Цели: повторить изученное по теме «Лексика»; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами.
Планируемые результаты: знание основных лексических понятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с тестами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Задание 15 из рабочей тетради ческих работ.)
III. Самоопределение к деятельности- Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чёь я буду говорить.
11осреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со мно-♦ !■( iном цветов и порхающих над ними бабочек.
Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, понимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.)
Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Слово и его лексическое значение»»
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Уроки2 3, 2 4. Слово и его лексическое значение
Цели: повторить изученное по теме «Лексика»; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами.
Планируемые результаты: знание основных лексических понятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с тестами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ходурока1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Задание 15 из рабочей тетради ческих работ.)
III. Самоопределение к деятельности- Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чёь я буду говорить.
11осреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со мно-♦ !■( iном цветов и порхающих над ними бабочек.
Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, понимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.)
Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о лексическом значении слов.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
1. Чтение теоретического материала (с. 51), беседа по прочи- ыипому.
Какие значения есть у слова?
- Что называется лексическим значением слова?
Как соотносятся лексическое и грамматическое значения слова? (Каждое слово что-либо означает: предмет, действие, признак. Ноу каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определённой части речи. Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.) Чем различаются однозначные и многозначные слова? Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
Определите стиль текста, докажите свою точку зрения. (Стиль текста — художественный. Автор, Ю. Нагибин, использует разговорный стиль для создания художественных образов.)
Попробуйте определить значение просторечного слова, встречающегося в тексте, по контексту. {Нетто — неужели, разве.)
Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение.
VI. Подведение итогов урока
— Что изучает лексикология?
Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова?
Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему?
Отличаются ли по значению синонимы?
Домашнее задание
Учебник: § 20, упр. 96.
Ходурока2
Организационный момент
Проверка домашнего задания
(Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.)
Комментарии
Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встрепенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке.
Действия человека, приписанные неодушевлённым предметам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
1. Упр. 97 — устное выполнение.
2. Упр. 99 - самостоятельное выполнение после предвари тельного обсуждения.
Дополнительный вопрос
— Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их значение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.)
3. Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, са- мостоятельное выполнение письменного задания, морфемный, фонетический и морфологический разбор на доске и в тетрадях.
2. Словарная работа
— Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы.
Составьте предложения с этими словами. 3. Работа по учебнику
(Упр. 98 — устное выполнение.) IV. Подведение итогов урока
- Что называется переносным значением слова?
Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать?
Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?
Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?
Домашнее задание
1. Учебник: §20, упр. 101, 102.
2. Подготовиться к тестовой работе по теме «Слово и его лек- Iнческое значение».