Сценарий урока с использованием компьютера.
Ход урока.
I.Оргмомент.
Сегодня на занятии мы будем говорить о словосочетании. Запишите число и тему урока. Работаем быстро, пишем красиво
II.Рассказ учителя (информация на слайдах №2, 3)
Виды связи слов в словосочетаниях.
Связь слов в словосочетаниях мотивируется не только их смыслом, но и грамматической формой слов. В зависимости от этого словосочетания делятся на различные виды. Связь подлежащего и сказуемого более свободна, чем в словосочетании, между ними существует согласование в числе и лице или в числе роде. Но сказуемое может быть и несогласованным.
Памятка.
ЗАПОМНИТЕ: ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
(На слайде № 3указаны примеры)
- Работа с таблицей (слайд№4)-начертим её в тетрадь
IV.Новый материал.
1)СОГЛАСОВАНИЕ слайд№5
Форма зависимого слова повторяет форму главного слова, при изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова.
Основные вопросы от главного к зависимому: какой? Чей?
Зависимые (согласуемые) слова: прилагательные, причастия, порядковые и количественные числительные, местоимения (местоимённые прилагательные): зимняя дорога, этот стол, четвёртый день.
Творческая работа (описание иллюстрации, составление словосочетаний) – слайд№6
Рассмотрите картину и составьте словосочетания со связью согласование
( прилаг. + сущ. берёзовая роща, причастие + сущ. ведущая аллея местоимение + сущ.)
2)УПРАВЛЕНИЕ слайд №7
Зависимость слова от главного слова в словосочетании выражается с помощью падежной или предложно-падежной формы; изменение главного слова не влияет на падеж зависимого слова. Количественные числительные в именительном и винительном падежах управляют существительным.
Основные вопросы от главного слова к зависимому - вопросы косвенных падежей.
Зависимые (управляемые) слова: существительные и заменяемые их местоимения: шёл в лес, куст сирени, говорил мне
Творческая работа (описание иллюстрации, составление словосочетаний) – слайд №8
3) ПРИМЫКАНИЕ слайд №9
Зависимость неизменяемых слов выражается только в расположении (как правило, рядом) и интонации.
Основные вопросы от главного слова к зависимому: как? где? почему? что делать? что делая?
Зависимые (примыкающие) слова: наречия, деепричастия, инфинитивы, неизменяемые прилагательные и существительные: смотрел весело, говорил шутя, желание петь, цвет хаки.
Творческая работа (описание иллюстрации, составление словосочетаний) – слайд №10
V. Самостоятельная работа (слайды№11, 12, 13, 14)
1)Укажите типы подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд №11
Весело разукрашенный, пришёл посмотреть, пятнадцатый раз, красный бант, школьный оркестр, сцена театра, остановка поезда, мои друзья, в углу квартиры, деревенские жители, нечто загадочное, никогда не поздно, танцевать вприсядку, уйти по-хорошему, быстроходный корабль, рассказанный друзьями.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши – появляется правильный ответ).
2)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование. Слайд№12
1) Такие вещи стоят очень много, если с ними связаны воспоминания.
2)Чем больше людей получают навыки исследования окружающего мира, тем лучше обществу, которому мы принадлежим.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).
3) Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Слайд №13
1) Длинная московская зима преобразила всю её жизнь, до этого протекавшую тоскливо и медленно.
2)Это была не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, потому что она быстро уходит со своим поколением.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).
4) Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Слайд№14
1) Вместе со мной поднимается из-за крыши луна, кажущаяся такой огромной и устрашающе янтарной.
2) Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).
VI.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
VII.Список используемой литературы:
1)Подготовка к олимпиадам по русс. яз. 5-11 классы/ М.М.Казбек-Казиева.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.
2)Судакова Н.А. Русский язык. ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.