kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово в языке и речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обобщение по теме «Слово в языке и речи».

Цели: обобщить умение распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, работать со словарем, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове изученных орфограмм, выделять корень.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение Слово в языке и речи»









Урок русского языка
Обобщение по теме
«Слово в языке и речи»
3 класс











Цибульская Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Донецкой общеобразовательной школы І – ІІІ
ступеней №112



Тема: Обобщение по теме «Слово в языке и речи».

Цели: обобщить умение распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, работать со словарем, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове изученных орфограмм, выделять корень.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Так писал об осени поэт. Вот и мы сегодня отправимся в гости к осени. Во время нашей необычной прогулки мы повторим всё, что узнали о значении слова в языке и речи.

  1. Минутка чистописания

Оо Сс ос (характеристика звуков)

осень осенний осенять

-Что общего в этих словах, чем они различаются?

- Как вы назовете эти слова? Какое слово лишнее?

- Прочитайте в словаре, какое значение имеет слово осенять.

-Назовите правила чистописания.

(1. Пиши, соблюдая наклон букв;

2. Не обводи написанное;

3. Пиши буквы на одинаковом расстоянии друг от друга.)

  1. Словарная работа

-Я предлагаю вашему вниманию фразеологизмы. Они придают точность нашему языку. Вспомните, что это такое.

-В каждом фразеологизме пропущено словарное слово.

-Догадайтесь, какое слово пропущено и постарайтесь объяснить значение фразеологизма.

  • (Медведь) наступил на ухо. (Нет музыкального слуха)

  • Не бросать слов на (ветер). (Уметь отвечать за свои слова)

  • Не жизнь, а (малина). (Очень хорошая жизнь)

  • Словно об стенку (горох). (Ничего не действует)

  • Одного поля (ягода). (О людях сходных между собой)

  • (Яблоку) некуда упасть. (Большое скопление людей)

-Запишите пропущенное слово, объясните орфограммы.

  1. Самооценка.

-В течение нашего урока вы будете оценивать свои умения сами или это будут делать ваши одноклассники. В вашем оценочном листе напротив каждого задания вы будете ставить значок:

Мне всё удалось- !

Я старался, но допускал ошибки- +

Надо ещё потренироваться- -

5. Работа в паре.

- Осенний ветер разбросал все слова в схеме «Слово и его значение». Помогите всё вернуть на место. Соедините стрелкой слова первого столбика с нужными словами второго.

Подготовьте сообщение по данной теме. Работа в паре.



Лексическое значение слова Ножка, шляпка, листок

Однозначные слова Мокрый – сырой, пасмурный – хмурый, холодный - студёный

Многозначные слова Лисичка, мышка

Синонимы Урожай, листопад, гриб

Антонимы Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Омонимы Мокрый – сухой, пасмурный – ясный, холодный- тёплый

  1. Физминутка для осанки «Деревце»

-Выйдите из-за парты, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется, 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.

  1. Работа по теме урока. Повторение изученных частей речи.

-Вот мы и в лесу. Прочитайте текст. О каких съедобных грибах говорит автор? А несъедобных?

  • В первом предложении текста подчеркните одной чертой имена существительные. Как распознать их в тексте? (на какие вопросы отвечает, что обозначает) Взаимопроверка.

  • В первой части подчеркните глаголы двумя чертами. Взаимопроверка.

Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него уже шубка побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит.

  • Подбери к данным существительным прилагательные и запиши: по вариантам

1 вариант

боровики (какие?)

сыроежки (какие?)

мухоморы (какие?)

грузди (какие?)

2 вариант

пни (какие?)

рёв (какой?)

рога (какие?)

зайчишка (какой?)

  1. Закрепление изученного материала .

  2. -Перед вами слова: Ноябре, в, зима, с, борются, осенью.

  3. Я предлагаю вам задание, которое вы выберете себе сами, по своим силам:

  • 1 уровень. Спиши слова и определи, какой частью речи они являются.

  • 2 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова.

  • 3 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова. Подбери к глаголу однокоренное слово – существительное.

  1. 8.Рефлексия.
    - Оцените свою работу на уроке. Проанализируйте свой оценочный лист.

  2. Дорисуйте смайлик:

  3. Мне всё удалось-

  4. Я старался, но допускал ошибки-

  5. Надо ещё потренироваться-

  6. 9. Итог урока.

  7. - Что мы узнали о слове и его значении в речи?

  8. Домашнее задание.

  9. Проверь, правильно ли подобраны проверочные слова. Исправь ошибки в предложениях.
    1. Даша (скрип) скрипила рисунки скрепкой. 2) Всю ночь деревья громко (крепкий) скрепели.3) На сцену вышел молодой (скрепка) скрепач.4) На уроке музыки мы рисовали (скрипка) скрипичный ключ.

  10. Спиши предложения правильно.

Просмотр содержимого презентации
«Обобщение Слово в языке и речи»

Автор: Цибульская Наталья Анатольевна, учитель начальных классов Донецкой общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №112

Автор: Цибульская Наталья Анатольевна,

учитель начальных классов

Донецкой общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №112

Оценочный лист Мне всё удалось- ! Я старался, но допускал ошибки- + Надо ещё потренироваться- -

Оценочный лист

Мне всё удалось- !

Я старался, но допускал ошибки- +

Надо ещё потренироваться- -

Минутка чистописания  Оо Сс ос  осень осенний осенять

Минутка чистописания

Оо Сс ос

осень осенний осенять

Лексическое значение слова Из толкового словаря:  Осенять –  1. Устар. Закрывать, покрывать тенью чего-либо. Заслонять.  2. Перен. Появляться, внезапно приходить (о мысли, догадке).  Вдруг меня осенила догадка.  3. Устар. Показаться, появиться на лице (об улыбке). Его лицо осенила улыбка.    4. Устар. Делать рукой знак креста над кем-либо., чем-либо. ;  осенять крестным знамением .

Лексическое значение слова

Из толкового словаря:

Осенять

1. Устар. Закрывать, покрывать тенью чего-либо. Заслонять.

2. Перен. Появляться, внезапно приходить (о мысли, догадке).  Вдруг меня осенила догадка.

3. Устар. Показаться, появиться на лице (об улыбке). Его лицо осенила улыбка.  

4. Устар. Делать рукой знак креста над кем-либо., чем-либо. ;  осенять крестным знамением .

Звуко-буквенный анализ слова Осень – 2 слога о – [ о ] – гласн., ударн. с – [ с` ] – согл., мягк., глух., парн. е – [ и ] – гласн., безуд. н – [н` ] – согл., мягк., звонк., непарн. ь – [ - ] 5 б., 4 зв.

Звуко-буквенный анализ слова

Осень – 2 слога

о – [ о ] – гласн., ударн.

с – [ с` ] – согл., мягк., глух., парн.

е – [ и ] – гласн., безуд.

н – [н` ] – согл., мягк., звонк., непарн.

ь – [ - ]

5 б., 4 зв.

Словарная работа Медведь наступил на ухо. Не бросать слов на ветер . Не жизнь, а малина . Словно об стенку горох . Одного поля ягода . Яблоку некуда упасть.

Словарная работа

Медведь наступил на ухо.

Не бросать слов на ветер .

Не жизнь, а малина .

Словно об стенку горох .

Одного поля ягода .

Яблоку некуда упасть.

Схема «Слово и его значение» Ножка, шляпка, листок Мокрый – сырой, пасмурный – хмурый, холодный – студёный Лисичка, мышка Урожай, листопад, гриб Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Мокрый – сухой, пасмурный – ясный, холодный - тёплый Лексическое значение слова Однозначные слова Многозначные слова Синонимы Антонимы Омонимы

Схема «Слово и его значение»

Ножка, шляпка, листок

Мокрый – сырой, пасмурный – хмурый, холодный – студёный

Лисичка, мышка

Урожай, листопад, гриб

Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

Мокрый – сухой, пасмурный – ясный, холодный - тёплый

Лексическое значение слова

Однозначные слова

Многозначные слова

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Работа над текстом  Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.  Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.  Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него уже шубка побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит .

Работа над текстом

Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.

Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.

Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него уже шубка побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит .

Подбор прилагательных І вариант   ІІ вариант  боровики  (какие?) пни ( какие? ) сыроежки  (какие?) рёв  (какой?) мухоморы  (какие?) рога  (какие?) грузди  (какие?) зайчишка  (какой?)

Подбор прилагательных

І вариант

ІІ вариант

боровики  (какие?)

пни ( какие? )

сыроежки  (какие?)

рёв  (какой?)

мухоморы  (какие?)

рога  (какие?)

грузди  (какие?)

зайчишка  (какой?)

Самостоятельная работа  Ноябре, в, зима, с, борются, осенью.

Самостоятельная работа

Ноябре, в, зима, с, борются, осенью.

  • 1 уровень. Спиши слова и определи, какой частью речи они являются.
  • 2 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова.
  • 3 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова. Подбери к глаголу однокоренное слово – существительное.
Оцени свою работу

Оцени свою работу


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слово в языке и речи

Автор: Цибульская Наталья Анатольевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок русского языка Слово - часть речи"
    ["seo_title"] => string(40) "urok-russkogho-iazyka-slovo-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "296981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456129576"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема: «Слова. Роль слов в речи»"
    ["seo_title"] => string(27) "tema_slova_rol_slov_v_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "582136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622468189"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по русскому языку "Роль слов в речи" + презентация "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-rol-slov-v-riechi-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "108273"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403634511"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Презентация куроку русского языка в 5 классе на тему:" Тематические группы слов. Развитие речи. Диалог." "
    ["seo_title"] => string(115) "priezientatsiia-kuroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-tiematichieskiie-ghruppy-slov-razvitiie-riechi-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "170812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423587170"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "урок русского языка по теме: "Язык и человек. Язык и речь" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-iazyk-i-chieloviek-iazyk-i-riech"
    ["file_id"] => string(6) "101647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства