II. Постановка учебной задачи (на основе работы с эпиграфом) | Эпиграф к занятию: «Язык неистощим в соединении слов». А.С. Пушкин. - Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов А.С.Пушкина. Обратите внимание на доску. - Как вы считаете, о чем А.С. Пушкин говорит в своем высказывании? (Чем больше мы сочетаем слов, тем богаче и разнообразнее становится язык) - Давайте попробуем предположить, о чем пойдет речь сегодня на занятии. (О сочетании слов, словосочетании). - Еще какие у вас есть предположения, относительно темы занятия? («Словосочетание») -Действительно, тема сегодняшнего занятия «Словосочетания. Типы подчинительной связи». - Мы с вами будем систематизировать и обобщать знания об основных признаках, структуре, видах словосочетаний и типах синтаксической связи. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, эпиграф и тему занятия. | работа с эпиграфом и мультимедийной презентацией определение темы занятия запись числа, эпиграфа, темы занятия. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
III.Актуализация знаний (работа с презентацией) III.Актуализация знаний (самостоятель-ная работа по вариантам) | I. Фронтальная беседа (на основе работы с презентацией) -Сейчас я предлагаю вам произвести анализ языкового материала. Прочтите запись: крепкое рукопожатие, лес шумит, лес да поле, взять за руку, в течение часа, держать долго, спустя рукава, очень крепко, менее настойчивый. -На какие группы и по какому признаку мы можем распределить данный языковой материал? (Можно разбить на две группы). 1- я группа 2-я группа крепкое рукопожатие лес шумит взять за руку лес да поле держать долго в течение часа очень крепко спустя рукава менее настойчивый - Чем вы руководствовались, разбивая данный материал таким образом? (В первую группу входят словосочетания, т.к. словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксическое связи), а (вторая группа – это сочетания слов, которые не являются словосочетаниями). -Докажите, что во второй группе, действительно, сочетания слов. (лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое; лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь; в течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи; спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов; менее настойчивый- составные формы слова (степени сравнения, составное будущее время глагола со связкой "будет/будут"и т.д.) - Какой же мы можем сделать вывод? (Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксическое связи, но словосочетанием не являются следующие сочетания слов: грамматическая основа предложения; однородные члены предложения; служебная + самостоятельная часть речи; фразеологический оборот; составные формы слова (степени сравнения, составное будущее время глагола со связкой "будет/будут"и т.д.)
II. Самостоятельная работа по вариантам
- Давайте еще раз назовем словосочетания, которые вы выявили в ходе языкового анализа:
крепкое рукопожатие взять за руку держать долго очень крепко
- На какие группы можно их разделить с учетом характера выражения главного слова? ( Данные словосочетания по характеру выражения главного слова можно разбить на три группы: именные, глагольные, наречные) -Предлагаю вам выполнить работу по вариантам. 1 и 3 вариантам выписать именные словосочетания, дополнить своими пятью примерами и подготовить доказательство, что данные словосочетания относятся именно к этой группе. - 2 варианту выписать глагольные словосочетания, также дописать свои примера и подготовить доказательство, а 4 вариант проводит работу над наречными словосочетаниями. - С заданием вы уже наверное справились приступаем к проверке. 1 вариант - крепкое рукопожатие, веселое настроение, готовый на подвиг, два карандаша, крайне важно, кто-то из студентов, данные словосочетания являются именными, так как в именных словосочетаниях главным словом является имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное 2 вариант - взять за руку, держать долго, составить план, радуясь солнцу, просить зайти, читающий про себя, данные словосочетания являются глагольными, так как в глагольных словосочетаниях главным словом является глагол или глагольная форма. 4 вариант - очень крепко, крайне важно, вдали от дороги, очень тихо, слишком резко, данные словосочетания являются наречными, так как главным словом является наречие. - Действительно, по характеру выражения главных слов словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные. - А что вы можете сказать об отношениях между словами в данных словосочетаниях? (Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения: определительные между предметом и его признаком (солнечный день); объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям), обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города). | анализируют языковой материал, осуществляют поиск общих грамматических признаков, дают обоснование распределению языкового материала, формулируют доказательство. анализируют языковой материал, самостоятельно дополняют его нужными примерами, готовят лингвистическое доказательство. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). УУД: познавательные (опираются на уже известное). |
IV.Занимательная минутка (видеофрагмент об истории рукопожатия) | - Вот мы сегодня очень большую работу провели с такими словосочетаниями как: крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко. - Скажите, а мы можем на такой физический процесс как рукопожатие рассмотреть с лингвистической точки зрения? - Есть ли какое-то сходство с процессом, происходящим в русском языке? (ДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ ОЧЕНЬ ПОХОЖ НА СОЧЕТАНИЕ СЛОВ) - А знаете ли вы на самом деле, когда появилось рукопожатие? Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, на основе которого вы должны составить ряд словосочетаний об истории возникновения рукопожатия. Можете фиксировать их себе в процессе просмотра фильма. - (после просмотра) – Как вы уже поняли из видеофрагмента пожимание чужих рук — ритуал старейший, известный с давних времён. Это символ чистых, мирных намерений, а также знак уважения друг к другу. | просмотр видеофрагмента с предшествующей поставкой цели создают языковой материал на основе видеофрагмента для дальнейшей работы | Принцип деятельности. УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений) |
V.Актуализация знаний (продолжение) | III. Работа со схемой -Итак, какие словосочетания у нас получились? (приветственный жест, жизненная необходимость, древние люди, показывали друг другу, показывали ладони, демонстрация ладони, прятать в рукаве, использовать повсеместно) - А мы можем их классифицировать, но не брать во внимание характер выражения главного слова и отношения между словами? Я предлагаю вам небольшую подсказку-схему, которая поможет выявить вам новый признак для классификации. - Какие у вас есть предположения? (Мы можем разделить данные словосочетания в зависимости от типа подчинительной связи) (открываются надписи в схеме) -Давайте дадим трактовку каждому из видов подчинительной связи ( после каждой трактовки запись определения в тетрадь) Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным. Пример: красивая шляпка. Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа. Пример: ненависть к врагу Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво IV. Работа с таблицей. (1 студент распределяют словосочетания на доске +синтаксический разбор) - Теперь распределите выписанные вами словосочетания в таблице. Форма таблицы для заполнения у каждого из вас на рабочем столе. (проверка и оценка выполненной работы +обоснование) V. Индивидуальная работа у доски. - Есть ли желающие выполнить индивидуальную работу у доски (синтаксический разбор словосочетания по выбору студента) (оценка + обоснование) VI. Работа над заданиями в тестовой форме - А сейчас я предлагаю вам поработать над заданиями в тестовой форме (матрица ответа с последующей взаимопроверкой и оценкой) | осуществляют работу по схеме осуществляют работу с таблицей выполнение индивидуальной работы у доски выполнение заданий в тестовой форме, осуществление взаимопроверки и оценки с последующим обоснованием | Принцип деятельности. УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений) УУД: регулятивные (работа с словосочетаниями; определяют вид подчинительной связи). |