

И бег ее, нетороплив и легок,

Волнами омывает берега,

Раскачивает цепи спящих лодок.

Грунтовой лентой мчит дорога вдаль,

Окутанная пыльной кисеею.

Ты едешь, нажимая на педаль.

И  кажется, взлетаешь над землею.

Дома толпятся, трубами дымя,-

Хозяйки топят печи спозаранку.

Вот лошадь, новой упряжью скрипя,

Работать вышла, словно на гулянку.

А школа на прибрежный косогор

Вбежав, остановилась, отдыхает

И слушает детей нестройный хор,

Который сам себя перебивает

Церквушка старая притихла в тополях,

Грустит – не на потеху подымалась:

Сюда, бывало, на субботних днях

Молиться Богу волость собиралась

Теперь здесь дискотеки и кино,

И куполов давно уж нет на крыше.

Но хочется, чтоб люди все равно,

К ней приближаясь, становились тише.

В нашей  прикамской литературе есть немало произведений  о  родине, написанных  признанными мастерами слова. Стихотворение, которое  вы только что услышали, тоже о родине. И думается, что оно приятно удивило вас, потому что вы узнали в этой зарисовке наше родное село. Наша малая родина, будет сегодня предметом разговора на уроке.

  • Посмотрите на ключевые слова  и сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.
  • Обратите внимание на слово-эпиграф. Попробуйте в течение всего урока удержать его в поле своего внимания, а в конце урока мы вернемся к нему.

Языковые уровни, как известно, предполагают декомпозицию, т.е деление на подразделы. Назовите их:

Фонетический

Морфологический

Лексический
Синтаксический

Семантический

Стилистический

 Культура  речи

  • Работая в парах, охарактеризуйте  1 из подразделов
  • Дополните предложение:

Раздел грамматики – науки о соединении слов и строении предложений называется…

  •  Работая в парах, составьте кластер «Сложные предложения»;
  • принципиальные схемы ССП.

[   ], (  );     (    ), [  ];   [  ,(        ),  ].

II. Работа с текстом  (На партах приготовленные копии  текста.)

Ребята, я предлагаю вашему вниманию текст, опубликованный на страницах газеты « Чусовской рабочий». Читая  текст, обратите внимание на проблемы, которые поднимает автор.

Беседа:

  • Определите смысловой тип речи.
  • Какова жанровая принадлежность текста?

 Вопросы при затруднении:

  • Докажите, что это не рассказ.

Нет единого быстро разрешающегося конфликта.

  • Докажите, что это не эссе.

Эссе характеризуется свободной композицией, выражающей индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующее на исчерпывающую  трактовку вопроса. На первый план выступает личность автора.

  • Какова общая тональность очерка?

Грустные, ностальгические нотки, но есть и оптимистические  моменты.

Т.е. наблюдается некая лиричность.

  • Каков стиль данного очерка?

Художественно – публицистический. В нем чувствуется интерес  к определенным тенденциям  и состоянию современной жизни, К нравственным проблемам.

  • Найдите отрывок, стилистически отличающийся от остального текста. Чем обусловлен выбор автора?
  • Какова композиция очерка?

Состоит из нескольких микротем, связанных временной последовательностью.

Композиция кольцевая, основана на принципе зеркальности.

  • Каковы стилистические особенности текста?

Повторы, рефрен

  • Как автор показывает  динамику, течение времени?

С помощью глаголов мчались, летели, шли.

  • Каким образом автор сужает время, приближает прошедшее к настоящему?

С помощью изменения категории времени глагола – шли - идут; с помощью усечения рефрена.

  • Что вы можете сказать об особенностях синтаксиса.

Текст состоит из простых осложненных и  сложных предложений разных типов, сложных синтаксических конструкций. Такая организация текста обусловлена содержанием идеи текста.

111. Практическая работа:

1). Работа в поле 1 (выделено цветом): вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2) Работа в поле 2: графически объясните знаки препинания выделенного предложения, вычертите схемы  всех предложений поля.

1У. Анализ нравственных аспектов текста.

Кризис  в обществе породил  целый ряд негативных процессов, которые влияют на социокультурные аспекты в обществе. Все чаще мы сталкиваемся с вседозволенностью, равнодушием к общественной жизни, отсутствием интереса к человеку вообще.

  • Какие нравственные проблемы затрагивает очерк?
    • Любовь к родине, родным местам;
    • Бережное отношение к эко - и социопростанству родного края;
    • Кризис духовности;
    • Кризис сельского уклада жизни;
  • Дает ли очерк ответ на вопрос, как преодолеть эти проблемы, где черпать силы для дальнейшей жизни?

Прямого ответа нет, но мы чувствуем, что это семья, близкие люди, все родное, что  ты любишь и понимаешь и что любит и принимает тебя – родина.

  • Героем очерка является…

Родина, ее образ, суженный в очерке до более конкретного- реки

( демонстрация слайдов с изображением р. Чусовой.)

  • А не показалось ли вам, что река в очерке предстает в еще более конкретном образе. Что это за образ?

Образ женщины – матери, женщины – труженицы, которая волнуется за  свое детище – село и людей, его населяющих.

  • Какими художественными средствами  пользуется автор для создания этого образа?

Олицетворение.

  • Найдите другие  средства выразительности, способствующие раскрытию идеи текста, охарактеризуйте их. 
  • Как вы видите, у очерка нет названия. Как бы вы озаглавили этот текст?
  • Авторский заголовок о « Связь». Как вы истолкуете смысл названия?

Словарь: связь- отношение взаимозависимости, обусловленности, общности между чем-либо.

Река, село, люди – одна экосистема, единый организм:

Село – тело (его надо холить, заботиться о нем).

Река – душа села (ее надо сохранить в чистоте)

Люди – разум (он должен быть ясным  и трезвым)

Как это ответственно - ощущать себя частью большого организма,  как важно осознавать, что от тебя зависит его самочувствие. Это и есть кровная связь с родиной, связь навсегда, где бы ты ни жил.

Послушайте, как созвучна эта мысль  строчкам Николая Рубцова:

Школа моя деревянная…

Время придет уезжать.

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать…

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

У.    Творческая пятиминутка.

Давайте вспомним про наш эпиграф.

Верую!

Я старалась донести до вас смысл эпиграфа. И если мне это удалось, то я прошу вас написать  миниатюру с таким названием.

У1. Домашнее задание Родина…И почему же живет в сердце мысль, что я когда-то останусь там навсегда. Когда? Ведь не похоже по жизни – то. Отчего же? Может быть, потому, что она живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет вместе со мной. Видно так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий. Будь счастлива, и я буду счастлив.

Этими словами Василия Макаровича Шукшина  я хочу закончить наш урок. Надеюсь, что наше село будет всегда в вашем сердце.

Карточка с домашним заданием – текст №2

К-№2 

1. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, графически объяснить их постановку. Начертить схему выделенного предложения.

Родина…И почему (же ) живет в сердце мысль что я когда-то останусь там навсегда. Когда Ведь (не)похоже по жизни – то. Отчего же? Может быть потому   что она живет постоянно в сердце и образ ее светлый погасн..т (в)месте со мной. Видно так. Благослови тебя моя родина  труд и разум человеческий. Будь счастлива и я буду счастлив.

2. Подготовить сообщение о публицистическом стиле. его особенностях.

К-№1

             Неспешно несет воды  красавица Чусовая, ласково омывая пестроту гальки, среди которой снуют отважные рыбешки, стремящиеся к самому краю бьющейся волны.

  В ясный день  река весело сверкает в излучинах и освежает полуденный жар своим влажным дыханием, вечерами убаюкивает округу шепотом прибрежной осоки. А как чиста гладь реки в безветренную погоду - словно зеркало,  отражает она в своих водах  красивое старинное село Копально. Мудрая, но вечно юная река многое повидала на своем веку. Помнит она и то, как все начиналось.

  Рождаясь где-то в горах, здесь, на воле, река была безграничной хозяйкой  пойменных лугов. Только звери и птицы утоляли жажду, приникнув к глади Чусовой, как дитя к материнской груди.

  И вот однажды в этих девственных местах появились люди. Разный это был народец: беглые людишки из казацкой вольницы, ссыльные переселенцы и прочий сброд, бежавший вниз по реке от непосильной работы. Вот и Гаврила Антонов сын Копалин  с женой в лето 1647 плыли по реке, ведомые судьбой. И добрались до дивных мест, когда приспел Дарье Поликарповне срок рожать. Вырыли землянку. Вскоре огласил прибрежную тишину  крик младенца – большак родился. Антоном нарекли. Отсюда и началась  история села, так величаво расположившегося  на правом берегу реки Чусовой.

  Мчались дни, летели года, шли века…

  Трудилась Чусовая сплавляя лес перегоняя груженые баржи страдала разбивая тяж.лый панц.рь льда ликовала качая лодки воркующих парочек.Видела  как пр.ображается земля под влас.ной рукой  потомков Гаврилы Копалина как хорошее.т село укрепляя.мое трудами (земле) пашцев. Жизнь кипела!

Мчались дни, летели года, шли века…

Помнит река, как однажды странные сполохи принесли на ее величавые берега новое слово « революция». Помнит и то страшное время. Когда брат пошел на брата, сын на отца, когда обагрилась кровью расстрелянных  сынов прибрежная земля, как приняла она их, бездыханных,  в лоно свое. И поныне  на сельском кладбище  стоит памятник с выцветшей звездой…

  Мчались дни, летели года…

Помнит река и дни великих перемен, когда стали организовываться колхозы, куда крестьяне в надежде на лучшую жизнь сводили свой скот. Один из колхозов до недавнего времени носил гордое имя « Новый путь».

  Мчались дни, летели года…

Не забыла река и лихолетье сорок первого, когда вместе с женщинами провожала сыновей на фронт, а в сорок пятом оплакивала павших. Они и сейчас видятся ей в ареоле стелы, установленной односельчанами на самом высоком месте в память не вернувшимся с войны. Все 179 погибших и без вести пропавших ее сынов видятся ей на прибрежном холме.

  Мчатся дни, идут года.

С тревогой всматривается река в настоящее. Трудное время. Тяжело живут люди. Не понимает река, как  случилось, что исчез богатый колхоз, тружеников которого  трижды чествовали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Озабочена она и тем, что все меньше остается молодежи в селе, что все малочисленнее становится ребячий  гомон на весенних припеках около старинного здания школы, что все реже ей удается покачать на своих волнах лодки влюбленных…

  Мчатся дни, идут года…

  Но, как и прежде, старается река скрасить жизнь копалинцев, даря тихие закаты и бодрящие рассветы, ласково омывая пестроту береговой гальки, отражая в зеркале вод своих красивое старинное село. Неспешно несет свои воды светлая красавица Чусовая, навевая мысль, что все образуется.

              Бугрина В.Ю.,учитель русского языка и литературы

МБОУ «Копалинская ООШ» г. Чусовой, Пермский край

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект комплексного анализа текста в 9 классе »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект комплексного анализа текста в 9 классе

Автор: Бугрина Валентина Юрьевна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220593

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_komplieksnyi_analiz_tieksta_podgh"
    ["file_id"] => string(6) "356985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478680690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Бинарный урок в 8 классе "Урок одного стихотворения"(комплексный анализ текста) "
    ["seo_title"] => string(83) "binarnyi-urok-v-8-klassie-urok-odnogho-stikhotvorieniia-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "204838"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429730541"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства