Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание"
Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание"
Практическое занятие по русскому языку для студентов СПО по специальности 44.02.02(050146) «Преподавание в начальных классах»
Практическое занятие предназначено для углубленного изучения дисциплины «Русский язык». На этом занятии студентами осмысливается теоретический материал, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности, формируется профессиональная компетенция :гибкость мышления, проектирование путей достижения желаемого, готовность к непрерывному обучению, способность понимать и использовать на практике основы организации и планировании карьеры учителя начальных классов и учителя русского языка.
Тема: Словосочетание
Цели:
Образовательные:
Обобщение и углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме «Словосочетание»:
Знать основные понятия по теме; отличительные признаки словосочетаний и предложений.
Уметь классифицировать словосочетания, определять вид синтаксической связи в словосочетаниях;
Иметь практический опыт составления алгоритма нахождения словосочетания, включения словосочетаний в монологическую речь.
Развивающие:
Развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верные, логичные и неординарные решения;
Развитие у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности, расширение кругозора;
Воспитательные:
Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; умения работать в команде, сотрудничать;
Развитие адекватной самооценки и способности анализировать свою деятельность.
Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры, презентации Power Point 2010.
Ход занятия.
Организационный момент.
Я желаю нам всем сегодня хорошо поработать, не стесняться высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнениям других участников
Определение темы и целей занятия
Весна, наконец, вступила в свои права, поэтому наше занятие хочется начать с замечательной музыки, посвященной этому времени года гениального нашего современника Георгия Свиридова.
Весна!Весна!
Как воздух чист!
Так ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Презентация 1.заставка.pptx
Музыка созвучна окружающей нас природе, нашей среднерусской полосе
Мой край родной!
Мой уголок природы!
Простор небес лазурно-голубых!
В любой сезон, в любое время года
Не отведу я глаз от всех красот твоих!
Опишите двумя-тремя словами представленные в презентации фотографии.
Эти фотографии запечатлели красоты нашей Калужской земли.
Согласитесь, наш Калужский край - прекрасный цветок на груди нашей страны. Не могу удержаться, чтобы не прочитать вам эти строки
Люблю! Всего пять букв
В коротком этом слове,
Но сколько вложено прекрасных чувств в него.
Люблю тебя, Калужское, родное!
С глубокой преданностью и большой любовью стремлюсь к тебе, когда я далеко!
Каково грамматическое значение слова Родина?
Какие ассоциации вызывает слово Родина?
Что представляет собой эта единица языка?( слово)
Уточните значение слова «Родина» при помощи других слов.( Любимая родина…….
Многострадальная родина…)
Какую единицу языка вы теперь образовали?(словосочетание)
« Да, Много бед, страданий пережила наша Родина»
Раскройте лексическое значение выражения «Многострадальная Родина»
Что помогло выстоять?( Люди любили свою Родину, были сплоченными)
Слайд № 1
Эпиграфом нашего занятия я предлагаю взять слова Роберта Кеннеди «Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха»
Слайд № 2
Попробуйте сами определить тему нашего занятия. Для чего нам необходимо изучать синтаксис? (Чтобы понимать друг друга)
Вам необходимо сейчас выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания.
Что не является словосочетанием?(
Сочетание подлежащего и сказуемого
Однородные члены предложения
Сочетание служебных слов и значимых частей речи)
Предположите, каких целей мы должны достигнуть на нашем занятии?
Прежде, чем мы приступим к отработке полученных навыков, я попрошу вас оценить свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:
Я уверена, что знаю данную тему и смогу выполнить все задания по ней;
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней;
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;
Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;
Прочитайте цитату. Слайд № 3
«В судьбе, вкусах каждого человека огромное значение имеет его детство, среда, в которой он жил, воспитывался и вырастал. Слова, которые мы слышим от наших матерей, цвет впервые увиденного неба, убегающая вдаль дорога, заросший берег реки, кудрявая березка навеки остаются в памяти нашей.»( И.С. Соколов-Микитов)
Определите вид синтаксической единицы(предложение)
Какой раздел грамматики изучает предложение?(синтаксис)
Что такое синтаксис?
Как же решить эту проблему?
Самостоятельная работа.
Опрос по схеме
Что еще мы знаем о словосочетании?
Я предлагаю выйти желающего к доске и представить нам в виде кластера теоретический материал, который мы с вами изучили.
Индивидуальные Тренировочные тесты(выполняются на ПК)
Вариант 1,2 – Задания 1,2,3,4
Вариант 1,2 – Задание 5,6 Слайд № 9
1. Определите тип приведенных словосочетаний в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи. Слайды № 4
2. Определите тип приведенных словосочетаний, обусловленный семантической или синтаксической спаянностью зависимого слова с главным. Слайды № 5
3. Определите вид подчинительной связи слов в следующих случаях? Слайды № 6
4. Определите вид управления в следующих словосочетаниях. Слайды № 7
- Для чего нам нужно знать это? (Потому что ошибки на управление нарушают литературную норму)
3.4. Работа в паре.
Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного русского языка
3.5. Работа в группах. Выберите из предложенных фигур на слайде любую понравившуюся (сердечко, звезда, смайлик) Слайд № 10
1. «Сердечко»
Определите стиль приведенных отрывков. Выделите именные и глагольные словосочетания. Одинаково ли в текстах разных стилей их соотношение?
«На автобусе. До Ялты, прямо до Никитского. Мы жили в Никитском саду. И от Никитского доехали до Ялты на автобусе, ну там позавтракали, и сели на автобус бахчисарайский. Он едет до Бахчисарая, но нам надо было проехать примерно две трети пути. Ну, дорога все время зигзагами, этим серпантином, я раньше не знала, что есть такое название серпантин.»
2. «Звезда»
Предложите критерии, позволяющие определить уровень сформированности знаний и умений школьника по теме «Словосочетание»
3. «Смайлик»
Определите стиль приведенных отрывков. Выделите именные и глагольные словосочетания. Одинаково ли в текстах разных стилей их соотношение?
«С развитием аллергологии значительно расширились представления о роли инфекции и бактериальных аллергенов в сенсибилитации больных бронхиальной астмой. Было отмечено, что в небольшом проценте случаев патогенные микроорганизмы могут выступать и как первичный аллерген»
4. Итог занятия
Самооценка
Рефлексию я предлагаю вам выбрать самим:
Вспомните, какую оценку своим знаниям вы дали в начале урока и ответьте на следующие вопросы:
Слайд № 11
1.Что я знала до занятия?
2. Что нового узнала?
3. На какие вопросы я не получила ответа?
4. Что мне было трудно?
5. Почему возникли трудности? Как преодолеть эти трудности?
У вас на столах лежат тестовые листочки «Двадцать человечков»
Выберите того человечка из 20, который наиболее соответствует вашему состоянию, положению сейчас. Расскажите о нем в 3-4 предложениях
5. Домашнее задание Оформление кластера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект практического занятия со студентами СПО "Словосочетание" »
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калужской области
«Кировский индустриально-педагогический колледж» им. А.П. Чурилина
Преподаватель русского языка и методики преподавания русского языка
Потапова Елена Викторовна
Практическое занятие по русскому языку для студентов СПО по специальности 44.02.02(050146) «Преподавание в начальных классах»
Практическое занятие предназначено для углубленного изучения дисциплины «Русский язык». На этом занятии студентами осмысливается теоретический материал, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности, формируется профессиональная компетенция :гибкость мышления, проектирование путей достижения желаемого, готовность к непрерывному обучению, способность понимать и использовать на практике основы организации и планировании карьеры учителя начальных классов и учителя русского языка.
Тема: Словосочетание
Цели:
Образовательные:
Обобщение и углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме «Словосочетание»:
Знать основные понятия по теме; отличительные признаки словосочетаний и предложений.
Уметь классифицировать словосочетания, определять вид синтаксической связи в словосочетаниях;
Иметь практический опыт составления алгоритма нахождения словосочетания, включения словосочетаний в монологическую речь.
Развивающие:
Развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верные, логичные и неординарные решения;
Развитие у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности, расширение кругозора;
Воспитательные:
Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; умения работать в команде, сотрудничать;
Развитие адекватной самооценки и способности анализировать свою деятельность.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, персональные компьютеры, презентации Power Point 2010.
Ход занятия.
Организационный момент.
Я желаю нам всем сегодня хорошо поработать, не стесняться высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнениям других участников
Определение темы и целей занятия
Весна, наконец, вступила в свои права, поэтому наше занятие хочется начать с замечательной музыки, посвященной этому времени года гениального нашего современника Георгия Свиридова.
Весна!Весна!
Как воздух чист!
Так ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Презентация 1.заставка.pptx
Музыка созвучна окружающей нас природе, нашей среднерусской полосе
Мой край родной!
Мой уголок природы!
Простор небес лазурно-голубых!
В любой сезон, в любое время года
Не отведу я глаз от всех красот твоих!
Опишите двумя-тремя словами представленные в презентации фотографии.
Эти фотографии запечатлели красоты нашей Калужской земли.
Согласитесь, наш Калужский край - прекрасный цветок на груди нашей страны. Не могу удержаться, чтобы не прочитать вам эти строки
Люблю! Всего пять букв
В коротком этом слове,
Но сколько вложено прекрасных чувств в него.
Люблю тебя, Калужское, родное!
С глубокой преданностью и большой любовью стремлюсь к тебе, когда я далеко!
Каково грамматическое значение слова Родина?
Какие ассоциации вызывает слово Родина?
Что представляет собой эта единица языка?( слово)
Уточните значение слова «Родина» при помощи других слов.( Любимая родина…….
Многострадальная родина…)
Какую единицу языка вы теперь образовали?(словосочетание)
« Да, Много бед, страданий пережила наша Родина»
Раскройте лексическое значение выражения «Многострадальная Родина»
Что помогло выстоять?( Люди любили свою Родину, были сплоченными)
Слайд № 1
Эпиграфом нашего занятия я предлагаю взять слова Роберта Кеннеди «Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха»
Слайд № 2
Попробуйте сами определить тему нашего занятия. Для чего нам необходимо изучать синтаксис? (Чтобы понимать друг друга)
Вам необходимо сейчас выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания.
Что не является словосочетанием?(
Сочетание подлежащего и сказуемого
Однородные члены предложения
Сочетание служебных слов и значимых частей речи)
Предположите, каких целей мы должны достигнуть на нашем занятии?
Прежде, чем мы приступим к отработке полученных навыков, я попрошу вас оценить свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:
Я уверена, что знаю данную тему и смогу выполнить все задания по ней;
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней;
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;
Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;
Прочитайте цитату. Слайд № 3
«В судьбе, вкусах каждого человека огромное значение имеет его детство, среда, в которой он жил, воспитывался и вырастал. Слова, которые мы слышим от наших матерей, цвет впервые увиденного неба, убегающая вдаль дорога, заросший берег реки, кудрявая березка навеки остаются в памяти нашей.»( И.С. Соколов-Микитов)
Определите вид синтаксической единицы(предложение)
Какой раздел грамматики изучает предложение?(синтаксис)
Что такое синтаксис?
Как же решить эту проблему?
Самостоятельная работа.
Опрос по схеме
Что еще мы знаем о словосочетании?
Я предлагаю выйти желающего к доске и представить нам в виде кластера теоретический материал, который мы с вами изучили.
Индивидуальные Тренировочные тесты(выполняются на ПК)
Вариант 1,2 – Задания 1,2,3,4
Вариант 1,2 – Задание 5,6 Слайд № 9
1. Определите тип приведенных словосочетаний в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи. Слайды № 4
2. Определите тип приведенных словосочетаний , обусловленный семантической или синтаксической спаянностью зависимого слова с главным. Слайды № 5
3. Определите вид подчинительной связи слов в следующих случаях? Слайды № 6
4. Определите вид управления в следующих словосочетаниях. Слайды № 7
- Для чего нам нужно знать это? (Потому что ошибки на управление нарушают литературную норму)
3.4. Работа в паре.
Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного русского языка
3.5. Работа в группах. Выберите из предложенных фигур на слайде любую понравившуюся (сердечко, звезда, смайлик) Слайд № 10
1. «Сердечко»
Определите стиль приведенных отрывков. Выделите именные и глагольные словосочетания. Одинаково ли в текстах разных стилей их соотношение?
«На автобусе. До Ялты, прямо до Никитского. Мы жили в Никитском саду. И от Никитского доехали до Ялты на автобусе, ну там позавтракали, и сели на автобус бахчисарайский. Он едет до Бахчисарая, но нам надо было проехать примерно две трети пути. Ну, дорога все время зигзагами, этим серпантином, я раньше не знала, что есть такое название серпантин.»
2. «Звезда»
Предложите критерии, позволяющие определить уровень сформированности знаний и умений школьника по теме «Словосочетание»
3.. «Смайлик»
Определите стиль приведенных отрывков. Выделите именные и глагольные словосочетания. Одинаково ли в текстах разных стилей их соотношение?
«С развитием аллергологии значительно расширились представления о роли инфекции и бактериальных аллергенов в сенсибилитации больных бронхиальной астмой. Было отмечено, что в небольшом проценте случаев патогенные микроорганизмы могут выступать и как первичный аллерген»
4. Итог занятия
Самооценка
Рефлексию я предлагаю вам выбрать самим:
Вспомните, какую оценку своим знаниям вы дали в начале урока и ответьте на следующие вопросы:
Слайд № 11
1.Что я знала до занятия?
2. Что нового узнала?
3. На какие вопросы я не получила ответа?
4. Что мне было трудно?
5. Почему возникли трудности? Как преодолеть эти трудности?
У вас на столах лежат тестовые листочки «Двадцать человечков»
Выберите того человечка из 20, который наиболее соответствует вашему состоянию, положению сейчас. Расскажите о нем в 3-4 предложениях