1. Организационный момент Громко прозвенел звонок, Начинается урок! Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты, Слушайте, запоминайте Ни минуты не теряйте! 2.Мотивация к учебной деятельности Какой у нас урок? Что мы изучаем на уроках русского языка? С чем мы работаем на уроках русского языка? Для чего нам уроки русского языка? 3. Актуализация знаний А) Орфографическая минутка. (на доске записаны слова) Снег, осенью, идёт, поздней. - Составьте предложение из слов. Запишите его. (Поздней осенью идёт снег.) - Назовите знакомые орфограммы. - Найдите и подчеркните грамматическую основу. - Выпишите из предложения словосочетания. Б) Словарная работа. ХБЧЕШРПЕФЗЦА - Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и узнаете словарное слово, с которым сегодня познакомимся. (берёза) - запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Заранее подготовленный ребёнок даёт определение слову берёза из толкового словаря Ожегова. - Как ласково называют берёзу? - Как называют сок берёзы? - Лес из берёз? - Гриб, который растёт под берёзой? Запишите эти слова и подчеркните безударную гласную Е. 4. Самоопределение к деятельности. Игра «Отгадай слово» Серое мелкое животное, которое живёт в норе. (мышь) Травоядное животное с длинной шеей. (жираф) Птицу, которую называют «белобокой». (сорока) - Загадайте любое животное и опишите его. (ответы детей) - Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает) Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов. 5. Постановка цели урока. Откройте учебник на странице 41. Прочитайте название раздела. Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей). Прочитайте, чему мы будем учиться. Прочитайте тему урока. Зная тему, какую цель урока мы поставим перед собой. Какая цель нашего урока? Давайте попробуем сформулировать, что такое лексическое значение. Прочитайте в учебнике на странице 43 правило и сравните с тем, что вы сформулировали. А изучением лексического значения слова, словарного состава языка изучает раздел языкознания – «Лексика» (запись темы). - Для чего же слово нужно в языке? 6. Работа по теме урока. Прием «Инсерт». Индивидуальная работа, самостоятельное чтение текста. Прочитайте, пожалуйста, текст. По ходу чтения статьи делайте в тексте пометки: \/ - эту информацию я знаю; + - это новая для меня информация; ? – эта информация для меня не понятна. Текст. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Большинство слов имеет лексическое значение, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово. Существует несколько способов объяснения лексического значения слов. краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях: ущелье – узкая и глубокая расщелина в горах. Горное ущелье. Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) тоже помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением: ущелье – теснина, каньон. Подбор однокоренных слов помогает понять, почему именно так назван предмет: ущелье – щель, щелочка, расщелина. Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой прием знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. После чтения текста беседа: - Какая информация вам была знакома? - Какие новые сведения вы для себя отметили? - Все ли понятно? Какие появились вопросы? - Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют? Физкультминутка 7. Первичное закрепление а) Работа с толковым словарем. Выпишите из этого текста выделенные слова и уточни по толковому словарю их значение. Запиши в тетрадь лексическое значение этих слов. Знакомство со словарной статьей толкового словаря, с видами словарей. б) Составление учащимися статьи о словах: весна, береза, сугроб, дорога. Работа ведется в группах. (подбор однокоренных слов) 8. Самостоятельная работа. а) Творческий диктант. Узнать слово по толкованию его лексического значения. Сосуд для содержания и разведения водяных животных и растений; печатное издание небольшого объема, безмоторный, летательный аппарат, прибор для определения температуры воздуха. 9. Подведение итога. Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать? Какое задание понравилось? Почему? 10. Рефлексия урока (самооценка учащимися деятельности на уроке) "Волшебная лестница знаний" У. Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний". Вы выбираете: красный цвет, если испытываете затруднение; жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике; зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. - Вы все, ребята, очень хорошо работали на уроке. Благодарю вас за урок. Спасибо! | Обучающиеся контролируют свои действия. (Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей.(Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.(Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД и познавательные УУД ) Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Контролируют свои действия с мыслями. (Регулятивные УУД) Работать самостоятельно. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Осуществлять анализ текста. (Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Умение работать со словарём. (Познавательные УУД) Умение работать в группах, умение договариваться, работать сообща. (Коммуникативные УУД) Работать самостоятельно и в составе группы по предложенному учителем плану.(Регулятивные УУД). Работать самостоятельно. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания.(Регулятивные и Личностные УУД). Прогнозировать результат уровня усвоения изучаемого материала.(Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |