Конспект урока разработан с целью повторения и обобщения изученного материала по теме «Лексика. Культура речи». Урок включает активную работу учащихся со словарями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слово и его лексическое значение»
СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Класс: 6
Цель урока:
Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Культура речи».
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение применять полученные знания на практике;
- закрепить понятие о лексикологии как о разделе русского языка.
Развивающие:
- развивать мышление, активность учащихся;
- развивать умение работать со словарями;
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению русского языка;
- воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование:
компьютер, раздаточный материал, словари.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы урока, запись даты и темы в тетради.
II. Сообщение учителем целей и задач урока.
III. Беседа.
- Cегодня у нас урок-повторение по теме «Лексика». Прежде, чем мы обратимся к параграфу нашего учебника, давайте разберем цитату известного русского писателя М.Горького: «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Как вы понимаете эту фразу? (ответ учащегося).
- А какое определение вы можете дать слову? (ответ) Запишите в своих тетрадях определение «слова». (Слово — минимальная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, явлений).
1). Вопросы на повторение темы.
Варианты вопросов (ответов):
- Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка)
- Как называется раздел лингвистики, в котором изучается лексика? (Лексикология)
- Что является лексическим значением слова?
( То, что обозначает отдельное самостоятельное слово; например, мост – сооружение для перехода через что – либо (реку, овраг и т.п.).
- Где мы можем посмотреть лексическое значение слова? (в толковых словарях)
- Назовите словари русского языка, которые помогают раскрыть лексическое значение слова.
( Толковый словарь С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь современного русского литературного языка , Словарь В.И. Даля и т.д.)
- Какие слова являются однозначными, многозначными? ( Однозначные одно лексическое значение, многозначные несколько лексических значений…).
2). Работа с учебником (ознакомление с теоретической частью; запись определений в тетрадь). Тренировочное упражнение № 93 (комментированное письмо).
3). Работа с Толковым словарем русского языка С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Находим в словаре слово «рука» и рассматриваем все значения этого слова. Определяем, какое значение является прямым, а какое — переносным. Записываем эти значения в тетрадь). Самостоятельно предлагается разобрать слово «работа».
4). Индивидуальное задание с использованием толковых словарей.
Карточка № 1.
1. Найдите в толковом словаре слово «ДУША» и определите его лексическое значение. Запишите 2-3 значения в тетрадь.
2. Какое из данных значений является прямым, какие — переносными?
3. Составьте 2 предложения со словом «ДУША» (в прямом значении и в переносном).
Проверка выполненного задания.
IV. Итоги урока.
Подводим итоги работы на уроке, выставляем оценки.
Заключительное слово учителя:
(на экране слайд)
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
- Ребята, как вы понимаете смысл данного стихотворения? (ответы учащихся)