kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Слово и его лексическое значение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить изученное по теме «Лексика»; развивать на­выки работы с толковыми словарями, тестами.

Планируемые результаты: знание основных лексических по­нятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с те­стами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

I.         Организационный момент

II.        Проверка домашнего задания

(Задание 15 из рабочей тетради ческих работ.)

III.    Самоопределение к деятельности- Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чёь я буду говорить.

11осреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со мно-♦ !■( i ном цветов и порхающих над ними бабочек.

Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, по­нимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.)

Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Слово и его лексическое значение»»

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Уроки 2 3, 2 4. Слово и его лексическое значение

Цели: повторить изученное по теме «Лексика»; развивать на­выки работы с толковыми словарями, тестами.

Планируемые результаты: знание основных лексических по­нятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с те­стами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Задание 15 из рабочей тетради ческих работ.)

III. Самоопределение к деятельности- Закройте глаза и попытайтесь представить себе то, о чёь я буду говорить.

11осреди леса небольшая поляна, залитая солнечным светом, со мно-♦ !■( i ном цветов и порхающих над ними бабочек.

Что помогает нам представлять то, о чём говорят другие, по­нимать друг друга? (Мы знаем, что означает каждое слово, соотносим его с определённым объектом действительности, действием или признаком.)

Иными словами, мы знаем лексическое значение слова. Какие знания о лексике русского языка у вас уже имеются? (Ответы детей.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Вспомнить всё, что нам известно о лексическом значении слов.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

1. Чтение теоретического материала (с. 51), беседа по прочи-
ыипому.

Какие значения есть у слова?

- Что называется лексическим значением слова?

Как соотносятся лексическое и грамматическое значения слова? (Каждое слово что-либо означает: предмет, действие, признак. Ноу каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определённой ча­сти речи. Содержание слова — это его лексическое значение, а форма — грамматическое значение.) Чем различаются однозначные и многозначные слова? Что такое омонимы, синонимы, антонимы? Чем омонимы отличаются от многозначных слов?

2. Обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоя-
teiii,пых наблюдений», диалога (с. 51, 52).

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 92 — комментированное письмо.

Упр. 93 — работа с толковыми словарями в парах.

3. Упр. 94 — выразительное чтение текста, обсуждение, само-
■ юятельное выполнение письменного задания.

Дополнительные задания

Определите стиль текста, докажите свою точку зрения. (Стиль текста — художественный. Автор, Ю. Нагибин, ис­пользует разговорный стиль для создания художественных образов.)

Попробуйте определить значение просторечного слова, встречающегося в тексте, по контексту. {Нетто — неужели, разве.)

Проверьте себя по толковому словарю. 4. Упр. 95 — устное выполнение.

VI. Подведение итогов урока

Что изучает лексикология?

Какими способами можно объяснить лексическое значение-слова?

Надо ли при написании слова учитывать его лексическое значение? Почему?

Отличаются ли по значению синонимы?

Домашнее задание

Учебник: § 20, упр. 96.

Ход урока 2

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 96 — выразительное чтение стихотворения, обсужде­ние вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.)

Комментарии

Слова, употреблённые в переносном значении: прошёл, встре­пенётся, засмеётся, до слёз, удивились, в чашечках, по огонёчку, по серебринке.

Действия человека, приписанные неодушевлённым пред­метам, выражаются глаголами прошёл, встрепенётся, засмеётся, удивились.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

1. Упр. 97 — устное выполнение.

2. Упр. 99 - самостоятельное выполнение после предвари
тельного обсуждения.

Дополнительный вопрос

Значение всех приведённых в упражнении прилагательных мы понимаем и без словаря. Как вы думаете, почему их зна­чение раскрывается в толковом словаре учебника? (Все эти прилагательные многозначны, имеют переносные значения.)

3. Упр. 100 — выразительное чтение текста, обсуждение, са-
мостоятельное выполнение письменного задания, морфемный,
фонетический и морфологический разбор на доске и в тетрадях.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 53, 56, подчеркните орфограммы.

Составьте предложения с этими словами. 3. Работа по учебнику

(Упр. 98 — устное выполнение.) IV. Подведение итогов урока

- Что называется переносным значением слова?

Сколько переносных значений может быть у слова? Как об этом узнать?

Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?

Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?

Домашнее задание

1. Учебник: §20, упр. 101, 102.

2. Подготовиться к тестовой работе по теме «Слово и его лек-
Iнческое значение».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Слово и его лексическое значение»

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "318432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460572022"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Слово и его лексическое значение" "
    ["seo_title"] => string(43) "slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "123407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414493028"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_i_ego_leksichesk"
    ["file_id"] => string(6) "502963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561353"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок грамоты  «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф». "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-ghramoty-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-pis-mo-sloghov-s-bukvami-f-f"
    ["file_id"] => string(6) "119977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413562808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства