kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Словосочетание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

  • совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
  • развивать внимание, память.
  • воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

Оборудование:   интерактивная доска, таблицы.

ХОД УРОКА

І.  Сообщение темы урока и его цели.

 ІІ. Это важно запомнить

     1)Средства связи слов в словосочетании

     2) Строение словосочетаний

     3) Виды словосочетаний

     4) Разбор словосочетаний

ІІІ. Проверь себя

      Я знаю

     Я умею

ІV. Практикум

V. Контроль

І. Это вы уже знаете?

1) Что такое словосочетание?

2) Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

3) Виды словосочетаний.

4) Словосочетания – синонимы.

5) Порядок разбора словосочетаний.

ІІ. Это важно запомнить

1.Средство связи слов в словосочетании

 Что мы знаем о словосочетании?

Словосочетание – более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие

          Словосочетание – это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

          Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слов

         Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое,

однородные члены предложения

Средство связи слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании

  • Согласование это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех те формах, что и главное.
  • Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже.
  • Примыкание - это способ  подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

2. Строение словосочетаний.

Строение  словосочетания – это модель, которая показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово в словосочетании.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по – разному:

Модели могут быть разные

  3. Виды словосочетаний.

  Вид словосочетания определяется по главному слову.

Именные  словосочетания, если главное слово – имя прилагательное

Глагольные словосочетания, если главное слово - глагол

4. Разбор словосочетаний.

                   Порядок разбора

    

 1.   Указать главное и         зависимое слова. 

 Поставить вопрос.

2. Указать какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид словосочетания

3. Указать средства связи зависимого слова с главным

(по смыслу, окончание, предлог                                                               Образец:  Ласковое море   

                ( прилаг. + сущ.) – именное, согласование.

ІІІ. Проверь  себя.

      Я знаю

Закончи предложение.

 

  • В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)
  • Словосочетание  состоит из главного и … (зависимого слов)
  • Словосочетания  образуют только связанные между собой … (самостоятельные слова)
  • Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены – грамматическая основа предложения)
  • Для грамматической связи слов в словосочетании служат … (предлоги и окончании зависимых слов)
  • В именном словосочетании главное слово выражено  … (именем существительным или именем прилагательным)

           2.  Вопрос – ответ

  • Что такое словосочетание?
  • Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?
  • Как  различить именные и глагольные словосочетания?
  • Какие сочетания слов нельзя путать со словосочетанием?
  • Каков порядок разбора словосочетания?
  • Какой способ  связи называется согласованием, управлением, примыканием?

   Я умею

1.Найти словосочетания.

Вариант  1

  1. В  осеннем  лесу            3.  Шел и думал
  2. Поздним вечером         4.  На прогулке

Вариант  2

  1. На столе                            3.Синие и красные
  2. Колючим кустарником   4.Искать грибы

Вариант 3

  1. От  тучи                                3. У дальнего горизонта
  2. Налетел  ветер                   4. Разбросанные листья

 

Вариант 4

  1. Следовать за товарищем    3.  Труд и терпение
  2. Связать варежки                    4.   Зима миновала

 

2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании

  Радостное событие

  Перепрыгнуть  через  лужу

 Искреннее слово

      Громко чихнуть

      Прочитать  оглавление

  • Поставьте вопрос
  • Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:

                           х

 Прил.     +   сущ.

Яблочное   пюре

3.Выделить словосочетания  из  предложении

Выбери  только  те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )

Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

  1. Мы перебрались
  2. Через овраг
  3. Перебрались и вышли
  4. К небольшой речке
  5. Вышли к речке
  • Летом и осенью  запасливые белки сушат шляпки грибов
  1. Летом  и  осенью
  2. Белки сушат
  3. Сушат летом
  4. Сушат осенью
  5. Сушат шляпки
  6. Шляпки грибов
  7. Запасливые белки

ІV.  Практикум

Задания для самостоятельной работы.

 

           1                  2                 3                4                5                      

 

  1. Заменить, где это возможно данные словосочетаниями

Образец:    Шерстяной шарф – шарф из шерсти

  • Деревенские  улицы, школьная библиотека
  • Ученическая тетрадь,  высокий человек
  • Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье

 

  1. Составьте словосочетания с данными словами . Над главным словом укажите часть речи.

 

  • Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал

 

  1. Составьте словосочетания по данной схеме

Прил. + сущ.              …………………..

Сущ. + сущ.               …………………..

 Прил. + сущ. с прил.       ……………………..

Глагол + сущ.                  ……………………

Глагол + наречие              …………………….

 

  1. Составьте 3 именных  и 3 глагольных словосочетаний по  картинке. Запишите их в две колонки, распределяя по видам словосочетаний.

2. Уточнить значение данных слов, подобрав к ним зависимые слова и определить способ связи.

Словосочетания запишите  и сделайте разбор трех из них

 

  • Доска, печь, собака, стоять, школа, читать

 

    v.  Контроль

      Тест

  Цель:  проверить умение отличить словосочетания от других сочетаний  слов

 

Вариант 1.

1.  а) в осеннем лесу        б) на прогулке          в) шёл и думал           

     г) у юннатов                                                       д) поздним вечером

 

2.  а) свежим ветром        б) бежать на зарядку    в) летел и кружился  

     г) около дома               д) на мокрой террасе

 

3.  а) по лесной тропинке      б) около дома          в) побежал к реке   

      г) искрится звезда            д)  по дороге

 

4. а) вечная мерзлота                б) синие и зелёные            в) у дома   

    г) расшумелись  дерев ья             д) к дремучему лесу

 

5.  а) у дальнего горизонта   б) от тучи   в) налетел ветер   г) от тучи

      д)  закружил и разбросал  

VІ.  Домашняя работа

Составить словосочетания, определить вид и способ грамматической связи.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Словосочетание" »

Тема урока: Словосочетание

Задачи урока:

  • совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

  • развивать внимание, память.

  • воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

Оборудование: интерактивная доска, таблицы.

ХОД УРОКА

І. Сообщение темы урока и его цели.


ІІ. Это важно запомнить

1)Средства связи слов в словосочетании

2) Строение словосочетаний

3) Виды словосочетаний

4) Разбор словосочетаний


ІІІ. Проверь себя

Я знаю

Я умею


ІV. Практикум

V. Контроль


І. Это вы уже знаете?

1) Что такое словосочетание?

2) Какие сочетания слов не являются словосочетанием?

3) Виды словосочетаний.

4) Словосочетания – синонимы.

5) Порядок разбора словосочетаний.

ІІ. Это важно запомнить

1.Средство связи слов в словосочетании

Что мы знаем о словосочетании?

Словосочетание – более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие

Словосочетание – это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слов

Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое,

однородные члены предложения

Средство связи слов в словосочетании

Связь слов в словосочетании

  • Согласование это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех те формах, что и главное.

  • Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже.

  • Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.

2. Строение словосочетаний.

Строение словосочетания – это модель, которая показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово в словосочетании.


Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по – разному:










Модели могут быть разные:

х

Прилаг. + сущ.

х

Сущ. + сущ

х

Прилаг. + сущ. с предл.

х

Гл. + сущ.

х

Гл. + сущ. С предл.

х

Гл. + нар.




3. Виды словосочетаний.

Вид словосочетания определяется по главному слову.


Именные словосочетания, если главное слово – имя прилагательное



Глагольные словосочетания, если главное слово - глагол



4. Разбор словосочетаний.

Порядок разбора

1. Указать главное и зависимое слова.

Поставить вопрос.



2. Указать какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид словосочетания



3. Указать средства связи зависимого слова с главным

(по смыслу, окончание, предлог)

х

Образец: Ласковое море

( прилаг. + сущ.) – именное, согласование.




ІІІ. Проверь себя.

Я знаю

Закончи предложение.

  • В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)

  • Словосочетание состоит из главного и … (зависимого слов)

  • Словосочетания образуют только связанные между собой … (самостоятельные слова)

  • Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены – грамматическая основа предложения)

  • Для грамматической связи слов в словосочетании служат … (предлоги и окончании зависимых слов)

  • В именном словосочетании главное слово выражено … (именем существительным или именем прилагательным)

2. Вопрос – ответ

  • Что такое словосочетание?

  • Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?

  • Как различить именные и глагольные словосочетания?

  • Какие сочетания слов нельзя путать со словосочетанием?

  • Каков порядок разбора словосочетания?

  • Какой способ связи называется согласованием, управлением, примыканием?

Я умею

1.Найти словосочетания.

Вариант 1

    1. В осеннем лесу 3. Шел и думал

    2. Поздним вечером 4. На прогулке





Вариант 2

      1. На столе 3.Синие и красные

      2. Колючим кустарником 4.Искать грибы



Вариант 3

  1. От тучи 3. У дальнего горизонта

  2. Налетел ветер 4. Разбросанные листья



Вариант 4

  1. Следовать за товарищем 3. Труд и терпение

  2. Связать варежки 4. Зима миновала



2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании


Радостное событие


Перепрыгнуть через лужу


Искреннее слово

Громко чихнуть

Прочитать оглавление




  • Поставьте вопрос

  • Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:

Какой?

х

Прил. + сущ.

Яблочное пюре






3.Выделить словосочетания из предложении

Выбери только те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )

Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.

  1. Мы перебрались

  2. Через овраг

  3. Перебрались и вышли

  4. К небольшой речке

  5. Вышли к речке



  • Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов

  1. Летом и осенью

  2. Белки сушат

  3. Сушат летом

  4. Сушат осенью

  5. Сушат шляпки

  6. Шляпки грибов

  7. Запасливые белки

ІV. Практикум

Задания для самостоятельной работы.


1 2 3 4 5


  1. Заменить, где это возможно данные словосочетаниями


Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти

  • Деревенские улицы, школьная библиотека

  • Ученическая тетрадь, высокий человек

  • Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье


  1. Составьте словосочетания с данными словами . Над главным словом укажите часть речи.


  • Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал


  1. Составьте словосочетания по данной схеме


Прил. + сущ. …………………..

Сущ. + сущ. …………………..

Прил. + сущ. с прил. ……………………..

Глагол + сущ. ……………………

Глагол + наречие …………………….


  1. Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетаний по картинке. Запишите их в две колонки, распределяя по видам словосочетаний.


  1. Уточнить значение данных слов, подобрав к ним зависимые слова и определить способ связи.

Словосочетания запишите и сделайте разбор трех из них


  • Доска, печь, собака, стоять, школа, читать


v. Контроль

Тест

Цель: проверить умение отличить словосочетания от других сочетаний слов


Вариант 1.

1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал

г) у юннатов д) поздним вечером



2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился

г) около дома д) на мокрой террасе



3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке

г) искрится звезда д) по дороге



4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома

г) расшумелись дерев ья д) к дремучему лесу



5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи

д) закружил и разбросал

VІ. Домашняя работа

Составить словосочетания, определить вид и способ грамматической связи.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Словосочетание"

Автор: Тлеубергенова Молдир Асылбековна

Дата: 01.07.2014

Номер свидетельства: 109176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "СВЯЗЬ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ" "
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka-konspiekta-uroka-russkogo-iazyka-sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "124722"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414772628"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему: Словосочетание. Связь слов в словосочетании: смысловая и грамматическая. "
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slovosochietaniie-sviaz-slov-v-slovosochietanii-smyslovaia-i-ghrammatichieskaia"
    ["file_id"] => string(6) "216145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432883113"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Типы связи слов в совосочетании" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-tipy-sviazi-slov-v-sovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "130128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415820118"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "конспекты  уроков  на темы: "Словосочетание", " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekty-urokov-na-tiemy-slovosochietaniie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181100"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425303070"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка  по теме «Типы словосочетаний» с использованием ЭОР "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-tipy-slovosochietanii-s-ispol-zovaniiem-eor"
    ["file_id"] => string(6) "121276"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413912493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства