kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово и его лексическое значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан с целью повторения и обобщения изученного материала по теме «Лексика. Культура речи». Урок включает активную работу  учащихся со словарями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово и его лексическое значение»

СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Класс: 6

Цель урока:

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Культура речи».

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии как о разделе русского языка.

Развивающие:

- развивать мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать со словарями;

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению  русского языка;

- воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование:

компьютер, раздаточный материал, словари.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы урока, запись даты и темы в тетради.

II. Сообщение учителем целей и задач урока.

III. Беседа.

- Cегодня у нас урок-повторение по теме «Лексика». Прежде, чем мы обратимся к параграфу нашего учебника, давайте разберем цитату известного русского писателя М.Горького: «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей». Как вы понимаете эту фразу? (ответ учащегося).

- А какое определение вы можете дать слову? (ответ) Запишите в своих тетрадях определение «слова». (Слово — минимальная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, явлений).

1). Вопросы на повторение темы.

Варианты вопросов (ответов):

- Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка)

- Как называется раздел лингвистики, в котором изучается лексика? (Лексикология)

- Что является лексическим значением слова?

( То, что обозначает отдельное самостоятельное слово; например, мост – сооружение для перехода через что – либо (реку, овраг и т.п.).

- Где мы можем посмотреть лексическое значение слова? (в толковых словарях)

- Назовите словари русского языка, которые помогают раскрыть лексическое значение слова.

( Толковый словарь С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь современного русского литературного языка , Словарь В.И. Даля и т.д.)

- Какие слова являются однозначными, многозначными? ( Однозначные одно лексическое значение, многозначные несколько лексических значений…).

2). Работа с учебником (ознакомление с теоретической частью; запись определений в тетрадь). Тренировочное упражнение № 93 (комментированное письмо).

3). Работа с Толковым словарем русского языка С.Н. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. (Находим в словаре слово «рука» и рассматриваем все значения этого слова. Определяем, какое значение является прямым, а какое — переносным. Записываем эти значения в тетрадь). Самостоятельно предлагается разобрать слово «работа».

4). Индивидуальное задание с использованием толковых словарей.

Карточка № 1.

1. Найдите в толковом словаре слово «ДУША» и определите его лексическое значение. Запишите 2-3 значения в тетрадь.

2. Какое из данных значений является прямым, какие — переносными?

3. Составьте 2 предложения со словом «ДУША» (в прямом значении и в переносном).

Проверка выполненного задания.

IV. Итоги урока.

Подводим итоги работы на уроке, выставляем оценки.

Заключительное слово учителя:

(на экране слайд)

Много слов на земле.

 Есть дневные слова, –

 В них весеннего неба сквозит синева.

 Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

 С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

 Словом можно убить, словом можно спасти,

 Словом можно полки за собой повести.

 Словом можно продать, и предать, и купить,

 Слово можно в разящий свинец перелить.

 Но слова всем словам в языке у нас есть:

 Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

 Пусть разменной монетой не служат они, –

 Золотым эталоном их в сердце храни!

 И не делай их слугами в мелком быту –

 Береги изначальную их чистоту.

- Ребята, как вы понимаете смысл данного стихотворения? (ответы учащихся)

V. Домашнее задание. Рекомендации учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Слово и его лексическое значение

Автор: Шалимова Светлана Владимировна

Дата: 26.06.2019

Номер свидетельства: 516035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "318432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460572022"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) ""Слово и его лексическое значение" "
    ["seo_title"] => string(43) "slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "123407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414493028"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_slovo_i_ego_leksichesk"
    ["file_id"] => string(6) "502963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1552561353"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок грамоты  «Слово и его лексическое значение. Письмо слогов с буквами Ф, ф». "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-ghramoty-slovo-i-iegho-lieksichieskoie-znachieniie-pis-mo-sloghov-s-bukvami-f-f"
    ["file_id"] => string(6) "119977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413562808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства