kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Словарное богатство русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предлагает разнообразный материал по теме "Словарное богатство русского языка" и дополняет представления учащихся по данному вопросу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Словарное богатство русского языка"»




Предмет: Русский язык.


Тема: Лексическое богатство русского языка и культура речи


Цели урока:

  1. Обогащение словарного запаса учащихся;

  2. Учить употреблять вежливые слова в соответствии со значением и речевой ситуацией;

  3. Знать: какие есть виды словарей, уметь находить словарную статью в словаре;

  1. Воспитание стремления к познанию родного слова, культуры речи;

  2. Осуществление межпредметных связей русского языка и литературы, изоискусства.

  3. Повторение орфографии, обозначение орфограмм в словах (умение находить ошибкоопасные места).


Оборудование:

  1. Словари разных видов: лингвистические, по предметам, литературоведческий и другие.

  2. Иллюстрации картин русских художников об осени: И. Левитан «Осень» и другие.

  3. Высказывания поэтов, лингвистов о русском языке.


  1. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад,

Не нужно всем над рифмами потеть,

А правильно потребно всем писать уметь. (А. Сумароков)


2. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов и названий (К. Паустовский)

3. Чем лучше знает человек язык, его словарь, тем точнее и живее его речь, культура слова (Словарь филолога)

4. Меткий и образный язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! (М. Шолохов)

5. С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом! (К. Паустовский)

6. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. Тургенев)

Ход урока


1. Организационный момент. Приветствие учащимся.


Здоровьесберегающая пауза. – Ребята, сядьте так, чтобы ваша спинка подружилась со спинкой стула. Следите за своей осанкой, тогда будете всегда красивыми и стройными.


2. Целевая установка.

- Наш урок сегодня мы посвящаем родному русскому языку, его словарному богатству, культуре речи, вежливости.

1). Запись числа. Орфографическая работа. Обозначение орфограмм.

Двадцать девятое октября.

Классная работа.

Культура речи.

Словарное богатство русского языка.

2). – Давайте проверим домашнее задание. Вам было дано задание подобрать высказывания поэтов и писателей о родном языке (о слове). Прочитайте их. Ученики читают высказывания.


  1. Слово - это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире. (Л. Успенский).

  2. Родное слово помогает нам жить, помогает узнать себя и других. Родной язык - это отражение жизни народа. (Н.Матвеева).

  3. Познание Отечества начинается с познания языка. (Н. Рыленков).

  4. Человек через слово всемогущ. (Г. Державин).

  5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок. (Н. Гоголь).

- Посмотрите: сколько чувств и мыслей отражаются в этих высказываниях о нашем родном языке! На нем говорят не только великие поэты и писатели, ученые и артисты. Первые слова, колыбельные песни, стихи и сказки услышали вы от своих мам и бабушек.


3. На доске высвечивается высказывание №1.

- Прочитайте это высказывание. Как вы его понимаете? Заслушиваются ответы.

- А сейчас я зачитаю несколько стихотворений разных авторов. Вы их послушайте, а потом найдите волшебные слова. Вызывается к доске ученик. – Поэт А. Шибанов пишет:

Дядя Саша огорчен. Рассказал он вот о чем…

- Видел Настю – школьницу я сейчас на улице

Настя – славная девчонка, но давно уже от Насти

Я не слышу слова…(подскажите?)- «Здрасьте».


Ученик в столбик выписывает слово «Здравствуйте»

А слово – то, какое - очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа… Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова - (подскажите?) Извините. (Запись слова).

А слово – то, какое - очень дорогое.

Он на внучку говорил: - Экая досада!

Портфель ей подарил, вижу: очень рада.

Но нельзя молчать, как рыба,

Ну, сказала бы: (подскажите) «Спасибо» (запись слова).

А слово – то, какое - очень дорогое!


Работа с текстом. – Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- Дорогие слова.

- Верно. Назовите их? Ученики и учащиеся записывают в столбик и анализируют «вежливые» слова.

Здравствуйте – здравие – здорово – здоровья Вам желаем.

Извините – вина – виноват перед Вами.

Спасибо – спаси + Бог,- убежала «беглая» согласная, произошли изменения в современном языке.


- Вот так, ребята, говорили на Руси наши предки. Эти слова мы слышим и используем сейчас в современной речи.

- Наша знаменитая уральская поэтесса Людмила Татьяничева написала на эту тему стихотворение. Задание: озаглавьте его, выпишите слова вежливости.

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

- Скажите, который час?

- Простите, глаза у меня стары…

- Придите, беда у нас!

Будьте добры, очень спешу…

Вас я, друзья ни о чем не прошу.

Просто, будьте добры!


- Ваши варианты заглавия стихотворения?

- «Будьте добры». – Верно.

Ученик на доске выписывает ключевые слова: будьте добры, простите, просьба, просить.

- Скажите, какая тема объединяет все эти стихотворения?

- Вежливость, учтивость, любезность.

- Доброта, добродушие, добросердечие, благожелательность.

- Запишите эти слова и выделите в них корень.

(Вариант: все эти стихотворения может прочитать подготовленный учителем ученик).


- А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем игровые упражнения.

Дети встают и вместе с учителем выполняют под «речевку» движения.

Учитель: - На севере дуют ветры, какие?

Ученики: - Буйные! (движения руками над головой).

Учитель: - У нас на Урале горы, какие?

Ученики: - Высокие! (движения на цыпочках, руки поднимаем вверх).

Все вместе хором проговариваем, опуская с размаху руки вниз:

- А ребята 5 «в» тихие и спокойные. Глубоко вздыхаем грудью и садимся за парты продолжать работать.


- Скажите, ребята, кто знает стихи о вежливости?


Ученик читает:

Будьте добры или будьте любезны-

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома.

Будет приятно их слышать любому.

- Скажите, когда мы можем употреблять «вежливые» или «волшебные» слова?

- В любой ситуации они полезны, их применяют везде!


-Ребята, слово – это и поступок человека, который он может совершить.

Поэт Николай Рыленков пишет так: (читает ученик).

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово - что воды дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться!

- Прежде, чем сказать слова в любой ситуации, всегда подумайте, о чем вы говорите, о смысле сказанного.


4. На экране высвечивается высказывание № 2.

- Скажите, сколько слов в русском языке, чтобы передать все, что нас окружает? (Дети затрудняются ответить). Трудно сосчитать. Давайте попробуем сосчитать.

Выходит ученик и зачитывает информацию.

- В современном русском языке примерно 150 тыс. слов, есть иностранные слова, их примерно 30 тыс., а еще есть специальные слова (термины), их примерно 10 тыс., собственные имена, 25 тыс. Еще приходят и появляются новые слова в языке, и еще, еще! Это огромное богатство нашего языка.

- Как вы думаете, ребята, где же можно найти все эти слова? Где они все хранятся?

- В словарях! Верно.


5. Высвечивается высказывание №3. Ученики его зачитывают.

- Словарей в русском языке много. Они помогают нам правильно писать и произносить слова, узнавать их историю и значение. «Словарь- это вся Вселенная в алфавитном порядке»,- писал французский писатель Анатоль Франс.


Обратимся к словарям.

На полку выставляются словари разных видов: «Толковый словарь Русского языка» С. И. Ожегова, «Орфографический словарь» Ушакова.

Специальные словари: литературоведческих терминов, политический словарь, энциклопедический словарь, иностранных слов, словарь юного филолога и другие.

- Собирателем всех слов родного языка был Владимир Иванович Даль.

Демонстрируется Иллюстрированный словарь В. И. Даля, портрет писателя.

- Всю жизнь – 47 лет – собирал он слова. В полном словаре «Живого Великорусского языка» В. И. Даля около 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.

Задание ученику: найти в словаре значение слова «пословица» и зачитать его.


6. На экране высвечивается высказывание №4. Ученики зачитывают его.

- Вам было дано задание подобрать пословицы о значении языка в жизни людей. Дети зачитывают их или заучивают наизусть.

  1. Язык голову кормит, он же и до беды доводит.

  2. Слово - слово родит, третье само бежит.

  3. Языком болтай, а рукам воли не давай.

  4. Без языка и колокол нем.

  5. Язык лепечет, а голова не ведает.

- Молодцы, много подобрали пословиц.


7. Высвечивается высказывание № 5. «С нашим языком можно творить чудеса»…

- Сейчас мы увидим эти чудеса. Посмотрим, как «работают» слова.

1 чудо. 2 ученика работают с «Толковым словарем», находят лексическое значение слов: доброта, вежливость, записывают их на карточках, вывешивают на доску.

2 чудо. - Продолжаем словарную работу. Отгадайте слово из загадки- складки, надо записать его и обозначить орфограмму.

1). Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть

Это в школе есть у нас.

Это наш просторный (класс). /Удвоенные согласные/.

2) Всегда я чистый и опрятный

Иным же словом (аккуратный). /Удвоенные согласные/.

  1. Зимой шайбой клюшкой бей.

Иди, беги играть в (хоккей). /Удвоенные согласные/.

4) На большие расстоянья

Мчится он без опозданья. (Экспресс).

  1. Он на вокзале есть всегда.

К нему подходят поезда. (Перрон).

6) Я против шума, стука

Без меня вам ночью мука,

Да и в школе я нужна.

Называюсь (тишина). / И после Ж, Ш/.

  1. После урока непременно

Нужна ребятам (перемена). /Написание приставок/.

  1. На время что-то прекратив,

Мы объявляем (перерыв). /Написание приставок/

- А теперь объявим маленький перерыв и отдохнем. Выходит ученик и проводит физ. паузу. Дети говорят хором:

- Раз, два - выше голова! /повороты головы вверх 2 раза,

затем 2 раза в стороны/.

Три, четыре – руки шире / движения руками перед

грудью, а затем в стороны/.

- Пять, шесть – тихо сесть!

3 чудо. Проведем «Обратный» диктант. Назовите слово по его лексическому значению. Вызывается ученик к доске.

1) Перерыв в занятиях в школе. (Каникулы)

2) Опытный, бывалый воин. (Ветеран)

3) Человек, совершающий подвиги. (Герой).

4) Тот, кто едет в поезде, автобусе, троллейбусе. (Пассажир).

Все орфограммы в словах обозначаются.


- Мы узнали значения слов и обозначили ошибкоопасные места.

4 чудо. Игра «Собери словечко».

- Слова записываем в столбик, обозначаем морфему в слове.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Вся же в дневнике я и в журнале. /Оценка/.

5 чудо. – Язык нашей речи образный и поэтический. Перед вами на картине И. Левитана «Осень» изображен осенний пейзаж. Знаете ли вы, что к слову осень можно подобрать около 75 определений: о погоде, листве, красоте, времени, о впечатлениях, оценке и другие. Осень любят поэты и художники. Кто из вас подготовил стихи об этом прекрасном времени года. Прочитайте их.

Ученики читают.

1. Думают листья в осенние дни,

Будто бы птицами стали они.


2. Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная пора.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса.


3. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…


4. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

Количество заданий может быть изменено по усмотрению учителя и по времени.

- Какой отрывок больше всего подходит к этой иллюстрации об осени?

Дети выбирают. – А теперь послушайте стихотворение копейского поэта Александра Бурьянова об осени.

И снова осень.

Снова желтой вьюгой

По лесу куролесит листопад.

И снова шелковисто и упруго

Дожди широколистые летят.

Она приходит незаметно очень.

Кому-то за ночь выбелит виски.

И вписывает, вписывает осень

В картины жизни резкие мазки.

- Сколько цветов осени в этих поэтических строках. Слова играют в них разными оттенками.

- А сейчас за этой иллюстрацией «притаилось» творческое задание.

- Соберите из отдельных слов предложение об осени.

Золотая, на, осень, Урал, наступила. /На Урале наступила золотая осень/.

- Какое слово придает поэтичность предложению? /Золотая/.

- А сейчас подведем итоги урока:

- Нужны ли нам вежливые слова? Какие?

- Где мы можем найти значение слов?

- Назовите словари русского языка?

- Для чего они нужны?

- Нужно ли засорять родной язык словами - пустышками? / незначащими ничего, путающими нашу речь/.

Выходит ученик и читает стихотворение - ответ:

Жил-был, как его. Ну, и значит, и того

Жило это самое со своею мамою.

Был еще один чудак, это, в общем,

Значит так. И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну, а соседа звали это…

А его родителей Видите и Видите ли.

И еще какой - то Э-Э-Э

Жил на третьем этаже.

И дружили они все: ну и значит и вообще.

- Вы услышали слова-сорняки? С ними наша речь понятна? Нет, мы не понимаем смысла сказанного.


7. Высвечивается высказывание № 6 И. Тургенева «Берегите наш язык…».

Учащиеся читают его, делается вывод.

- Наша задача: искоренять ненужные слова из речи и использовать в ней вежливые и добрые слова.

- За иллюстрацией притаилось ваше домашнее задание, запишем его в дневники. Стр. 128, № 325 (Учебник Т. Ладыженской).


Работа учащихся оценивается.

Приложение

Стихотворение С. Острового.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны.

И когда я слышу: - Извини меня!

Это значит - исключи меня из вины!

У слова цвет огня.

Свое пространство, свои рубежи.

И когда я слышу: - Обереги меня!

Это значит: берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под кустом.

И когда я слышу: - Защити меня.

Это значит: - спрячь меня за щитом!

Вслушайся, вникни, не позабудь.

У слов свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово сотворит тебе добро!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Словарное богатство русского языка"

Автор: Ларина Галина Александровна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Словарная работа на уроках русского языка. "
    ["seo_title"] => string(45) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "109451"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404575644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеурочное занятие кружка «Загадки русского языка». «Путешествие по страницам словарей»"
    ["seo_title"] => string(88) "vnieurochnoiezaniatiiekruzhkazaghadkirusskoghoiazykaputieshiestviiepostranitsamslovariei"
    ["file_id"] => string(6) "261284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449089297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок – игра «Что? Где? Когда?» по теме: "Фразеологическое богатство русского языка". "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-ighra-chto-gdie-koghda-po-tiemie-frazieologhichieskoie-boghatstvo-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "121734"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414062348"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Внутрипредметный образовательный модуль  по русскому языку «Секреты русского словообразования»"
    ["seo_title"] => string(89) "vnutripriedmietnyiobrazovatielnyimodulporusskomuiazykusiekrietyrusskoghoslovoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "329520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463944993"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Дидактические материалы по русскому языку для 5-8 классов"
    ["seo_title"] => string(63) "didaktichieskiie-matierialy-po-russkomu-iazyku-dlia-5-8-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "261451"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449140814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства