· дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
· сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
· находить главное и зависимое слово;
· определять вид словосочетания (именное, глагольное);
· производить их синтаксический разбор;
· воспитание любви и уважения к родному краю.
Оборудование: портрет А.М.Пешковского, фотографии с изображением озера Байкал, отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, С.А.Есенина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.
II. Проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«словосочетание виды словосочетаний»
Цели урока:
дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
находить главное и зависимое слово;
определять вид словосочетания (именное, глагольное);
производить их синтаксический разбор;
воспитание любви и уважения к родному краю.
Оборудование: портрет А.М.Пешковского, фотографии с изображением озера Байкал, отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, С.А.Есенина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.
II. Проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)
Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
Какие знаки препинания вы знаете?
Кто такой Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.)
Молодцы! Теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Словосочетание».
III. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.
На доске развешаны фотографии с изображением озера Байкал. (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3 , Рисунок 4,Рисунок 5, Рисунок 6.)
Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)
Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске.(2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)
Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
Такие сочетания слов называются словосочетаниями. Прочитаем все вместе: сло-во-со-че-та-ние. Молодцы!
Физкультминутка
Все встали из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
Откроем учебники и прочитаем правило на стр. 126 (о словосочетании), 128-129,130 (главное и зависимое слово в словосочетании; что не является словосочетанием; виды словосочетаний по главному слову), 132 (порядок разбора словосочетания).
Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.) По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.
Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)
IV. Тренировочные упражнения
1) Возвратимся к словосочетаниям, которые вы записали. Выделим в них главное и зависимое слово, зададим вопрос, составим схему, назовём вид. (Даю образец разбора) В словосочетании прозрачная вода главное слово – вода, так как от него мы зададим вопрос: вода (какая?) – прозрачная. Прозрачная зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным, поэтому вид словосочетания – именное. Зависимое слово – выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным по смыслу и с помощью окончания.
Учащиеся анализируют записанные словосочетания по образцу.
Физкультминутка
Далеко – близко. Называю сначала удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают взглядом предметы. Для расслабления зрения упражнение проводится несколько раз.
2) Составьте словосочетания из слов, запишите и разберите их: солнечная, день; чистый, озеро; смотрит, громкий; раскинулось, широкий; приехать, озеро, вкусный, книга. (Двое учеников работают у доски.) Из каких пар слов не удалось составить словосочетания? Почему? (Из пар слов смотрит, громкий, вкусный книга невозможно составить словосочетания, так как эти слова друг с другом не сочетаются, нет смысла.)
3) Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности. Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Словосочетание типа «существительное + прилагательное» может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы говорим на уроках литературы.
V. Самостоятельная работа
1) Прочитайте выразительно текст, записанный на доске, выпишите словосочетания, произведите их разбор.
Байкал – самое глубокое и многоводное озеро на Земле. «Море» – так зовут это огромное озеро все местные жители. Оно лежит в гористых берегах. Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды.
2) Проверка.
VI. Итог урока
В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)
Что такое словосочетание?
Из каких частей состоит словосочетание?
Назовите вид словосочетаний по главному слову?
Что не является словосочетанием?
Домашнее задание: выучить правило на стр. 126, 128, 129, 130; письменно упр. 391 или 392.