Задачи урока:
- совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
- развивать внимание, память.
- воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;
Оборудование: интерактивная доска, таблицы.
ХОД УРОКА
І. Сообщение темы урока и его цели.
ІІ. Это важно запомнить
1)Средства связи слов в словосочетании
2) Строение словосочетаний
3) Виды словосочетаний
4) Разбор словосочетаний
ІІІ. Проверь себя
Я знаю
Я умею
ІV. Практикум
V. Контроль
І. Это вы уже знаете?
1) Что такое словосочетание?
2) Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
3) Виды словосочетаний.
4) Словосочетания – синонимы.
5) Порядок разбора словосочетаний.
ІІ. Это важно запомнить
1.Средство связи слов в словосочетании
Что мы знаем о словосочетании?
Словосочетание – более точно, конкретно, чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует действие
Словосочетание – это сочетание главного и зависимого слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слов
Словосочетаниями не являются подлежащее и сказуемое,
однородные члены предложения
Средство связи слов в словосочетании
Связь слов в словосочетании
- Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех те формах, что и главное.
- Управление - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже.
- Примыкание - это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу.
2. Строение словосочетаний.
Строение словосочетания – это модель, которая показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово в словосочетании.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, располагающихся по – разному:
Модели могут быть разные
3. Виды словосочетаний.
Вид словосочетания определяется по главному слову.
Именные словосочетания, если главное слово – имя прилагательное
Глагольные словосочетания, если главное слово - глагол
4. Разбор словосочетаний.
Порядок разбора
1. Указать главное и зависимое слова.
Поставить вопрос.
2. Указать какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид словосочетания
3. Указать средства связи зависимого слова с главным
(по смыслу, окончание, предлог Образец: Ласковое море
( прилаг. + сущ.) – именное, согласование.
ІІІ. Проверь себя.
Я знаю
Закончи предложение.
- В словосочетании от одного слова к другому … (задается вопрос)
- Словосочетание состоит из главного и … (зависимого слов)
- Словосочетания образуют только связанные между собой … (самостоятельные слова)
- Подлежащее и сказуемое словосочетанием не является, потому что,… (они оба главные члены – грамматическая основа предложения)
- Для грамматической связи слов в словосочетании служат … (предлоги и окончании зависимых слов)
- В именном словосочетании главное слово выражено … (именем существительным или именем прилагательным)
2. Вопрос – ответ
- Что такое словосочетание?
- Как определить главное и зависимое слово в словосочетании?
- Как различить именные и глагольные словосочетания?
- Какие сочетания слов нельзя путать со словосочетанием?
- Каков порядок разбора словосочетания?
- Какой способ связи называется согласованием, управлением, примыканием?
Я умею
1.Найти словосочетания.
Вариант 1
- В осеннем лесу 3. Шел и думал
- Поздним вечером 4. На прогулке
Вариант 2
- На столе 3.Синие и красные
- Колючим кустарником 4.Искать грибы
Вариант 3
- От тучи 3. У дальнего горизонта
- Налетел ветер 4. Разбросанные листья
Вариант 4
- Следовать за товарищем 3. Труд и терпение
- Связать варежки 4. Зима миновала
2.Обозначьте главное и зависимое слово в словосочетании
Радостное событие
Перепрыгнуть через лужу
Искреннее слово
Громко чихнуть
Прочитать оглавление
- Поставьте вопрос
- Укажите, чем выражены главное и зависимое слово по образцу:
х
Прил. + сущ.
Яблочное пюре
3.Выделить словосочетания из предложении
Выбери только те сочетания слов, которые являются словосочетаниями (запишите их номера )
Мы перебрались через лесной овраг и вышли к небольшой речке.
- Мы перебрались
- Через овраг
- Перебрались и вышли
- К небольшой речке
- Вышли к речке
- Летом и осенью запасливые белки сушат шляпки грибов
- Летом и осенью
- Белки сушат
- Сушат летом
- Сушат осенью
- Сушат шляпки
- Шляпки грибов
- Запасливые белки
ІV. Практикум
Задания для самостоятельной работы.
1 2 3 4 5
- Заменить, где это возможно данные словосочетаниями
Образец: Шерстяной шарф – шарф из шерсти
- Деревенские улицы, школьная библиотека
- Ученическая тетрадь, высокий человек
- Бабушкины руки, родной дом, вишневое варенье
- Составьте словосочетания с данными словами . Над главным словом укажите часть речи.
- Телевизор, мечта, огромный, рассчитать, республика, футбол, громадный, канал
- Составьте словосочетания по данной схеме
Прил. + сущ. …………………..
Сущ. + сущ. …………………..
Прил. + сущ. с прил. ……………………..
Глагол + сущ. ……………………
Глагол + наречие …………………….
- Составьте 3 именных и 3 глагольных словосочетаний по картинке. Запишите их в две колонки, распределяя по видам словосочетаний.
2. Уточнить значение данных слов, подобрав к ним зависимые слова и определить способ связи.
Словосочетания запишите и сделайте разбор трех из них
- Доска, печь, собака, стоять, школа, читать
v. Контроль
Тест
Цель: проверить умение отличить словосочетания от других сочетаний слов
Вариант 1.
1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл и думал
г) у юннатов д) поздним вечером
2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в) летел и кружился
г) около дома д) на мокрой террасе
3. а) по лесной тропинке б) около дома в) побежал к реке
г) искрится звезда д) по дороге
4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в) у дома
г) расшумелись дерев ья д) к дремучему лесу
5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в) налетел ветер г) от тучи
д) закружил и разбросал
VІ. Домашняя работа
Составить словосочетания, определить вид и способ грамматической связи.