Учащиеся получать первоначальное представление о слове как единстве звучания и значения, представления о роли слов в нашей речи.
Учащиеся научаться составлять текст по опорным словам.
Оборудование: Раздаточный материал, мультимедийный проектор и интерактивная доска IQ.Board.
Ход урока
Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке у нас необычный гость. Кто это Вы узнаете из загадки.
Итак, внимательно слушаем загадку:
Ух, ух, ух, какая ночь! Разбегайтесь мыши прочь! Вижу, слышу в темноте – Пища бегает везде!» Крутит птица головой, Видит даже за спиной, Словно блюдца, глаза два… Эта хищница - (Сова).
Да, это сова пришла к Вам в гости! Она будет наблюдать за Вами! Смотреть, кто как работает. И в конце урока мне подскажет - кому какие оценки поставить.
Открываем тетрадь, записываем - число (14 марта), классная работа (2 строчки вниз на 3 пишем).
Начинаем работу с минутки чистописания!
Пропишите в своих тетрадях заглавную букву" С и Л " чередуя их до конца строчки. Во второй строчке пишем буквосочетания:
"сл и лс" - так же чередуя их до конца строчки ( смотрим соединение).
Но сначала подготовим наши руки к письму (пальчиковая гимнастика).
(Этот пальчик - дедушка, этот пальчик - бабушка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик папочка, это пальчик - Я, вот и вся моя семья.)
Подчеркните простым карандашом самую красивую букву в первой строчке, и во второй строчке тоже подчеркните самое красивое буквослияние.
А сейчас повторение пройденного. Давайте мы вспомним, что изучали ранее! Что мы уже знаем! Проверим себя? Давайте, начнём:
1) Какой бывает речь? (УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ)
2) Что такое устная речь? Что такое письменная речь?
3) Текст состоит из----(ПРЕДЛОЖЕНИЙ).
4) Предложение выражает ( ЗАКОНЧЕННУЮ)----мысль.
5) Слова в предложении связаны------- по (СМЫСЛУ) .
6) Первое слово в предложении записывается с ----ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ ).
7) В конце предложения ставится-----(ТОЧКА).
8) Диалог это --- ( РАЗГОВОР ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЛИЦ).
9) Предложение состоит из---(СЛОВ).
10) Слова из ---(СЛОГОВ).
11) Слоги состоят из -- (БУКВ).
Работа по теме урока.
А теперь внимательно посмотрите на доску! Прочитайте записи на доске!
Докажите? - Почему эти сочетания букв не являются словами? ( Не имеют никакого значения).
А все остальные слова являются словами? ДА! Тогда запишите в рабочую тетрадь слова! Если у слова одно значение, оно называется- однозначным, например- карандаш, а если у слова много значений, как Вы думаете, как называются такие слова? -многозначные. Например - (ручка). Перечислите значения слова - ручка. Приведите свои примеры многозначных слов (ключ, лук, звезда, т. д )
- Как Вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Откройте учебник на стр.17. Прочитайте тему!
Чему мы будем учиться и с чем знакомиться?
На стр.18 прочитайте тему урока. ЧТО ТАКОЕ СЛОВО!
Прочитайте стихотворение на стр.18. Кто автор этого стихотворения?
Работа с диском
(И. Токмакова)
Значение какого слова Вам не понятно? (ПЛИМ)
Порассуждайте, что обозначает слово ПЛИМ!
Можно ли сочетание букв ПЛИМ назвать словом? ПОЧЕМУ?
( не имеет никакого значения)
Прочитайте сведение о языке на стр.18
Что же такое слова? Для чего нам они нужны? ( Чтоб красиво говорить, обращаться друг к другу).
Постарайтесь сделать вывод: для чего нужны слова? (Слова нужны для того, чтобы называть предметы. А ещё слова служат для наименования, обозначения окружающих человека предметов и явлений, их признаков и действий).
Самостоятельная работа
Назовите буквы-----Е Л Т О. На какие группы их можно разделить? (ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ).
Назовите гласные, согласные? Составьте слово из этих букв (ЛЕТО). Запишем.
В С Н- что это за буквы?(согласные). Составьте слово! Никак. А сейчас я добавлю ещё две буквы- Е А ( что это за буквы?- гласные), попробуйте теперь составить слово (ВЕСНА). Запишем.
Почему не получилось составить слово?
( не было гласных).
Какой вывод можно сделать? Без гласных нельзя образовать слово.
Ещё посмотрите на доску и отгадаем из каких слов сбежали гласные. К Р Ж К (КРУЖКА), С Т К Н ( СТАКАН), Т Р Л К (ТАРЕЛКА) - запишите в тетради и поставьте точки под гласными буквами. А для чего нам нужно знать сколько в слове гласных (чтобы определить сколько в слове слогов).
ВСПОМНИТЕ НАШЕ ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников. Разделите записанные в тетради слова на СЛОГИ.