Сценарий урока с использованием компьютера.
Учитель – Зинова Ольга Георгиевна.
Предмет – Русский язык.
Тема – Способы подчинительной связи в словосочетании.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Класс – восьмой.
Образовательное учреждение – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Задачи урока:
1. Закрепить умение распознавать виды связи слов в словосочетании.
2. Формировать умения распознавать типы подчинительной связи.
3. Развивать наглядно-образное мышление.
Учебно-методическое обеспечение: 1.Учебник: Русский язык: Практика.8 кл: Учеб. для общеобразоват. учреждений /А. С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; 2.Подготовка к олимпиадам по русс. яз. 5-11 классы/ М.М.Казбек-Казиева.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.
Авторский медиапродукт – презентация 15 слайдов (среда Power Point, Word)
Медиапродукт.
Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word
Карта урока.
Комментарий хода урока | Время (мин) | № слайдов | Развитие личностных качеств и психических процессов |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности |
Организационный момент. Тема занятия. Учимся быть внимательными, сообразительными, активными. Работаем быстро, пишем красиво. | 2 | 1 | Внимание | |
Учитель предлагает прочитать информацию, данную на слайдах, как памятку. | 2 | 2,3 | Память | Рефлексивность Активность |
Работа с таблицей (чтение, конспектирование) | 3 | 4 | Память | Самостоятельное оформление конспекта |
Слайды содержат информацию о типах подчинительной связи ( согласование, управление, примыкание) – конспектирование основных моментов. | 10 | 5, 7, 9 | Мышление Логичность Память | Аргументированность Активность Аккуратность |
Творческая работа направлена на расширение словарного запаса учащихся (беседа по картине, запись схем в тетради) | 10 | 6,8,10 | Внимание Точность речи Участие в дискуссии | Рефлексивность Активность Любознательность Умение выслушать |
Самостоятельная работа с проверкой | 18 | 11,12, 13,14 | Умение классифицировать, сравнивать | Самостоятельная деятельность(работа в тетради) Самооценка своей деятельности |
III.Схема взаимосвязи презентации.

Содержание кадров.
1.Титульный лист, тема урока.
2,3 Памятка.
4.Таблица.
5.Согласование.
6.Работа по картине.
7.Управление.
8. Работа по картине.
9.Примыкание.
10. Работа по картине.
11,12,13,14.Тестирование.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1. недостаточное количество информационного материала в существующих
учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов
2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.
3. развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости).
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие тетради.
План урока:
Этапы занятия (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) | Временная реализация |
Организационный момент: … | 2 минуты |
Рассказ учителя о … | 5 минут |
Конспектирование… | 10 минуты |
Творческая работа… | 10 минут |
Самостоятельная работа | 18 минут |
Ход урока.
Оргмомент.
Сегодня на занятии мы будем говорить о словосочетании. Запишите число и тему урока. Работаем быстро, пишем красиво
Рассказ учителя (информация на слайдах №2, 3)
Виды связи слов в словосочетаниях.
Связь слов в словосочетаниях мотивируется не только их смыслом, но и грамматической формой слов. В зависимости от этого словосочетания делятся на различные виды. Связь подлежащего и сказуемого более свободна, чем в словосочетании, между ними существует согласование в числе и лице или в числе роде. Но сказуемое может быть и несогласованным.
Памятка.
ЗАПОМНИТЕ: ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ!
(На слайде № 3указаны примеры)
Работа с таблицей (слайд№4)-начертим её в тетрадь
Новый материал.
СОГЛАСОВАНИЕ слайд№5
Форма зависимого слова повторяет форму главного слова, при изменении формы главного слова меняется и форма зависимого слова.
Основные вопросы от главного к зависимому: какой? Чей?
Зависимые (согласуемые) слова: прилагательные, причастия, порядковые и количественные числительные, местоимения (местоимённые прилагательные): зимняя дорога, этот стол, четвёртый день.
Творческая работа (описание иллюстрации, составление словосочетаний) – слайд№6
Рассмотрите картину и составьте словосочетания со связью согласование
( прилаг. + сущ. берёзовая роща, причастие + сущ. ведущая аллея местоимение + сущ.)
2)УПРАВЛЕНИЕ слайд №7
Зависимость слова от главного слова в словосочетании выражается с помощью падежной или предложно-падежной формы; изменение главного слова не влияет на падеж зависимого слова. Количественные числительные в именительном и винительном падежах управляют существительным.
Основные вопросы от главного слова к зависимому - вопросы косвенных падежей.
Зависимые (управляемые) слова: существительные и заменяемые их местоимения: шёл в лес, куст сирени, говорил мне
Творческая работа (описание иллюстрации, составление словосочетаний) – слайд №8
3) ПРИМЫКАНИЕ слайд №9
Зависимость неизменяемых слов выражается только в расположении (как правило, рядом) и интонации.
Основные вопросы от главного слова к зависимому: как? где? почему? что делать? что делая?
Зависимые (примыкающие) слова: наречия, деепричастия, инфинитивы, неизменяемые прилагательные и существительные: смотрел весело, говорил шутя, желание петь, цвет хаки.
Творческая работа (описание иллюстрации, составление словосочетаний) – слайд №10
V. Самостоятельная работа (слайды№11, 12, 13, 14)
1)Укажите типы подчинительной связи в словосочетаниях. Слайд №11
Весело разукрашенный, пришёл посмотреть, пятнадцатый раз, красный бант, школьный оркестр, сцена театра, остановка поезда, мои друзья, в углу квартиры, деревенские жители, нечто загадочное, никогда не поздно, танцевать вприсядку, уйти по-хорошему, быстроходный корабль, рассказанный друзьями.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши – появляется правильный ответ).
2)Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование. Слайд№12
1) Такие вещи стоят очень много, если с ними связаны воспоминания.
2)Чем больше людей получают навыки исследования окружающего мира, тем лучше обществу, которому мы принадлежим.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).
3) Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Слайд №13
1) Длинная московская зима преобразила всю её жизнь, до этого протекавшую тоскливо и медленно.
2)Это была не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, потому что она быстро уходит со своим поколением.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).
4) Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание. Слайд№14
1) Вместе со мной поднимается из-за крыши луна, кажущаяся такой огромной и устрашающе янтарной.
2) Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера.
(Проверка осуществляется после того как дети справятся с заданием, по щелчку мыши –появляется правильный ответ).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.
Список используемой литературы:
1)Подготовка к олимпиадам по русс. яз. 5-11 классы/ М.М.Казбек-Казиева.-3-е изд.-М.:Айрис-пресс, 2008.
2)Судакова Н.А. Русский язык. ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.