Урок – игра «Что? Где? Когда?»
по теме: "Фразеологическое богатство русского языка".
Урок русского языка в 6-м классе
Перцева Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
1) Обучающая: повторить, закрепить у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Задачи:
- Научить распознавать фразеологические обороты.
- Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
- Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Оборудование.
Доска, мел, раздаточный материал, «Волчок» для игры «Что? Где? Когда?»
Ход урока
1. Организационный момент (2мин).
2. Актуализация знаний. Повторение.
а) вступительное слово учителя.
- - Сегодня мы с вами продолжим работу по теме « Фразеологизмы». Для этого мы проведем игру «Что? Где? Когда?»
- -Мы не замечаем, как много фразеологических оборотов нас окружает, потому что мы к ним привыкли. Вы слышали, как хвалят мастера, который делает красивые и нужные людям вещи? О нем говорят: У него золотые руки. Или: Трудится не за страх, а за совесть. О плохом работнике скажут иное: Все делает через пень колоду. Итак, блиц вопрос для участников игры: Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
1.Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться….2.Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как….3. На субботнике ребята нашего класса работали дружно, старались не ударить….4.Бросились искать приезжего, а его и след ….5.Испугался я так, что небо….6.У Сережи и у Миши дружба крепкая: их водой….7.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи…..8.Мы его расспрашиваем, а он словно воды……
Для справок: прятаться за чужую спину, надулся как мышь на крупу, не ударить в грязь лицом, и след простыл, небо с овчинку показалось, водой не разольешь, делать из мухи слона, словно воды в рот набрал.
- - Задание для болельщиков: Вставьте во фразеологические обороты пропущенные наименования животных, птиц. Объясните значения фразеологизмов.
1. Делить шкуру неубитого …..2.Пишет, как ….лапой. 3.На сердце….скребут. 4.Он стреляный….5.Купить…в мешке. 6.Кружится как….в колесе. 7.Бьется как…..об лед. 8.Он в этом деле….съел.
- - Задание для игроков и болельщиков. В предложениях, написанных на доске, замените фразеологическими оборотами подчеркнутые слова, предварительно определив, какими членами предложения они являются.(Фразеологизмы написаны на полосках бумаги, разложенных на столе. Выполняющие задания подходят к столу, выбирают нужный фразеологический оборот, прикрепляют его на доске поверх подчеркнутых слов, потом характеризуют роль устойчивого словосочетания в предложении.)
1.Деревня Пете понравилась сразу же. 2.Дежурный устал от дневных забот и теперь дремал, сидя за столом. 3.Он первый помощник нашего бригадира. 4. Случилась эта история очень давно. 5. Сначала носились над землей мелкие снежинки, потом снег повалил хлопьями.
- - Следующий этап нашей игры носит название «Вслед за лидером». Назовите как можно больше синонимов – фразеологизмов к предложенному слову. Выигрывает тот, кто назовет последний синоним.
Быстро (во весь дух, со всех ног, во всю прыть, во все лопатки, во весь опор, сломя голову, на всех парах, на всех парусах); пропал (как в воду канул, как сквозь землю провалился, и след простыл) и т.д.
- - Каждый участник игры получает две карточки, разделенные пополам чертой; в левой и правой части каждой карточки написано по одному фразеологизму. У учителя две карточки, на каждой из которых лишь один фразеологический оборот: первый, с которого начинается игра, и последний, замыкающий «цепочку». Учитель называет первый фразеологизм; тот участник игры, который нашел в левой половине своей карточки синоним к названному фразеологическому обороту, громко читает его. Если синоним определен верно, отгадавший получает право назвать фразеологизм, написанный в правой части его карточки. И снова кто – то находит синоним к названному устойчивому словосочетанию, а затем предлагает новый фразеологический оборот. Цепочку замыкает учитель, называя последний фразеологизм.
Материал для карточек: 1. Держать пари. 2.Биться об заклад. Бить баклуши.3.Лодыря гонять. Поминай как звали.4.И был таков. Водить за нос. 5. Втирать очки. На верху блаженства.6. На седьмом небе. В незапамятные времена. 7. При царе Горохе. Рукой подать. 8. В двух шагах. Со всех ног.9. Сломя голову. Валиться с ног.10. Выбиваться из сил. Куда Макар телят не гонял. 11. Куда ворон костей не заносил. Смотреть в оба.12.Держать ухо востро. Между двух огней.13.Между Сциллой и Харибдой. Ни то ни се.14.Ни рыба ни мясо. Бок о бок. 15.Плечом к плечу. Навострить лыжи. 16.Дать стрекача.
- -Задание для команд: Попытайтесь заменить фразеологический оборот, включенный в предложение, оборотом, помещенным в скобках; если это возможно, объясните почему.
1. Савелий со всех ног бросился выполнять приказание (на всех парусах).2. Несчастье сломило Ксению, она совсем пала духом (повесила нос).3.До школы рукой подать (в двух шагах).4.Противники встретились в бою один на один (с глазу на глаз).5.Сегодня на занятиях кружка Саша попал впросак (сел в галошу).
1.Назовите несколько пословиц, которые основаны на антонимах: свет – тьма, белый- черный, храбрый – трусливый, утром- вечером и т.д. (Ученье – свет, а неученье – тьма; на черной земле белый хлеб родится; храброму горох хлебать, а трусливому пустых щей не видать; чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь).
- -Подводятся итоги игры, выявляются победители.
- -Домашнее задание по выбору учащихся:
1.Вспомните, в каких баснях И.А.Крылова встречаются следующие выражения.
1) Спой, светик, не стыдись! 2) Попрыгунья – стрекоза лето красное пропела. 3) Услужливый дурак опаснее врага. 4) А Васька слушает да ест. 5) От радости в зобу дыханье сперло. 6) Слона – то я и не приметил. 7) Недаром говорится, что дело мастера боится. 8) Наши предки Рим спасли.
2.Определите, из каких сказок вышли выражения по щучьему велению, гадкий утенок, избушка на курьих ножках. Продолжите ряд «сказочных» фразеологизмов.
III. Итоги урока.