kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словарная работа на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Творческий отчет  "Словарная работа на уроках русского языка" рассказывает о накопившем опыте работы со словарными словами в игровой форме.

 Работа со словарными словами в виде занимательного материала.

Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку.

Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка:

Работа над словом в орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом аспектах.

Всесторонний анализ слов как из приёмов обучения русскому языку и его значение.

Обогащение словарного запаса учащихся через различные виды диктантов, упражнений и использование словарей на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словарная работа на уроках русского языка. »


МММ «Варварин негізгі мектбі» КГУ «Варваринская основная школа»




Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.

Творческий отчёт:

«Словарная работа на уроках русского языка»



Учитель русского языка

Макаренкова Татьяна Николаевна







План.



I. Работа со словарными словами в виде занимательного материала.

  1. Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку.


  1. Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка:


    1. Работа над словом в орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом аспектах.

    2. Всесторонний анализ слов как из приёмов обучения русскому языку и его значение.

    3. Обогащение словарного запаса учащихся через различные виды диктантов, упражнений и использование словарей на уроках русского языка.

  1. Значение словарной работы на уроках русского языка.









































































«Учиться – играя,

а учить - играючи».



Учить словарные слова

легко и интересно!


Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые…

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету,

Слово – это ветер.

Слово улетает.

Не поймаешь снова…

Человек без дела –

Человек без слова.












Я работала в 4 классе и именно с этого момента у меня началась работа со словами в виде игры. Конечно, в старших классах я применяю уже другие формы работы, но в 5 классе мы еще играем.

Мою работу со словарными словами можно разделить на 2 этапа.


I этап

Сущность представления нового слова из «Словарика» можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения. С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формируют тему словарно-орфографической работы.

Все упражнения и задания обеспечивают развития внимания, памяти, различные виды мышления, речь, наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Все упражнения объединены в несколько групп. Внутри каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.

Например, я говорю детям: «Вы можете определить новое слово из «Словарика», если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них. (Искомое слово джайляу).


Д * Я * * * * * * А * * * Ж * *





Й * * * * Л * * * * *


У * * * * * * *




Другой пример (искомое слово собака)











Во вторую группу входят примеры такого характера.

Пример задания с частичным указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр:


3

4

5

6

7

8

9

10

1

М

Б

Ш

Е

Г

У

Л

Ц

2

В

Т

Д

Н

Р.

З

Ю

Я

Ключ к нему:

2-3, 1-6, 2-7, 1-4, 1-9, 2-9, 2-5

Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово»


В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В зависимости от цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты.

Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомились на уроке».

(Искомое слово рябина)

П Ф Р К Т Х Я Ш С Ч Б Щ И Н Ц А

В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка учитель может использовать такое задание: «Прочитайте написанные на доске слова:

Выд…вить, охр…нять, б…лезнь, кр…ситель, зн…чение, умн…жать, алф…вит, сл…мался, л…скает.

Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово». (слово вокзал)

Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти

Задания такого типа постепенно усложняются. Например, учитель читает словосочетания:

Окаменелая почва, ночная тишина, морская рыба, трамвайная линия, дорогое украшение, акварельная краска, скалистый берег, рабочая одежда, водяные лыжи, аварийная дорога.

Предлагаю детям задание: «Напишите словосочетания. Соедините первые буквы прилагательного женского рода, в корне которых пишется безударная гласная а, и вы узнаете новое слово». (Слово отара)






II этап

Учащиеся взрослеют, и методы работы со словарными словами у меня соответственно меняются: становятся более серьезными. Начинаем работать по плану.

«Для всего, что существует в природе, -воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» Эти слова К.Г Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинен одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

При организации над словарем современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

  1. работа над словарем имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика; его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

  2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

  3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

  4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом я объясняю непонятные для учащихся слова;





давая задания на дом по учебнику, ученик обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающие в тексте, известны учащимся.

Не мало важное место словарная работа занимает на уроках литературы, в процессе изучения художественного произведения. При этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведется в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь.

В методике различаются словарно-семантическое и словарно – орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

«Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни».

Объединив словарно- семантическое и словарно- орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом и синтаксическом.

Следуя принципу А.М. Пешковского утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное слово на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предложения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.

Работа над смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:


  1. Указание на род и видовой признак.

  2. Обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.







Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приему. Элементы этих двух приемов могут сочетаться.

Например, в определении «Проталина – место, где протаял снег, и открылась земля», с помощью второго приёма указано на связь с исходным словом (проталина - протаять). Кроме основных приёмов семантизации применяется ряд дополнительных.


Один из них – сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом (оранжевый - апельсиновый) или антонимом (затейливый - простой).

Использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета. Контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой – то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева).

Подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему толкуемого слова. Выбор дополнительного приёма семантизации незнакомого слова определяется типом его лексического значения. Так для слов с конкретным значением целесообразно использовать наглядность, а для слов с абстрактным значением – контекст. И в том, и в другом случае полезен подбор однокоренных слов на одну и ту же смысловую тему.

Сопоставление неизвестного слова с известным возможно, если у него есть синонимы и антоним. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберем близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произноситься, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске четко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

  1. На основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

  2. Зрительное;

  3. Понятийное.








Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте – словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант – это тоже работа со словом.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём – этимологическая справка – формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства

и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова – качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, материалу и под разными углами зрения.

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных на сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение).





Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объем, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры «Кто больше?» Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

Каждый класс имеет свой план работы над словарными словами, в соответствии с объёмом изученного материала, и в соответствии с темой изучения. * отмечены пункты плана, которые проводятся постоянно, остальные в соответствии с темой. Привожу план работы со словарными словами.

  1. * Поставить ударение.

  2. * Сосчитать количество слогов.

  3. * Указать лексическое значение слова.

  4. * Подобрать синонимы, если они есть.

  5. * Определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример).

  6. Произвести фонетический разбор слова.

  7. Указать часть речи и её грамматические признаки.

  8. *Разобрать слово по составу.

  9. *В однокоренных словах выделить общий корень и орфограмму.

  10. *Указать стилистическое качество слова. (разговорное, научное).

  11. *Составить словосочетание, предложение, мини- рассказ.

Привожу пример выполнения словарной работы:

1. Снег – атмосферные осадки (лексическое значение).

2. Ударение падает на гласную е.

3. Один слог, так как одна гласная буква.

4. У слова снег нет синонимов.

5. В переносном смысле не употребляется.

6. Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

7. Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

8. Белый снег. Вчера выпал белый и пушистый снег.

Данный порядок может меняться.

Когда учащиеся освоили эту работу. Можно предлагать самостоятельные, а затем контрольные задания, связанные со словарными словами.







Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:

  1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование).

  2. Диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).

  3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов).

  4. Зрительные диктанты.

  5. Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить, надеть - одеть) она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идет усвоение лексико- семантического уровня слова.

  6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)

Большое внимание уделяю работе со словарями. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Кроме орфографического, на необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся «Школьным толковым словарём С.И.Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

К.Д.Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарем, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить на уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативном или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой. Повысилась орфографическая грамотность: если в 5 классе качество по орфографии было – 23%, то в 9 классе – 48%


Год обучения

Классы

Качество

1

2010-2011

5-6

23

2

2011-2012

7-8

33

3

2012-2013

9

48



Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку.













Список литературы



  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. – М.: АСАДЕМА, 2000.

  2. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове// Начальная школа, - 1997.- № 1. – с. 32-33.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Словарная работа на уроках русского языка.

Автор: Макаренкова Татьяна Николаевна

Дата: 05.07.2014

Номер свидетельства: 109451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку русского языка "Словарные слова""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia_k_uroku_russkogho_iazyka_slovarnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "430607"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506951917"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок русского языка в 5 классе на тему «Прямое и переносное значение слов» (с применением сингапурской методики») "
    ["seo_title"] => string(125) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slov-s-primienieniiem-singhapurskoi-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "139447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417713809"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка  на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
    ["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
    ["file_id"] => string(6) "115628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412054441"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства