Русский язык
9 класс
Краткосрочное планирование № 52
Тема урока
Компоненты и предикативные части в сложных преложениях с разными видами связи
Цель урока
Обобщить и систематизировать знания по теме СП с разными видами связи
Задачи
развивать умение схематически представлять предложение;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать чувство уважения к русскому языку.
Результаты учебной деятельности
Учащиеся будут определять предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи
Источники, оснащение и оборудование
Учебник русского языка, карточки, тест
Ключевые идеи
Предикативная основа, сложное предложение
1.Мотивационный этап:
Знание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация учебной деятельности
Целеполагание
Прием «Репортер»
1.Назовите виды сложных предложений.
2.От чего зависит такое деление?
3.В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных?
4.Назовите виды сложноподчиненных предложений.
5. Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений.
6.Чем отличается союзное слово от омонимичного союза?
7. Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:
А). По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.
Б) Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.
С)К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.
Тест
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью
а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной.
б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке.
в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью
а) Там, щедрым облаком зари освещены,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными, янтарными клубами.
б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись сожженные сады.
в) Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью
а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза.
б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.
в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью
а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню.
б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться.
в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду.
А) 1, 3
Б) 1, 3, 4
В) 1, 2, 3, 4
Г) 2, 3, 4
Проверяют наличие учебников, тетрадей.
Отвечают на вопросы учителя
Записывают число в тетради
Дети отвечают на вопросы, опираясь на полученные ранее знания
Ответы:
1.Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное
2.От средства связи между частями
3.В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).
4.Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).
5.Подчинительный союз или союзное слово).
6. Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).
7. А) Общиуй второстепенный член предложения
По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.
Б) Общее придаточное предложение
Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.
С) Вводное слово
К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.
Прием «Две звезды и одно пожелание»
Самооценивание и проверка
Ответы:
1.а
2.б
3.в
4.б
5.Б) 1, 3, 4
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки - «3»
3 ошибки – учи теорию
Операционный этап:
Понимание
Прием «Рюкзак знаний»
Анализ предложений:
1. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно, чтоб вдруг отразили бездонные воды всю прелесть застенчивой русской природы. (Н.Рыленков)
2. Мы приехали в Петровское ночью, и я спал так крепко, что не видел ни дома, ни березовой аллеи и никого из домашних, которые уже все разошлись и давно спали. (Л.Толстой)
Учащиеся слушают чтение учителя, записывают предложения, отвечают на вопросы
Ответы:
1.Состоит из четырех частей; ведущая связь – бессоюзная. Два блока: 1 блок – простое предложение; 2 блок – СПП, состоящее из трех частей. Однородное подчинение; придаточные обстоятельственные: цели; отвечают на вопрос с какой целью? относятся ко всей главной части, присоединяются подчинительным союзом чтобы.),, (чтоб…), (чтоб…)
2.Состоит из четырех частей; ведущая связь – союзная, сочинительная; два блока: 1 блок – простое предложение; 2 блок – СПП, состоящее из трех частей. Последовательное подчинение, придаточное первой степени – обстоятельственное: меры и степени отвечает на вопрос насколько? относится к слову в главной части, присоединяется подчинительным союзом - что; придаточное второй степени – определительное, отвечает на вопрос каких?, относится к слову в главной части, присоединяется союзным словом – которые.), и, (что…), (которые…)
Применение
ЕНТ
Разбор предложений
1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].
2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказатьсясочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».
3.По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
4.По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.
Практическая работа с комментированием
1.[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].
2.Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.
3. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].
4.. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].
5.. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].
6. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка]
Графический диктант
1.Я не мог пропустить тигра: кустов тут мало, а трава ещё не поднялась.
2.В тайге может возникнуть ощущение, что за вами кто-то скрытно наблюдает.
3.Зверь слышал: по берегу кто-то идет, и этот шум его насторожил.
4.Тигр предпочитает довольствоваться одной жертвой – волк при случае передавит все живое в округе.
Ответы:
- Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;
1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.
[.,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].
2.Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1-я часть простое предложение;
2-я часть СПП с придаточным дополнительным.
[ = - ]; [ = ], ( что = )
3. [=-], и (хотя =-), но[=].
4. [ ], и, (хотя …), [ ].
1. [ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]
осложнено однородными обстоятельствами
Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное. 2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.
2.[ ], ( что.) ; [ …(где…), .(.которой…), … ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной; 2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.
3. [ - = ], и [ - = ], ( как - = ).
- Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:
1 часть – по своему строению – простое предложение; 2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.
4. [ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].
- Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть – ССП с противительным союзом «но»;
2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью
5. (Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].
- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:
1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда», 2 часть – простое предложение.
6 [ - = ], и (чем - = ), [тем = - ].
- Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».
1 часть – простое предложение, 2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.
Графический диктант
1.[ ] : [ ],а [ ]
2.[ ], (что)
3.[ ] : [ ] ,и [ ]
4.[ ] - [ ]
Взаимопроверка и взаимооценивание
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки - «3»
3 ошибки – учи теорию
Инструктаж домашнего задания
Упражнение 414, страница 227
Записывают задание в дневники
Рефлексивный анализ
Учащиеся определяют степень освоения темы.
Рефлексия учителя