kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Типы подчинительной связи слов в словосочетании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный ресурс ставит своей целью помочь учителю систематизировать знания учащихся о типах подчинительной связи в словосочетании; учить различать типы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование/управление/ примыкание); формировать умение заменять словосочетания с одним типом связи на синонимичные словосочетания с другим типом связи; готовить к самостоятельному выполнению заданий типа В2 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ГИА по русскому языку в 9 классе. Типы подчинительной связи слов в словосочетании »

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия ЗАДАНИЕ ТИПА В 2

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ЗАДАНИЕ ТИПА В 2

систематизировать знания учащихся о типах подчинительной связи в словосочетании; учить различать типы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование/управление/ примыкание) ; формировать умение заменять словосочетания с одним типом связи на синонимичные словосочетания с другим типом связи; готовить к самостоятельному выполнению заданий типа В2 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе

систематизировать знания учащихся о типах подчинительной связи в словосочетании;

учить различать типы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование/управление/ примыкание) ;

формировать умение заменять словосочетания с одним типом связи на синонимичные словосочетания с другим типом связи;

готовить к самостоятельному выполнению заданий типа В2 в КИМах ГИА по русскому языку в 9 классе

Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом: В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления / примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление /согласование / примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, что такое словосочетание и основные типы подчинительной связи в словосочетании

Задания по данной теме в КИМах

сформулированы следующим образом:

  • В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления / примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление /согласование / примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Чтобы выполнить это задание,

необходимо вспомнить, что такое словосочетание и основные типы

подчинительной связи в словосочетании

Что такое словосочетание?  Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: отличное настроение, ожидание весны, очень тепло и др.  Какова структура словосочетания?  Словосочетание состоит из главного слова и зависимого; главное слово - это то слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому: какое? чего? насколько? отличное настроение, ожидание весны, очень тепло и др.

Что такое словосочетание?

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически:

отличное настроение, ожидание весны, очень тепло и др.

Какова структура словосочетания?

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого; главное слово - это то слово, от которого мы ставим вопрос к зависимому:

какое?

чего?

насколько?

отличное настроение, ожидание весны, очень тепло и др.

Выпишите все словосочетания с подчинительной связью из предложения: Хорошо известно, что бурый медведь всю зиму спит в своей берлоге. подлежащее сказуемое хорошо известно бурый медведь всю зиму спит в берлоге в своей берлоге Является ли словосочетанием смысловой отрезок «медведь спит»?

Выпишите все словосочетания

с подчинительной связью из предложения:

Хорошо известно, что бурый медведь всю зиму спит в своей берлоге.

подлежащее

сказуемое

хорошо известно

бурый медведь

всю зиму

спит в берлоге

в своей берлоге

Является ли словосочетанием смысловой отрезок «медведь спит»?

ПОМНИТЕ: подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием; это грамматическая основа предложения (нераспространённое предложение): роза расцвела, медведь спит и т.д. не являются словосочетаниями сочетания слов в составе устойчивых выражений (фразеологизмов):  спустя рукава, во все лопатки и т.д. не являются словосочетаниями сочетания слов на основе сочинительной связи: овощи и фрукты, старики и дети и т.д. (слова равноправны, к ним можно задать один вопрос)  не являются словосочетаниями сочетания слов служебное + знаменательное: в берлоге, насчёт работы и т.д.

ПОМНИТЕ:

подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием; это грамматическая основа предложения (нераспространённое предложение): роза расцвела, медведь спит и т.д.

не являются словосочетаниями сочетания слов в составе устойчивых выражений (фразеологизмов): 

спустя рукава, во все лопатки и т.д.

не являются словосочетаниями сочетания слов на основе сочинительной связи: овощи и фрукты, старики и дети и т.д.

(слова равноправны, к ним можно задать один вопрос) 

не являются словосочетаниями сочетания слов служебное + знаменательное: в берлоге, насчёт работы и т.д.

Вспомните типы подчинительной связи слов словосочетании Зависимые слова связываются с главными тремя способами: согласованием, управлением, примыканием

Вспомните

типы подчинительной связи

слов словосочетании

Зависимые слова

связываются с главными

тремя способами:

согласованием,

управлением,

примыканием

СОГЛАСОВАНИЕ  – это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово стоят в одной и той же грамматической форме, т.е. согласуются в роде, числе и падеже: какая? белоствольная берёза (ж.р., ед.ч., им.п.);  белоствольной берёзы (ж.р., ед.ч., род.п.);  белоствольными берёзами (мн.ч., тв.п.). какой? какими? При  СОГЛАСОВАНИИ  зависимое слово может быть выражено: - прилагательным (летний день) - местоимением-прилагательным (наши успехи) - причастием (действующее законодательство) - порядковым числительным (пятый урок)

СОГЛАСОВАНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово стоят в одной и той же грамматической форме, т.е. согласуются в роде, числе и падеже:

какая?

белоствольная берёза (ж.р., ед.ч., им.п.);

белоствольной берёзы (ж.р., ед.ч., род.п.);

белоствольными берёзами (мн.ч., тв.п.).

какой?

какими?

При  СОГЛАСОВАНИИ  зависимое слово может быть выражено:

- прилагательным (летний день)

- местоимением-прилагательным (наши успехи)

- причастием (действующее законодательство)

- порядковым числительным (пятый урок)

УПРАВЛЕНИЕ  – это такой способ подчинительной связи, при котором при изменении грамматической формы главного слова форма зависимого слова не изменяется, т.е. главное слово «управляет» зависимым, требует его постановки в определённой форме: что? рисовать пейзаж (вин.п.);  рисую пейзаж (вин.п.);  рисовал бы пейзаж (вин.п.). что? что? При  УПРАВЛЕНИИ  зависимое слово может быть выражено: - существительным (решить задачу) - местоимением-существительным (сказать ему) - количественным числительным (разделить на пять)

УПРАВЛЕНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором при изменении грамматической формы главного слова форма зависимого слова не изменяется, т.е. главное слово «управляет» зависимым, требует его постановки в определённой форме:

что?

рисовать пейзаж (вин.п.);

рисую пейзаж (вин.п.);

рисовал бы пейзаж (вин.п.).

что?

что?

При  УПРАВЛЕНИИ  зависимое слово может быть выражено:

- существительным (решить задачу)

- местоимением-существительным (сказать ему)

- количественным числительным (разделить на пять)

ПРИМЫКАНИЕ  – это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу, т.е. в качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи (н.ф.глагола, наречие, деепричастие, сравнительная степень прилагательного и наречия): зачем? уехать отдыхать (н.ф.глагола);  очень выразительно (наречие);  говорил улыбаясь (деепричастие);  мальчик постарше (ср.ст. прилагательного). насколько? как? какой?

ПРИМЫКАНИЕ – это такой способ подчинительной связи, при котором главное и зависимое слово связаны только по смыслу, т.е. в качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи (н.ф.глагола, наречие, деепричастие, сравнительная степень прилагательного и наречия):

зачем?

уехать отдыхать (н.ф.глагола);

очень выразительно (наречие);

говорил улыбаясь (деепричастие);

мальчик постарше (ср.ст. прилагательного).

насколько?

как?

какой?

МОГУЧИМ ДУБОМ СОГЛАСОВАНИЕ, т.к. главное и зависимое слово согласуются в м.р., ед.ч, тв.п. ОТПРАВИТЬСЯ В ГОРЫ УПРАВЛЕНИЕ, т.к. зависимое слово стоит в том падеже, которого от него требует главное слово. МЫСЛИТЬ ПОЗИТИВНО ПРИМЫКАНИЕ, т.к. зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречие).

МОГУЧИМ ДУБОМ

СОГЛАСОВАНИЕ, т.к. главное и зависимое слово согласуются в м.р., ед.ч, тв.п.

ОТПРАВИТЬСЯ В ГОРЫ

УПРАВЛЕНИЕ, т.к. зависимое слово стоит в том падеже, которого от него требует главное слово.

МЫСЛИТЬ ПОЗИТИВНО

ПРИМЫКАНИЕ, т.к. зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречие).

Выпишите все словосочетания с подчинительной связью из предложений:  Знаете ли вы, что бурый медведь исключительно быстро бегает, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям?

Выпишите все словосочетания

с подчинительной связью из предложений:

Знаете ли вы, что бурый медведь исключительно быстро бегает, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям?

ПОВЕРЬТЕ СЕБЯ СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ  бурый медведь ПРИМЫКАНИЕ  лазает по деревьям лазает в молодости  быстро бегает исключительно быстро превосходно плавает хорошо лазает

ПОВЕРЬТЕ СЕБЯ

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

бурый медведь

ПРИМЫКАНИЕ

лазает по деревьям

лазает в молодости

быстро бегает

исключительно быстро

превосходно плавает

хорошо лазает

Задания по данной теме в КИМах сформулированы следующим образом: В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления / примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление /согласование / примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Чтобы выполнить это задание, попробуйте составить алгоритм выполнения задания В2

Задания по данной теме в КИМах

сформулированы следующим образом:

В2. Замените словосочетание «…», построенное на основе согласования / управления / примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление /согласование / примыкание.

Напишите получившееся словосочетание.

Чтобы выполнить это задание,

попробуйте составить алгоритм

выполнения задания В2

Найдите в словосочетании  главное и зависимое  слово, задав от одного к другому вопрос. Главное слово оставьте  без изменения ( помните: в центре внимания зависимое  слово), определите, какой  частью речи  оно выражено. Прочитайте в задании, какой  тип связи  нужно получить.
  • Найдите в словосочетании  главное и зависимое  слово, задав от одного к другому вопрос.
  • Главное слово оставьте  без изменения ( помните: в центре внимания зависимое  слово), определите, какой  частью речи  оно выражено.
  • Прочитайте в задании, какой  тип связи  нужно получить.
Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит наречие заменяем однокоренным существительным (можно использовать предлог):
  • Если необходимо преобразовать ПРИМЫКАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит наречие заменяем однокоренным существительным (можно использовать предлог):

нар .                                                  

робко предложил

         сущ.

предложил с робостью

жалостно посмотрел

посмотрел с жалостью

прыгнул со смелостью

смело спрыгнул

Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в ПРИМЫКАНИЕ, значит существительное заменяем однокоренным наречием:
  • Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в ПРИМЫКАНИЕ, значит существительное заменяем однокоренным наречием:

сущ .                          

глядели с изумлением

нар.

глядели изумлённо

исчезла на время

исчезла временно

говорил тревожно

говорил с тревогой

Если необходимо преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит прилагательное заменяем однокоренным существительным:
  • Если необходимо преобразовать СОГЛАСОВАНИЕ в УПРАВЛЕНИЕ, значит прилагательное заменяем однокоренным существительным:

прил .                          

людские шаги

сущ.

шаги людей

кухонная дверь

дверь кухни

гомон птиц

птичий гомон

Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в СОГЛАСОВАНИЕ, значит существительное заменяем однокоренным прилагательным:
  • Если необходимо преобразовать УПРАВЛЕНИЕ в СОГЛАСОВАНИЕ, значит существительное заменяем однокоренным прилагательным:

сущ .                          

разводы нефти

прил.

нефтяные разводы

деталь из дерева

деревянная деталь

алгебраическая задача

задача по алгебре

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания . липовый чай чай из липы В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование . Напишите получившиеся словосочетания . судьба матери материнская судьба

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания .

липовый чай

чай из липы

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование . Напишите получившиеся словосочетания .

судьба матери

материнская судьба

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание . Напишите получившиеся словосочетания . уехал на учёбу уехал учиться В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания . закричать испуганно закричать от испуга

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание . Напишите получившиеся словосочетания .

уехал на учёбу

уехал учиться

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания .

закричать испуганно

закричать от испуга

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание . Напишите получившиеся словосочетания . утренняя пробежка пробежка утром В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование . Напишите получившиеся словосочетания . сон днём дневной сон

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание . Напишите получившиеся словосочетания .

утренняя пробежка

пробежка утром

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование . Напишите получившиеся словосочетания .

сон днём

дневной сон

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания . ночь без сна  переход под землёй  портфель для школы знамя полка энергия солнца запах леса здание в два этажа  ребёнок шести лет  берёза с белым стволом  девочка с голубыми глазами ели с острым верхом бессонная ночь –   подземный переход –   школьный портфель – полковое знамя –  солнечная энергия –  лесной запах –двухэтажное здание –шестилетний ребёнок – белоствольная берёза – голубоглазая девочка – островерхие ели –

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания .

ночь без сна переход под землёй портфель для школы

знамя полка

энергия солнца

запах леса

здание в два этажа ребёнок шести лет берёза с белым стволом девочка с голубыми глазами

ели с острым верхом

бессонная ночь –  подземный переход –  школьный портфель –

полковое знамя – солнечная энергия – лесной запах –двухэтажное здание –шестилетний ребёнок – белоствольная берёза – голубоглазая девочка – островерхие ели –

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование . Напишите получившиеся словосочетания . каша из гречки ––   снаряд для спортсменов –   тропинка в гору – человек без совести–  гостиница при вокзале –  костюм в полоску – кусты сирени – совет отца – ком снега – пёс с гладкой шерстью– ружьё с двумя стволами – гречневая каша спортивный снаряд горная тропинка бессовестный человек привокзальная гостиница полосатый костюм сиреневые кусты отцовский совет снежный ком гладкошёрстный пёс двуствольное ружьё

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  согласование . Напишите получившиеся словосочетания .

каша из гречки ––  снаряд для спортсменов –  тропинка в гору –

человек без совести– гостиница при вокзале – костюм в полоску –

кусты сирени –

совет отца –

ком снега –

пёс с гладкой шерстью– ружьё с двумя стволами –

гречневая каша

спортивный снаряд

горная тропинка

бессовестный человек

привокзальная гостиница

полосатый костюм

сиреневые кусты

отцовский совет

снежный ком

гладкошёрстный пёс

двуствольное ружьё

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания . пришил аккуратно – устало шагал – осторожно прикоснулся – спокойно делал –  беззаботно жил – бесшумно едет –  бесстрашно бросился –  бездушно пел –  вздохнул разочарованно –  выполнил небрежно –  прочитала выразительно– пришил с аккуратностью шагал с усталостью слез с осторожностью делал со спокойствием жил без забот едет без шума бросился без страха пел без души вздохнул с разочарованием выполнил с небрежностью прочитала с выражением

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью  управление . Напишите получившиеся словосочетания .

пришил аккуратно – устало шагал –

осторожно прикоснулся –

спокойно делал – беззаботно жил –

бесшумно едет – бесстрашно бросился – бездушно пел – вздохнул разочарованно – выполнил небрежно – прочитала выразительно–

пришил с аккуратностью

шагал с усталостью

слез с осторожностью

делал со спокойствием

жил без забот

едет без шума

бросился без страха

пел без души

вздохнул с разочарованием

выполнил с небрежностью

прочитала с выражением

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание . Напишите получившиеся словосочетания . смотрел с уважением – говорил с тревогой –  ждал с напряжением –   охранял с заботой – глядел со смущением –   уезжал со спокойствием –   отзывался с гордостью –   сделал с аккуратностью –   плакал без звука –  поступил без жалости – смотрел уважительно говорил тревожно ждал с напряжённо  охранял заботливо глядел смущённо  уезжал спокойно  отзывался гордо  сделал аккуратно  плакал беззвучно   поступил безжалостно

В2. Замените данные словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью  примыкание . Напишите получившиеся словосочетания .

смотрел с уважением –

говорил с тревогой –

ждал с напряжением – охранял с заботой –

глядел со смущением – уезжал со спокойствием – отзывался с гордостью – сделал с аккуратностью – плакал без звука – поступил без жалости –

смотрел уважительно

говорил тревожно

ждал с напряжённо охранял заботливо

глядел смущённо уезжал спокойно отзывался гордо сделал аккуратно плакал беззвучно поступил безжалостно

Знания прочные: можно работать с тестом Было много ошибок: необходимо повторить правило

Знания прочные:

можно работать с тестом

Было много ошибок:

необходимо повторить правило

Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.  Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.
  • Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.
  • Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 108013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства