Повторение темы «Способы подчинительной связи в словосочетании»: урок в 7 классе с казахским языком обучения
Цели урока:
усвоить материал об основных способах подчинительной связи в словосочетаниях;
выработать умения определять способы связи в словосочетании путем применения алгоритма;
развивать речь учащихся, умение излагать свои мысли, развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; расширять активный словарный запас учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе и, прежде всего, к представителям редких пород животных.
Оборудование: интерактивная доска, «Русская речь» 7 класс (авторы: Кунакова К. У., Искакова З. Ж., Кдырбаева Р. А.), карточки, тесты.
Методы обучения: словесный, практический.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться? (Да!)
Значит, всем можно садиться!
Наш веселый школьный звонок
Пригласил всех на урок!
Урок повторенья сегодня у нас
Компьютер будет работать для нас,
На наших гостей вы сейчас оглянитесь.
Доброй улыбкой всем улыбнитесь,
Много работы сегодня у нас,
И всем я желаю успехов сейчас! (дети садятся)
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по словосочетанию, умению выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать внимание, каллиграфию.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний (блиц-опрос с использованием интерактивной доски).
- Что изучает синтаксис? (строение и значение словосочетаний и предложений)
- Назвать основные единицы синтаксиса. (словосочетание и предложение)
- Что такое словосочетание? (два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)
- Из каких частей состоит словосочетание? (из главного и зависимого слов)
- Как связаны слова в словосочетании? (по смыслу и грамматически)
- Что не является словосочетанием? (подлежащее и сказуемое, т.е. грамматическая основа предложения; однородные члены предложения; предлог с существительным или местоимением)
Чтение ученицей стихотворения А. Косоговского «Подчинительное словосочетание»
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто – нам без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда наоборот.
Запомни как основу.
- Какие способы подчинительной связи мы знаем? (согласование, управление, примыкание)
- Что называется согласованием? (это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное)
- Что называется управлением? (это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже)
- Что называется примыканием? (это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу)
Учитель: Посмотрите на доску. Обратите внимание на алгоритм определения способа подчинительной связи в словосочетании.
-
Обозначить «X» (главное слово), задать вопрос к зависимому слову.
-
Определить часть речи зависимого слова.
-
Изменяется ли зависимое слово?
-
Если нет – примыкание.
-
Если да – изменить главное слово.
-
Изменяется ли зависимое слово?
-
Если да – согласование.
-
Если нет – управление.
III. Проверка домашнего задания.
Чтение текста «Хозяин Арктики»
Вопросы по тексту:
- Как вы понимаете выражение «погружаться в спячку»?
- Почему белого медведя называют «хозяином» Арктики?
- Назовите из текста слова и словосочетания, которые раскрывают тему. Укажите в них главное и зависимое слово, определите способ подчинительной связи в словосочетании. («хозяин» Арктики, белого медведя, «медведь морской», в теплой шубе, «подкладка» - подкожный жир, к долгосрочному прогнозированию, прогнозированию погоды, полярное лето, залегает в берлогу-яму, погружается в спячку).
IV. Закрепление.
Потренируемся.
1. Буквенный диктант. Определите способ подчинительной связи одной буквой:
Лазает по льдам, легко ходит, в толстой шубе, сильные метели, черный нос, прикрывает лапой, пойдет дальше, обтекаемое туловище, прекрасно плавает, переносить голодовку
Проверим свои знания (взаимопроверка)
У-п-с-с-с-у-п-с-п-у
2. Работа по карточке
«Убери лишнее»
-
Белый медведь, широкие лапы, полярное лето, жизнь медведя
-
Подкожный жир, хорошо видеть, резко поднимается, прекрасно ныряет
-
Кормит детенышей, называют медведя, связано с морем, теплая шуба
3. Игра-ребус (работа в парах)
«Угадай слово».
Узнайте третье словосочетание и объясните, по какому принципу узнали.
Короткая пробежка
Длинная шея
?
Способны к прогнозированию
?
Погружается в спячку
?
Бегает неплохо
Поднимается резко
4. Белый медведь очень быстро передвигается по льду.
Задание:
- Вычлените грамматическую основу (медведь передвигается)
- Найдите словосочетания по грамматическому значению:
А) предмет и его признак (белый медведь)
Б) действие и его признак (быстро передвигается)
В) признак признака (очень быстро)
-
Работа по разноуровневым карточкам
Уровень А
Определите вид подчинительной связи (подчеркнуто главное слово)
Полярный день, признак севера, скрываются за горизонт, полярная пустыня, редко поднимается, прекрасно плавает.
Ключ: Полярный день - согласование, признак севера - управление, скрываются за горизонт - управление, полярная пустыня - согласование, редко поднимается - примыкание, прекрасно плавает – примыкание.
Уровень В
Определите вид подчинительной связи
Температура воздуха, долго не сходит, летящая птица, вечная мерзлота, обитатели океана, ходит быстро.
Ключ: Температура воздуха - управление, долго не сходит - примыкание, летящая птица - согласование, вечная мерзлота - согласование, обитатели океана - управление, ходит быстро – примыкание..
Уровень С
Выпишите из предложений словосочетания и определите способ подчинительной связи
Даже при короткой пробежке у него резко поднимается температура.
Черный нос и черные лапы медведь прикрывает лапой.
Ключ: при короткой пробежке – согласование, резко поднимается – примыкание, поднимается у него – управление, черный нос – согласование, черные лапы – согласование, прикрывает лапой – управление.
-
Тест
-
Определите словосочетание со способом связи согласование.
А) хозяин Арктики С) подкожный жир
В) связано с морем Д) переносить бескормицу
-
Определите словосочетание со способом связи управление.
А) полярное лето С) хорошо видит
В) греет медведя Д) короткая пробежка
-
Определите словосочетание со способом связи примыкание.
А) подрасти хорошо С) залегает в берлогу
В) суровая жизнь Д) с удивительным терпением
-
Найдите грамматическую основу предложения.
А) не сдувается ветром С) поднимается температура
В) жизнь медведя Д) основная задача
-
Назовите словосочетание, в котором зависимое слово выражено наречием.
А) подросшие медвежата С) пойдет дальше
В) шестьдесят килограммов Д) прикрывает морду
-
Выберите и подставьте нужное слово (по содержанию текста).
Погружается в …
А) в сон С) в берлогу
В) в спячку Д) в воду
-
Назовите «лишнее» словосочетание (по содержанию текста).
А) лазает по льдам С) прекрасно плавает
В) глубоко ныряет Д) лазает по деревьям
-
Найдите словосочетание с грамматическим значением действие и предмет, на которое переходит.
А) хозяин Арктики С) полярное лето
В) полярное лето Д) называют медведя
-
Найдите словосочетание с грамматическим значением предмет и его признак.
А) прикрывает лапой С) черные глаза
В) устраивает берлогу Д) хорошо видит
-
Что изучает синтаксис?
А) части речи С) словосочетание и предложение
В) лексическое значение слова Д) строение слова
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 4 страница 126