Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие. Психологический настрой.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!
Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний. Мозговой штурм.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний».
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим: Синтаксис – это…? Пунктуация - это……? Фонетика – это……? Орфоэпия – это….? Орфография – это….? Морфемика – это…? Этимология – это….? Морфология – это ….?
III. Проблемное объяснение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения.
- Вы владеете перечисленными мною понятиями, но знакомы ли вы со следующим? Чтобы ответить на этот вопрос вам, предлагаю разгадать кроссворд. Раздаю карточки с кроссвордом. Учащиеся поочередно выходят к доске и разгадывают кроссворд. Защита работы.
- Какое слово получилось? (Лексика)
- Что такое лексика? (Словарный состав языка)
Включение презентации. Слайд 1
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Слайд 2. Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря.
- А сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее? (Нельзя сказать)
- Почему же? (Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Выступление Балгабаевой Асель: «Удивительный мир слов»
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
Ребята, понравилась вам информация? Оцените, пожалуйста, выступление Асель. Поднимите красные сигнальные карточки, если информация не понравилась, если понравилась – зеленые.
Конечно, слов очень много. И все они что-то обозначают. Обратите внимание на экран. Слайд 3,4,5,6
Слайд 7-8. Скажите, а какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или лексическое значение?
Лексикология, лексикон, лексикография
Проговаривают лексическое значение терминов.
- Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово) Слайд 9-10-11
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы.
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод.
Работа в группах по 4 человека. Анализ работ и вывод внутри группы
Предоставляет слово каждой группе.
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? (Наглядно т.е. рисунком и путём подбора синонимов, антонимов)
- Оцените свою работу.
- Дайте лексическое значение слов вестибюль, интерьер, фестиваль?
- Какие трудности возникли? (Не знаю значение слова) показать еще
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Что даёт ЛЗ многих слов языка?
Слайд 12-13. Обратиться к толковому словарю.
Слайд 14.
- Составьте и запишите предложения со словами: позЕмка, Изморозь (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.)
Физминутка.
Чтение стихотворения И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)
IV. Закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции.
Задание 1.Логическая задача. Ребята, в русском языке есть такие слова, лексическое значение которых зависит от написания буквы.
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание этих слов.
ПосвЕтить фонариком, посвЯтить себя образованию
ПримЕрять платье, примИрять друзей
ПолОскать белье – полАскать ребенка
Задание 2.
- Ребята, мы познакомились с понятиями «Антонимы, синонимы», и вашей задачей сейчас является работа с карточкой на скорость. Запишите пары антонимов и синонимов на время. Помните! В вашем распоряжении 3 минуты!
Антонимы
Синонимы
Видеоролик «Лингвистическая сказка» Слайд 15
Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?
Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык.
Какой вывод можно сделать?
( для понимания текста важно лексическое значение, а для построения, связи слов важно грамматическое значение) Слайд 16-17
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Слайд - 18
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас)
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Результаты оценивания. Прочтение карты ЗХУ. (1-2 учащихся)
VI.Домашнее задание.
1) Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания.
2) Проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря.
3) Объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный
(задание на выбор учащихся)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие. Психологический настрой.
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!
Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
II. Актуализация знаний. Мозговой штурм.
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний».
Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим: Синтаксис – это…? Пунктуация - это……? Фонетика – это……? Орфоэпия – это….? Орфография – это…..? Морфемика – это…? Этимология – это…..? Морфология – это ….?
III. Проблемное объяснение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения.
- Вы владеете перечисленными мною понятиями, но знакомы ли вы со следующим? Чтобы ответить на этот вопрос вам, предлагаю разгадать кроссворд. Раздаю карточки с кроссвордом. Учащиеся поочередно выходят к доске и разгадывают кроссворд. Защита работы.
- Какое слово получилось? (Лексика)
- Что такое лексика? (Словарный состав языка)
Включение презентации. Слайд 1
- Как думаете, какова тема урока?
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Слайд 2. Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слов с помощью толкового словаря.
- А сколько слов в русском языке? (Много)
- А конкретнее? (Нельзя сказать)
- Почему же? (Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)
Выступление Балгабаевой Асель: «Удивительный мир слов»
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.
Ребята, понравилась вам информация? Оцените, пожалуйста, выступление Асель. Поднимите красные сигнальные карточки, если информация не понравилась, если понравилась – зеленые.
Конечно, слов очень много. И все они что-то обозначают. Обратите внимание на экран. Слайд 3,4,5,6
Слайд 7-8. Скажите, а какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или лексическое значение?
Лексикология, лексикон, лексикография
Проговаривают лексическое значение терминов.
- Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово) Слайд 9-10-11
- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы.
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод.
Работа в группах по 4 человека. Анализ работ и вывод внутри группы
Предоставляет слово каждой группе.
- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова? (Наглядно т.е. рисунком и путём подбора синонимов, антонимов)
- Оцените свою работу.
- Дайте лексическое значение слов вестибюль, интерьер, фестиваль?
- Какие трудности возникли? (Не знаю значение слова) показать еще
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Что даёт ЛЗ многих слов языка?
Слайд 12-13. Обратиться к толковому словарю.
Слайд 14.
- Составьте и запишите предложения со словами: позЕмка, Изморозь (кто затрудняется, обращайтесь к толковому словарю.)
Физминутка.
Чтение стихотворения И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…
- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)
IV. Закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции.
Задание 1.Логическая задача. Ребята, в русском языке есть такие слова, лексическое значение которых зависит от написания буквы.
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание этих слов.
ПосвЕтить фонариком, посвЯтить себя образованию
ПримЕрять платье, примИрять друзей
ПолОскать белье – полАскать ребенка
Задание 2.
- Ребята, мы познакомились с понятиями «Антонимы, синонимы», и вашей задачей сейчас является работа с карточкой на скорость. Запишите пары антонимов и синонимов на время. Помните! В вашем распоряжении 3 минуты!
Антонимы
Синонимы
Видеоролик «Лингвистическая сказка» Слайд 15
Как вы думаете, что важнее лексическое или грамматическое значение слова?
Предлагаю решить такую лингвистическую задачу Ларисы Петрушевской, переведите сказку на русский язык.
Какой вывод можно сделать?
( для понимания текста важно лексическое значение, а для построения, связи слов важно грамматическое значение) Слайд 16-17
V. Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Слайд - 18
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас)
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Результаты оценивания. Прочтение карты ЗХУ. (1-2 учащихся)
VI.Домашнее задание.
1) Выпишите из толкового словаря ЛЗ слов компания и кампания.
2) Проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря.
3) Объясните разными способами ЛЗ слов кукла и искусственный
(задание на выбор учащихся)
Кроссворд
1)
м
о
р
ф
о
л
о
г
и
я
2)
ф
о
н
е
т
и
к
а
3)
г
р
а
ф
и
к
а
4)
л
е
к
с
и
к
о
н
5)
о
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
6)
с
и
н
т
а
к
с
и
с
7)
л
е
к
с
и
к
о
г
р
а
ф
и
я
1) Морфология - раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи.
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)