kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Слово и его лексическое значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по русскому языку на тему «Слово и его лексическое значение» будет полезен при изучении новой темы, поскольку здесь большая часть материала — подача новой информации. Отметим, что в зависимости от уровня подготовки школьников, работой можно пользоваться как основой, так и как дополнительным материалом. Итак, конспект урока на тему «Слово и его лексическое значение» составлен по такому плану: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты, ходя занятия (организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление темы на практике и т.д.). Исходя с выше перечисленного, можно сделать вывод, что данный конспект урока по русскому языку на тему «Слово и его лексическое значение» — работа, которая просто незаменима на уроках, особенно для молодого специалиста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Слово и его лексическое значение" »

Тема: «Слово и его лексическое значение»

Цель: Знать: что такое лексика, лексическое значение.

Уметь: работать со словарной статьёй, пользоваться толковым словарём.

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Все сегодня в классе? Если да, то улыбнулись. Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Проверка домашнего задания.

– Урок начнём с повторения ранее изученного материала. Посмотрим, как вы умеете фонетически разбирать слова. (Ель, мороз, река). Запишите в тетрадях число и классная работа. К доске пойдут три человека, по одному от каждого ряда. Класс в это время пишет словарный диктант.

  1. Словарная работа.

Мы повторим с вами правописание непроверяемых безударных гласных в корне. Я вам буду читать описание слова, вы должны назвать это слово. Но вы должны быть предельно внимательны. (Слова проговариваются по слогам и записываются с комментированием).

  1. Сооружение для хранения зерна. (Элеватор).

  2. Самая низкая школьная отметка. (Единица).

  3. Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика).

  4. Поездка. (Экскурсия.)

  5. Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор.)

  6. Машина с большим ковшом. (Экскаватор.)

- Как мы поступаем с безударными гласными, если их нельзя проверить?

- Но, ребята, я специально одно слово вам дала, где гласную в корне можно проверить. Среди записанных слов найдите его, подберите проверочное. (Единица – единство – единый).

  1. Синтаксическая пятиминутка.

– А сейчас пришло время синтаксической пятиминутки. Подчеркните грамматическую основу предложения: Устлана з..мля сухими листьями, мя..кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру..кими в морозы.


  1. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, тема нашего урока «Слово и его лексическое значение».

Запишите в тетрадях. Цель урока: Вы должны знать, что такое лексика, лексическое значение, уметь работать со словарной статьёй, пользоваться толковым словарём.

  1. Работа по новой теме.

  1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

- Из чего состоят предложения? (Из связанных между собой слов).

- Что могут обозначать слова? (Предметы, понятия, действия, признаки и т. д.)

- Замечательный писатель К. Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.

-Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своём высказывании. (Чистый воздух, потоки воздуха, шум леса, плывущие облака, прозрачные воды и т. д.)

Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Лексика – это словарный состав языка.

Слово лексика происходит от греч. Лексис – слово. Есть и однокоренное прилагательное лексический, происходит чередование звуков к-ч. (Лексика – лексис – слово (греч. Лексический (к//ч)

- Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, т. е. его лексика, или остаётся неизменным, постоянным? С чем это связано?

- Как вы считаете, какое слово старше: самолёт или космонавт? Почему? Приведите примеры слов, возникших в наше время. (Компьютер, робот, пейджер).

Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой.

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки – семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел

А я придумал слово.

Смешное слово- плим.

Я повторяю снова-

Плим, плим, плим…

И ничего не значит

- Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да). Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? (Нет) И всё-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!

- Смысл слова и есть его лексическое значение. Узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

- Итак, что же такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает).

Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей». Это его лексическое значение.

– А как же узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова?

Послушайте отрывок из стихотворения А. Прокофьева.

Закат налился тёмной кровью,

И потемнела бирюза.

Сначала было предгрозовье,

Потом как грянула гроза!

- Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно. (Бирюза, предгрозовье). О значении этих слов можно справиться в толковых словарях. Есть: толковый словарь Ожегова, Академический словарь из 17 томов, «Школьный толковый словарь русского языка» редактор Филин. (Названия словарей на доске, детям их показать).

Я нашла в словаре слово бирюза, сейчас прочитаю вам: «Бирюза, - ы, ж. Непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зелёного цвета.»

Поэт называет бирюзой небо, потому что оно до грозы было таким же голубым, как бирюза.

– Теперь напишем первое предложение стихотворения, объясним в нём постановку знаков препинания, запомним написание слова бирюза.


– Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему называется «толковый» словарь? Что значит слово «толковать»? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)

Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. Кроме того, в статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

-Кроме лексического, слово имеет грамматические значения. Например, у существительных можно определить род, число, падеж, у глаголов время, лицо, число.

(После) снегопада. Лексическое значение-выпадение снега. Грамматическое: сущ., м. р., ед. ч.

Найдите в толковом словаре учебника значение слова лексикон, составьте с данным словом предложение и определите его род, падеж, число, склонение. (У хорошего ученика богатый лексикон.)


Словарь произведений А. С. Пушкина – 21000 слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование – 12000 слов.

Словарь младшего школьника – 3600 слов.

Эта статистика, конечно, приблизительна. Но тем не менее, какую же задачу, исходя из этого, мы должны перед собою поставить? (Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас.)

Определите слово по его лексическому значению. (В тетради)

1. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)

2.  Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)

3. Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)

4. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля. (Заповедник)

5. То, что ученику каждый день нужно приготовить, но нельзя съесть. (Уроки)

6. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями сучителями и одноклассниками. (Доска)

7. Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков. (Звонок)

8.  Планка для вычерчивания прямых линей, для измерений. (Линейка)

9.  Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив плохую оценку. (Нос)

10.  Разграфлённые листы в обложке. (Тетрадь)

11. То, что определяет, сколько и каких уроков будет. (Расписание) 

12. Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)


VII. Рефлексия:

- Итак, какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое).

-Что значит лексическое значение слова? (содержание слова)

-Что значит грамматическое? (форма слова)

- А что такое лексика? (словарный состав языка)

VIII. Домашнее задание.

- Упр. 240, параграф 32


IX. Подведение итогов.


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Слово и его лексическое значение"

Автор: Рыжкова Татьяна Борисовна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "318432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460572022"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_i_ego_leksichesk"
    ["file_id"] => string(6) "502963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561353"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок грамоты  «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф». "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-ghramoty-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-pis-mo-sloghov-s-bukvami-f-f"
    ["file_id"] => string(6) "119977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413562808"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "429606"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1506284792"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства