Урок русского языка для 1 класса на тему «Слова. Роль слов в речи»
Цели: познакомить с ролью слов в речи; формировать умение вычленять слова из предложения; развивать устную речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять текст по опорным словам.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
— Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)
— Как пишутся слова в предложении? (Раздельно.)
— Какие знаки могут стоять в конце предложения? (Точка, вопросительный и восклицательные знаки.)
— Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц.)
— Как правильно записать диалог? (Слова каждого лица пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире.)
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 2 на с. 8—13; ТТ, тест 1 на с. 7—13; ПКР, задания на с. 4—9).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске запись.)
Комната, парта, мангт, дерево.
— Прочитайте запись на доске. Найдите лишнее. (Мангт.)
— Обоснуйте свой ответ. (Не является словом.)
— Почему это сочетание букв не является словом? (Не имеет значения.)
— Придумайте сочетания букв, которые не являются словами.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О слове.)
— Откройте учебник на с. 17. Прочитайте тему. С чем будем знакомиться?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 18)
— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?
— Найдите в стихотворении сочетание букв, которое не является словом. Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какое сочетание букв можно назвать словом?
— Для чего нам нужны слова?
Упр. 2 (с. 19)
— Прочитайте предложение.
— Назовите главную мысль этого предложения.
— Подумайте, какие слова можно подобрать, чтобы описать то, что вы видите сейчас вокруг себя.
Упр. 3 (с. 19)
— Прочитайте слова. Что можно представить, читая эти слова? Найдите слова, которые помогут составить рассказ о зиме, о лете.
— А какие слова нужны для рассказа о весне?
— Запишите два таких слова.
— Какие слова вы записали? Почему?
V. Физкультминутка
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок —
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 20)
— Рассмотрите рисунки.
— Обсудите это задание в парах.
— К какому выводу вы пришли? Что можно назвать с помощью слов? (Предметы, признаки предметов, действия предметов.)
Упр. 5 (с. 20)
— Прочитайте слова и выражения.
— Составьте текст.
— Расскажите текст, который вы составили.
(Учитель положительно оценивает каждое выступление.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 10)
— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль. (Каждое слово имеет значение.)
— Выполните задание.
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
Упр. 2 (с. 11)
— Рассмотрите рисунки.
— Какое название подойдет к этим рисункам? (Весна.)
— Выполните задание.
(Проверка.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 нас. 7; СУ, задания нас. 9, 10; Тр., задания нас. 10).)
VII. Рефлексия
— Что такое слово?
— Для чего нужны слова?
— Приведите примеры сочетаний букв, которые не являются словами.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о словах?