Просмотр содержимого документа
«Словосочетание и типы подчинительной связи»
Тема: «Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»
Цели:
Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Задачи учащихся:
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Тип урока: повторительно –обобщительный, урок совершенствования ЗУНов;
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Ход урока Орг. момент Приветствие учителя, организация класса на урок. (1мин.) Сообщение темы и цели урока. III. Актуализация опорных знаний.
Состав словосочетания: «Главное слово + …».
Какой частью речи выражено зависимое слово в следующих словосочетаниях: чудесно смотрится, отлично выглядит, прекрасно играет.
Вид связи в следующих словосочетаниях: идем разговаривая, посмотрел направо, пришел учиться.
Какой частью речи выражено главное слово в следующих словосочетаниях: вышедший из дома, любящий работать, напуганный сильно.
Вид связи в следующих словосочетаниях: бушующий ветер, второй этаж, моя книга.
Как называется разряд числительных, которые часто выступают в роли главного слова в словосочетаниях с согласованием?
Как называются падежи, вопросы которых задаются от главного слова зависимому при управлении?
Вид связи в следующих словосочетаниях: вышли из школы, будем у вас, букет из роз.
Какой частью речи являются главные слова в следующих словосочетаниях: трое из Простоквашино, три четверти планеты.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приложение
1. назовите раздел грамматики, относящийся к теме нашего урока.
Синтаксис
2. Дайте определение этому понятию
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц, словосочетаний и предложений. Синтаксис – греч.«составление», «построение»
3.Какие умения
формирует синтаксис?
Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
4. Вот сейчас вы всё правильно сказали, но почему-то, когда ученики работают с экзаменационными тестами по теме словосочетание, совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема?
В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи.
5. Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока.
Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании
6. Давайте вспомним, что нам известно о словосочетании, о том, какие бывают виды словосочетаний, способы связи слов в словосочетаниях .
IY. Работа по теме урока.
1.Повторение и обобщение ранее изученного материала. (5 – 6 мин.)
Виды словосочетаний.
сочинительные подчинительные слова равноправные одно слово подчинено другому (однородные члены) главное слово зависимое дождь и снег осенний дождь
Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.
Способы связи слов в словосочетании.
Согласование УправлениеПримыкание
ЗАПОМНИ !
* ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
* СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: стоять возле)
2. Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях. (3мин.)
У каждого из вас есть на столе листок с надписью «Практикум №1». Там даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
1вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.
Словарная работа: навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)
Проверка знаний. Самостоятельная работа в группах. (5 мин.)
Так как в словосочетании три вида связи, мы разделимся на три группы и поработаем вместе над заданиями.
Задание для первой группы
С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
В предложенном тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание
Строение
Вид связи
Тип связи
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Задание для второй группы
С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание
Строение
Вид связи
Тип связи
Задание для третьей группы
С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
В предложенном тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание
Строение
Вид связи
Тип связи
Y. Проверка самостоятельной работы
Учитель: с какими трудностями вы столкнулись?
Учащиеся заслушиваютполученные результаты совместной работы и оценивают их.
Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?
Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании итипах связи слов в словосочетании.
Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?
Ученик: предупредить ошибки по данной теме.
YII. Распределительный диктант. (3 мин.)
Работа по учебнику (с комментированием у доски)
YIII. Групповая работа учащихся с тестами (5 - 7мин.)
- выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
- исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
- проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2 Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
8 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.
Способ проверки по «ключу»
Каков процент выполнения данного задания?
IX. Подведение итогов урока. (3 мин.)
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» (Листочки потом сдаются учителю).