Урок русского языка
Обобщение по теме
«Слово в языке и речи»
3 класс
Цибульская Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
Донецкой общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №112
Тема: Обобщение по теме «Слово в языке и речи».
Цели: обобщить умение распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, работать со словарем, находить в тексте фразеологизмы, распознавать изученные части речи, однокоренные слова, определять наличие в слове изученных орфограмм, выделять корень.
Ход урока
Организационный момент
-Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Так писал об осени поэт. Вот и мы сегодня отправимся в гости к осени. Во время нашей необычной прогулки мы повторим всё, что узнали о значении слова в языке и речи.
Минутка чистописания
Оо Сс ос (характеристика звуков)
осень осенний осенять
-Что общего в этих словах, чем они различаются?
- Как вы назовете эти слова? Какое слово лишнее?
- Прочитайте в словаре, какое значение имеет слово осенять.
-Назовите правила чистописания.
(1. Пиши, соблюдая наклон букв;
2. Не обводи написанное;
3. Пиши буквы на одинаковом расстоянии друг от друга.)
Словарная работа
-Я предлагаю вашему вниманию фразеологизмы. Они придают точность нашему языку. Вспомните, что это такое.
-В каждом фразеологизме пропущено словарное слово.
-Догадайтесь, какое слово пропущено и постарайтесь объяснить значение фразеологизма.
(Медведь) наступил на ухо. (Нет музыкального слуха)
Не бросать слов на (ветер). (Уметь отвечать за свои слова)
Не жизнь, а (малина). (Очень хорошая жизнь)
Словно об стенку (горох). (Ничего не действует)
Одного поля (ягода). (О людях сходных между собой)
(Яблоку) некуда упасть. (Большое скопление людей)
-Запишите пропущенное слово, объясните орфограммы.
Самооценка.
-В течение нашего урока вы будете оценивать свои умения сами или это будут делать ваши одноклассники. В вашем оценочном листе напротив каждого задания вы будете ставить значок:
Мне всё удалось- !
Я старался, но допускал ошибки- +
Надо ещё потренироваться- -
5. Работа в паре.
- Осенний ветер разбросал все слова в схеме «Слово и его значение». Помогите всё вернуть на место. Соедините стрелкой слова первого столбика с нужными словами второго.
Подготовьте сообщение по данной теме. Работа в паре.
Лексическое значение слова Ножка, шляпка, листок
Однозначные слова Мокрый – сырой, пасмурный – хмурый, холодный - студёный
Многозначные слова Лисичка, мышка
Синонимы Урожай, листопад, гриб
Антонимы Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.
Омонимы Мокрый – сухой, пасмурный – ясный, холодный- тёплый
Физминутка для осанки «Деревце»
-Выйдите из-за парты, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется, 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.
Работа по теме урока. Повторение изученных частей речи.
-Вот мы и в лесу. Прочитайте текст. О каких съедобных грибах говорит автор? А несъедобных?
В первом предложении текста подчеркните одной чертой имена существительные. Как распознать их в тексте? (на какие вопросы отвечает, что обозначает) Взаимопроверка.
В первой части подчеркните глаголы двумя чертами. Взаимопроверка.
Среди редких берёз прячутся в траве крепкие боровики. Розовеют мокрые сыроежки. Краснеют нарядные мухоморы. В ельнике растут скользкие грузди. На низких пнях жмутся друг к дружке опята на тоненьких ножках.
Вышел на край болота лось. Поднял голову с тяжёлыми рогами, заревел. Ранним утром далеко слышен грозный рёв лесного богатыря.
Страшно робкому зайчишке. Всё кругом жёлтое, а у него уже шубка побелела. Ждёт бедняжка, когда выпадет снег. Зароется в сугроб – никто его не увидит.
1 вариант
боровики (какие?)
сыроежки (какие?)
мухоморы (какие?)
грузди (какие?)
2 вариант
пни (какие?)
рёв (какой?)
рога (какие?)
зайчишка (какой?)
Закрепление изученного материала .
-Перед вами слова: Ноябре, в, зима, с, борются, осенью.
Я предлагаю вам задание, которое вы выберете себе сами, по своим силам:
1 уровень. Спиши слова и определи, какой частью речи они являются.
2 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова.
3 уровень. Составь из слов пословицу, запиши её. Определи, какой частью речи являются её слова. Подбери к глаголу однокоренное слово – существительное.
8.Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. Проанализируйте свой оценочный лист.
Дорисуйте смайлик:
Мне всё удалось-
Я старался, но допускал ошибки-
Надо ещё потренироваться-
9. Итог урока.
- Что мы узнали о слове и его значении в речи?
Домашнее задание.
Проверь, правильно ли подобраны проверочные слова. Исправь ошибки в предложениях.
1. Даша (скрип) скрипила рисунки скрепкой. 2) Всю ночь деревья громко (крепкий) скрепели.3) На сцену вышел молодой (скрепка) скрепач.4) На уроке музыки мы рисовали (скрипка) скрипичный ключ.
Спиши предложения правильно.
-