kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарная разработка занятия по русскому языку: "Словосочетание. Типы подчинительной связи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарная разработка занятия по   русскому  языку

Преподаватель: Сапрыкина И.А.

Тема занятия: «Словосочетание. Типы подчинительной связи»

Тип занятия: систематизация и обобщение изученного материала.

Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития студента):

- систематизировать и обобщить знания  об  основных признаках, структуре  и видах словосочетаний,  типах синтаксической связи;

- формировать навык выполнения синтаксического разбора, определения смысловой, грамматической зависимости между словами в словосочетании и  типа синтаксической связи;

- активизировать и пополнять словарный запас студентов;

- совершенствовать орфографические  умения и речевую грамотность;

- формировать языковую, лингвистическую,  коммуникативную, культуроведческую  компетенции;

      - развивать психологические свойства: память, внимание,  коммуникативность, воображение, логическое мышление (на основе усвоения                                                         

        студентами  причинно-следственных связей, сравнительного анализа),  ясность речи, рефлексивную деятельность;

- воспитывать сознательную дисциплину, любовь и  интерес к родному языку,  ценностное отношение к слову, уважение друг к другу.

Методическая цель: активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка  посредством частично-поискового                  

                                      метода обучения.

Студент должен:

знать понятия: «словосочетание», «подчинительная синтаксическая связь», «согласование», «управление», «примыкание».

  • различать типы синтаксической связи, определять вид  словосочетания, выполнять синтаксический разбор.

Материально-техническое оснащение:

- ПК;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарная разработка занятия по русскому языку: "Словосочетание. Типы подчинительной связи" »

Сценарная разработка занятия по русскому языку


Дата проведения: 25.11.2014 г.

Группа: 2-3

Преподаватель: Сапрыкина И.А.

Тема занятия: «Словосочетание. Типы подчинительной связи»

Тип занятия: систематизация и обобщение изученного материала.

Педагогические цели (обучения, воспитания, психологического развития студента):

- систематизировать и обобщить знания об основных признаках, структуре и видах словосочетаний, типах синтаксической связи;

- формировать навык выполнения синтаксического разбора, определения смысловой, грамматической зависимости между словами в словосочетании и типа синтаксической связи;

- активизировать и пополнять словарный запас студентов;

- совершенствовать орфографические умения и речевую грамотность;

- формировать языковую, лингвистическую,  коммуникативную, культуроведческую  компетенции;

- развивать психологические свойства: память, внимание, коммуникативность, воображение, логическое мышление (на основе усвоения

студентами причинно-следственных связей, сравнительного анализа), ясность речи, рефлексивную деятельность;

- воспитывать сознательную дисциплину, любовь и интерес к родному языку, ценностное отношение к слову, уважение друг к другу.

Методическая цель: активизация познавательной деятельности студентов на уроках русского языка посредством частично-поискового

метода обучения.

Студент должен:

знать понятия: «словосочетание», «подчинительная синтаксическая связь», «согласование», «управление», «примыкание».

уметь различать типы синтаксической связи, определять вид словосочетания, выполнять синтаксический разбор.

Материально-техническое оснащение:

- ПК;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация.








Ход занятия


Этапы занятия


Деятельность преподавателя


Деятельность студентов

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

I.Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово преподавателя. Рапорт группы.

- Здравствуйте, товарищи кадеты.

- Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, и я искренне желаю вам удачи, успеха и как можно меньше волнения.



Приветствие

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебную деятельность.

II. Постановка учебной задачи (на основе работы с эпиграфом)



Эпиграф к занятию: «Язык неистощим в соединении слов».

А.С. Пушкин.

- Сегодняшнее занятие я хочу начать со слов А.С.Пушкина. Обратите внимание на доску.

- Как вы считаете, о чем А.С. Пушкин говорит в своем высказывании? (Чем больше мы сочетаем слов, тем богаче и разнообразнее становится язык)

- Давайте попробуем предположить, о чем пойдет речь сегодня на занятии. (О сочетании слов, словосочетании).

- Еще какие у вас есть предположения, относительно темы занятия? («Словосочетание»)

-Действительно, тема сегодняшнего занятия «Словосочетания. Типы подчинительной связи».

- Мы с вами будем систематизировать и обобщать знания об основных признаках, структуре, видах словосочетаний и типах синтаксической связи.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, эпиграф и тему занятия.






работа с эпиграфом и мультимедийной презентацией








определение темы занятия





запись числа, эпиграфа, темы занятия.


Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).







Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.


III.Актуализация знаний (работа с презентацией)



































III.Актуализация знаний

(самостоятель-ная работа по вариантам)






















I. Фронтальная беседа (на основе работы с презентацией)

-Сейчас я предлагаю вам произвести анализ языкового материала. Прочтите запись: крепкое рукопожатие, лес шумит, лес да поле, взять за руку, в течение часа, держать долго, спустя рукава, очень крепко, менее настойчивый.

-На какие группы и по какому признаку мы можем распределить данный языковой материал? (Можно разбить на две группы).

1- я группа 2-я группа

крепкое рукопожатие лес шумит

взять за руку лес да поле

держать долго в течение часа

очень крепко спустя рукава

менее настойчивый

- Чем вы руководствовались, разбивая данный материал таким образом? (В первую группу входят словосочетания, т.к. словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксическое связи), а (вторая группа – это сочетания слов, которые не являются словосочетаниями).

-Докажите, что во второй группе, действительно, сочетания слов.

(лес шумит – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое;

лес да поле – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь;

в течение часа – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи;

спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов;

менее настойчивый- составные формы слова (степени сравнения, составное будущее время глагола со связкой "будет/будут"и т.д.)

- Какой же мы можем сделать вывод? (Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксическое связи, но словосочетанием не являются следующие сочетания слов:

грамматическая основа предложения;
однородные члены предложения;
служебная + самостоятельная часть речи;
фразеологический оборот;

составные формы слова (степени сравнения, составное будущее время глагола со связкой "будет/будут"и т.д.)



II. Самостоятельная работа по вариантам



- Давайте еще раз назовем словосочетания, которые вы выявили в ходе языкового анализа:



крепкое рукопожатие

взять за руку

держать долго

очень крепко



- На какие группы можно их разделить с учетом характера выражения главного слова? ( Данные словосочетания по характеру выражения главного слова можно разбить на три группы: именные, глагольные, наречные)

-Предлагаю вам выполнить работу по вариантам. 1 и 3 вариантам выписать именные словосочетания, дополнить своими пятью примерами и подготовить доказательство, что данные словосочетания относятся именно к этой группе.


- 2 варианту выписать глагольные словосочетания, также дописать свои примера и подготовить доказательство, а 4 вариант проводит работу над наречными словосочетаниями.


- С заданием вы уже наверное справились приступаем к проверке. 1 вариант - крепкое рукопожатие, веселое настроение, готовый на подвиг, два карандаша, крайне важно, кто-то из студентов, данные словосочетания являются именными, так как в именных словосочетаниях главным словом является имя существительное, прилагательное, местоимение, числительное

2 вариант - взять за руку, держать долго,  составить план, радуясь солнцу, просить зайти, читающий про себя, данные словосочетания являются глагольными, так как в глагольных словосочетаниях главным словом является глагол или глагольная форма.

4 вариант - очень крепко, крайне важно, вдали от дороги, очень тихо, слишком резко, данные словосочетания являются наречными, так как главным словом является наречие.

- Действительно, по характеру выражения главных слов словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

- А что вы можете сказать об отношениях между словами в данных словосочетаниях? (Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения: определительные между предметом и его признаком (солнечный день);

объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям),

обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города).

 







анализируют языковой материал, осуществляют поиск общих грамматических признаков, дают обоснование распределению языкового материала, формулируют доказательство.


























анализируют языковой материал, самостоятельно дополняют его нужными примерами, готовят лингвистическое доказательство.











Принцип деятельности.

УУД:

коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


































Принцип деятельности.

УУД:

коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).










































УУД: познавательные (опираются на уже известное).


IV.Занимательная минутка (видеофрагмент об истории рукопожатия)


- Вот мы сегодня очень большую работу провели с такими словосочетаниями как: крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.

- Скажите, а мы можем на такой физический процесс как рукопожатие рассмотреть с лингвистической точки зрения?

- Есть ли какое-то сходство с процессом, происходящим в русском языке? (ДУМАЮ, ЧТО ЕСТЬ ОЧЕНЬ ПОХОЖ НА СОЧЕТАНИЕ СЛОВ)

- А знаете ли вы на самом деле, когда появилось рукопожатие? Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, на основе которого вы должны составить ряд словосочетаний об истории возникновения рукопожатия. Можете фиксировать их себе в процессе просмотра фильма.

- (после просмотра) Как вы уже поняли из видеофрагмента пожимание чужих рук — ритуал старейший, известный с давних времён. Это символ чистых, мирных намерений, а также знак уважения друг к другу.

просмотр видеофрагмента с предшествующей поставкой цели


создают языковой материал на основе видеофрагмента для дальнейшей работы




Принцип деятельности.

УУД:

познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

V.Актуализация знаний

(продолжение)


III. Работа со схемой

-Итак, какие словосочетания у нас получились?

(приветственный жест, жизненная необходимость, древние люди, показывали друг другу, показывали ладони, демонстрация ладони, прятать в рукаве, использовать повсеместно)

- А мы можем их классифицировать, но не брать во внимание характер выражения главного слова и отношения между словами? Я предлагаю вам небольшую подсказку-схему, которая поможет выявить вам новый признак для классификации.




- Какие у вас есть предположения? (Мы можем разделить данные словосочетания в зависимости от типа подчинительной связи)

(открываются надписи в схеме)

-Давайте дадим трактовку каждому из видов подчинительной связи ( после каждой трактовки запись определения в тетрадь)

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным. Пример: красивая шляпка.

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа. Пример: ненависть к врагу

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Примеры: петь красиво

IV. Работа с таблицей. (1 студент распределяют словосочетания на доске +синтаксический разбор)

- Теперь распределите выписанные вами словосочетания в таблице. Форма таблицы для заполнения у каждого из вас на рабочем столе. (проверка и оценка выполненной работы +обоснование)

V. Индивидуальная работа у доски.

- Есть ли желающие выполнить индивидуальную работу у доски (синтаксический разбор словосочетания по выбору студента) (оценка + обоснование)

VI. Работа над заданиями в тестовой форме

- А сейчас я предлагаю вам поработать над заданиями в тестовой форме (матрица ответа с последующей взаимопроверкой и оценкой)









осуществляют работу по схеме
































осуществляют работу с таблицей


выполнение индивидуальной работы у доски




выполнение заданий в тестовой форме, осуществление взаимопроверки и оценки с последующим обоснованием



Принцип деятельности.

УУД:

познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)






























УУД: регулятивные (работа с словосочетаниями; определяют вид подчинительной связи).


VI. Подведение итогов (кластер)


-Давайте вспомним, что такое словосочетание?

- Что не является словосочетанием?

- На какие виды делятся словосочетания в зависимости от выражения главного слова?

- Какие выделяют типы подчинительной связи?

- Дайте трактовку видам подчинительной связи?

- Что вы знаете об отношениях между словами в словосочетании?


составление кластера по пройденной теме

УУД: познавательные (опираются на уже известное).

Принцип деятельности.

УУД:

познавательные, регулятивные (развитие внимания студентов, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

VII. Рефлексия (рефлексивный экран)


  1. сегодня я вспомнил…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я приобрел…

  8. я научился….

Выставление оценок +обоснование

осуществление самоанализа с помощь рефлексивного экрана



УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка


VIII. Домашнее задание


Написать сочинение-миниатюру на основе эпиграфа к занятию:

«Язык неистощим в соединении слов».

А.С. Пушкин.

Миниатюра — произведение малой формы в литературе

- Есть ли у вас вопросы относительно домашнего задания.


ознакомление с домашним заданием творческого характера

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.


IX. Организационный момент конца занятия


- Наше занятие подошло к логическому завершению, мы сегодня хорошо поработали и в знак уважения и благодарности друг другу давайте отметим это рукопожатием.




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сапрыкина Инна Александровна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства