kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словосочетание и типы подчинительной связи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры для отработки знаний по типам подчинительной связи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание и типы подчинительной связи»

Тема: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:

  1. Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.

  2. Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.

  3. Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Задачи учащихся:

1) научиться выделять словосочетания из предложения;

2) научиться определять способ связи слов в словосочетании

Тип урока: повторительно –обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;

Вид урока: урок практических работ;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;

Ход урока
  1. Орг. момент
Приветствие учителя, организация класса на урок. (1мин.)
  1. Сообщение темы и цели урока.
III. Актуализация опорных знаний.
  1. Состав словосочетания: «Главное слово + …».

  2. Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.

  3. Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.

  4. Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.

  5. Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.

  6. Как называется разряд числительных, которые часто выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?

  7. Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?

  8. Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.

  9. Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приложение

1. назовите раздел грамматики, относящийся к теме нашего урока.

Синтаксис


2. Дайте определение этому понятию

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение»


3.Какие умения

формирует синтаксис?

Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.


4. Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание, совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?

В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.


5. Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.

Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании


6. Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, о том, какие бывают виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях .



IY. Работа по теме урока.

1.Повторение и обобщение ранее изученного материала. (5 – 6 мин.)

Виды словосочетаний.



сочинительные  подчинительные
слова равноправные одно слово подчинено другому
(однородные   члены) главное слово зависимое
дождь и снег осенний дождь

Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.



          Способы связи слов в словосочетании.

Согласование        Управление Примыкание

     

ЗАПОМНИ !

* ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА   ≠    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

* СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ   ≠   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ( возле стола; сравни:   стоять возле)

    2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях. (3мин.)

У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.

1вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом,  два часа, светит ярче.

 2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.



        Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.

Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)

Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.

Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)



  1. Проверка знаний. Самостоятельная работа в группах. (5 мин.)

Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы и поработаем вместе над заданиями.

Задание для первой группы

  1. С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.

  2. В предложенном тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.



Словосочетание

Строение

Вид связи

Тип связи

 

 

 

 

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.

Задание для второй группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.

  2. В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Словосочетание

Строение

Вид связи

Тип связи

 

 

 

 



Задание для третьей группы

  1. С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.

  2. В предложенном тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.

Словосочетание

Строение

Вид связи

Тип связи

 

 

 

 

Y. Проверка самостоятельной работы

Учитель: с какими трудностями вы столкнулись?

Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.

Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?

Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.

Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?

Ученик: предупредить ошибки по данной теме.

YII. Распределительный диктант. (3 мин.)

  1. Работа по учебнику (с комментированием у доски)

YIII. Групповая работа учащихся с тестами (5 - 7мин.)

- выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.

- исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем,  что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!

- проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).

  1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого. 

Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

   2  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду. 

   3  Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

    При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

 4  Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

    Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества? 

5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто  холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

  Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2 Из предложений 10-13  выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё  увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

8  Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков  и тонкостей нашего обращения.

10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

 Способ проверки по «ключу»

Каков процент выполнения данного задания? 

IX. Подведение итогов урока. (3 мин.)

 Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте  письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» (Листочки потом сдаются учителю).

 Оценивание работы учеников.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словосочетание и типы подчинительной связи

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 17.12.2025

Номер свидетельства: 679280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Сценарная разработка занятия по русскому языку: "Словосочетание. Типы подчинительной связи" "
    ["seo_title"] => string(99) "stsienarnaia-razrabotka-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-slovosochietaniie-tipy-podchinitiel-noi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "136629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417157939"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Типы подчинительной связи слов  в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(100) "gotovimsia-k-gia-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie-tipy-podchinitiel-noi-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "108013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403534972"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Способы подчинительной связи "
    ["seo_title"] => string(31) "sposoby-podchinitiel-noi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "149022"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419924416"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Сценарий урока с использованием компьютера на  тему : "Способы подчинительной связи в словосочетании". "
    ["seo_title"] => string(107) "stsienarii-uroka-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiera-na-tiemu-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "186470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426348374"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Сценарий урока с использованием компьютера на тему : "Способы подчинительной связи в словосочетании". "
    ["seo_title"] => string(109) "stsienarii-uroka-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiera-na-tiemu-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii-1"
    ["file_id"] => string(6) "186479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426349097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства