Урок русского языка 
Обобщение по теме 
«Слово в языке и речи»
3 класс
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
 Цибульская Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Донецкой общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №112
 
 
  Тема: Обобщение по теме «Слово в языке и речи».
 Цели: обобщить умение распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, работать со словарем, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове изученных орфограмм, выделять корень.
 Ход урока
  - Организационный момент 
-Унылая пора! Очей очарованье!
 Приятна мне твоя прощальная краса…
 Так писал об осени поэт. Вот и мы сегодня отправимся в гости к осени. Во время нашей необычной прогулки мы повторим всё, что узнали о значении слова в языке и речи.
  - Минутка чистописания 
Оо Сс ос (характеристика звуков)
 осень осенний осенять
 -Что общего в этих словах, чем они различаются?
 - Как вы назовете эти слова? Какое слово лишнее?
 - Прочитайте в словаре, какое значение имеет слово осенять.
 -Назовите правила чистописания.
 (1. Пиши, соблюдая наклон букв;  
 2. Не обводи написанное;  
 3. Пиши буквы на одинаковом расстоянии друг от друга.)
  - Словарная работа 
-Я предлагаю вашему вниманию фразеологизмы. Они придают точность нашему языку. Вспомните, что это такое.
 -В каждом фразеологизме пропущено словарное слово.
 -Догадайтесь, какое слово пропущено и постарайтесь объяснить значение фразеологизма.
  - (Медведь) наступил на ухо. (Нет музыкального слуха) 
- Не бросать слов на (ветер). (Уметь отвечать за свои слова) 
- Не жизнь, а (малина). (Очень хорошая жизнь) 
- Словно об стенку (горох). (Ничего не действует) 
- Одного поля (ягода). (О людях сходных между собой) 
- (Яблоку) некуда упасть. (Большое скопление людей) 
-Запишите пропущенное слово, объясните орфограммы.
  - Самооценка. 
-В течение нашего урока вы будете оценивать свои умения сами или это будут делать ваши одноклассники. В вашем оценочном листе напротив каждого задания вы будете ставить значок:
 Мне всё удалось- !
 Я старался, но допускал ошибки- +
 Надо ещё потренироваться- -
 5. Работа в паре.
 - Осенний ветер разбросал все слова в схеме «Слово и его значение». Помогите всё вернуть на место. Соедините стрелкой слова первого столбика с нужными словами второго.
 Подготовьте сообщение по данной теме. Работа в паре.
 
 
 Лексическое значение слова Ножка, шляпка, листок
 Однозначные слова Мокрый – сырой, пасмурный – хмурый, холодный - студёный
 Многозначные слова Лисичка, мышка
 Синонимы Урожай, листопад, гриб
 Антонимы Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.
 Омонимы  Мокрый – сухой, пасмурный – ясный,  холодный- тёплый
  - Физминутка для осанки «Деревце» 
-Выйдите из-за парты, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется, 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.
  - Работа по теме урока. Повторение изученных частей речи. 
-Вот мы и в лесу. Прочитайте текст. О каких съедобных грибах говорит автор? А несъедобных?  
  - В первом предложении текста подчеркните одной чертой имена существительные. Как распознать их в тексте? (на какие вопросы отвечает, что обозначает) Взаимопроверка. 
- В первой части подчеркните глаголы двумя чертами. Взаимопроверка. 
Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.
 Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.
 Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него уже шубка побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит.
   1 вариант
 боровики (какие?)
 сыроежки (какие?)
 мухоморы (какие?)
 грузди (какие?)
 2 вариант
 пни (какие?)
 рёв (какой?)
 рога (какие?)
 зайчишка (какой?)
   -  Закрепление изученного материала . 
- -Перед вами слова: Ноябре, в, зима, с, борются, осенью. 
- Я предлагаю вам задание, которое вы выберете себе сами, по своим силам: 
 - 1 уровень. Спиши слова и определи, какой частью речи они являются. 
- 2 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова. 
- 3 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова. Подбери к глаголу однокоренное слово – существительное. 
 - 8.Рефлексия.
 - Оцените свою работу на уроке. Проанализируйте свой оценочный лист.
 
- Дорисуйте смайлик: 
- Мне всё удалось- 
- Я старался, но допускал ошибки- 
- Надо ещё потренироваться- 
- 9. Итог урока. 
- - Что мы узнали о слове и его значении в речи? 
- Домашнее задание. 
- Проверь, правильно ли подобраны проверочные слова. Исправь ошибки в предложениях.
 1. Даша (скрип) скрипила рисунки скрепкой. 2) Всю ночь деревья громко (крепкий) скрепели.3) На сцену вышел молодой (скрепка) скрепач.4) На уроке музыки мы рисовали (скрипка) скрипичный ключ.
 
- Спиши предложения правильно. 
-