kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное и дефисное написание прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию сценарий урока по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных".Урок разработан согласно стандартам 2 поколения. На данном уроке представлена мини-лаборатория, где ребята самостоятельно выявляют правила на данную орфограмму. На уроке использованиы: индивидуальная, парная и групповая формы работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока»

ТЕМА: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Цель: сформировать умение правильно писать сложные прилагательные

Задачи урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитание любви к родному краю.

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тестовые задания, карточки-задания для индивидуальной работы

Структура урока и хронология каждого этапа.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организация начала урока, мотивация учебной деятельности

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


Создание психологической атмосферы урока - Добрый день, ребята. Ну, проверьте-ка, друзья.

Всё ль на месте, все ль в порядке:

ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить только лишь оценку пять?


Слушают, настраиваются на урок


Личностные

(формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению)

2. Актуализация знаний

Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление


1.Проверка д /з: §65 упр. 377

2. Повторение правописания суффиксов -к; -ск:

цифровой диктант (самопроверка)

Сибирский, скользкий, близкое, кавказский, матросский, ткацкий, городской, любительский, соседский, вязкий

1 (ск), 2 (к), 3 (к), 4 (ск), 5 (ск), 6 (к), 7(ск), 8 (ск), 9 (ск), 10 (к) (слайл№2)

Работа над ошибками: прорабатывается устно.

Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, проводят работу над ошибками.




Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)


3. Постановка учебной задачи.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


1. Работа с текстом (слайд №3)

- Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Работа со словарём

-Ребята, какое слово вам здесь не совсем понятно?

Лексическое значение слова «бриг» (слайд №4)

- Слова какой части речи подчеркнуты?

-Как они пишутся?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис

(слайд№5)

Слитно

Через дефис

Рыболовецкое судно

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленые волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленое море


Бело-розовые облака


Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)

Сформулируйте задачи урока (слайд6)


- Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?

-Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы.


Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока

Регулятивные

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

познавательные:

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)


  1. Изучение нового материала

Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.
























Исследование лексического материала:

(заполнение таблицы)

Сине-зелёные, бело-розовые

Что обозначают эти прилагательные? Приведите свои примеры, сделайте вывод.

Горько-солёные

Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Сделайте вывод.


Юго-западный

Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется? Сделайте вывод.


Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд

Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?


Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый

Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).


Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно?

(обучающиеся делятся своими выводами)

Исследуют лексический материал, выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных
















Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).







5. Первичная проверка усвоения знаний

Цель: после прослушивания теоретического материала сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных

Работа с видео.

Видеоурок: «Знайка» -0.48 сек.-02.11сек


- Ребята, сравните свои выводы с теоретическим материалом, который вы сейчас прослушали.


-Ребята, а теперь попробуйте на обратной стороне листа составить опорную схему, которая поможет вам в дальнейшем закрепить данный материал.


-Объясните написание сложных прилагательных.


На экране схема по данной теме (слайд 8)


Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике


Регулятивные

(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации

  1. Физминутка:

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания


Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно - руки вверх, через дефис – приседание

Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый-белый, тёмно-голубой, белогрудый, сельскохозяйственный, железнодорожный.


Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.


  1. Закрепление знаний

ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

  1. .Игра «Третье лишнее» (слайд9);

Выпиши «третье лишнее».
1. (Немецко) французский, (садово) огородный, (железно) дорожный.
2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

  1. Творческая работа в группах:

Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд 10,11)

Проверка.

Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее.

Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)




  1. Диагностика уровня усвоения знаний

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.



Тест (взаимопроверка)- (слайд 12)

I. Дефис не пишется в слове:

1) (полу) месяц;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный;

II. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

3) (бледно) лицый.

III. Слова пишутся только слитно:

1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

IV. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский

Критерии оценивания: (cлайд 13)

«5» -4 правильных ответа

«4» -3 правильных ответа

«3» -3 правильных ответа





Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям

Регулятивные

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков),

коммуникативные:

(осуществлять действие взаимоконтроля)

личностные

( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).


  1. Информация о домашнем задании

Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию.

(слайд 14) Домашнее задание- на выбор

1. §66 Упр. 379

2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа»

(фотографии раздаются ученикам)

3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.


Осмысливают и записывают домашнее задание


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности












СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…
БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
БЫЛО ТРУДНО…
Я ПОНЯЛ, ЧТО…
ТЕПЕРЬ Я МОГУ…
Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО…
Я ПРИОБРЁЛ…
Я НАУЧИЛСЯ…
У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…
Я СМОГ…


Выставляет оценки за урок, комментируя их


Личностные

(представление о причинах успеха в учебе),

регулятивные

(оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий),

познавательные

(проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом),

коммуникативные

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)















Просмотр содержимого документа
«исследование нового материала»

Исследование лексического материала на тему: «Слитное или дефисное написание сложных ИП»

Сложное прилагательное

Вопросы-подсказки

Приведите свои примеры

Сделайте вывод


Сине-зелёные,

бело-розовые


Что обозначают эти прилагательные?






Горько-солёные


Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами.






Юго-западный


Подумайте, от какой части речи образовано это слово? Как оно пишется?






Белый-белый пароход,

хитрый-хитрый взгляд


Какое значение имеет слово в результате повтора? Как будем писать?






Седобородый, рыболовецкий, трёхмачтовый


Замените прилагательные словосочетаниями (главное слово + зависимое).








Просмотр содержимого презентации
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Двадцать шестое января.  Классная работа.

Двадцать шестое января. Классная работа.

Взаимопроверка 1 (ск) 2 (к) 3 (к) 4 (ск) 5 (ск) 6 (к) 7(ск) 8 (ск) 9 (ск) 10 (к) «5»-о «4»-1-2 «3» – 3-5 «2» 6-10

Взаимопроверка

1 (ск)

2 (к)

3 (к)

4 (ск)

5 (ск)

6 (к)

7(ск)

8 (ск)

9 (ск)

10 (к)

«5»-о

«4»-1-2

«3» – 3-5

«2» 6-10

Задание: Прочитайте текст. Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Задание: Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Бриг – боевой парусный корабль для дозорной службы   Википедия

Бриг – боевой парусный корабль для дозорной службы Википедия

Задание: Прочитайте текст. Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Слова какой части речи подчеркнуты? Как они пишутся?

Задание: Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Слова какой части речи подчеркнуты?

Как они пишутся?

Задание : Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Задание : Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака.

Сформулируйте тему и цель урока: Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных Цель: познакомиться с дефисным или слитным написанием имен прилагательных; учиться правильно писать сложные имена прилагательные.

Сформулируйте тему и цель урока:

Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Цель: познакомиться с дефисным или слитным написанием имен прилагательных; учиться правильно писать сложные имена прилагательные.

Через дефис Слитно Равноправные прилагательные(союз И) Словосочетание  Сложные существительные, которые пишутся через дефис. Цвет

Через дефис

Слитно

Равноправные прилагательные(союз И)

Словосочетание

Сложные существительные, которые пишутся через дефис.

Цвет

Задание: Выпиши «третье лишнее».   1. (Немецко) французский , (садово) огородный, (железно) дорожный.   2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.   3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

Задание: Выпиши «третье лишнее». 1. (Немецко) французский , (садово) огородный, (железно) дорожный. 2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый. 3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

И. И. Левитан «Березовая роща»   ярко_зеленые листочки низко_рослые кустарники долго_жданная прохлада юго_восточный ветер бело_ствольные березки остро_листная трава

И. И. Левитан «Березовая роща»

ярко_зеленые листочки низко_рослые кустарники

долго_жданная прохлада юго_восточный ветер

бело_ствольные березки остро_листная трава

В. М. Сидоров «Цветет иван – чай»   малиново_розовый ковер ярко_голубое небо разно_голосые песни птиц тихо_ходные облака знойно_жаркий день светло_зеленый луг

В. М. Сидоров «Цветет иван – чай»

малиново_розовый ковер ярко_голубое небо

разно_голосые песни птиц тихо_ходные облака

знойно_жаркий день светло_зеленый луг

ТЕСТ I. Дефис не пишется в слове: 1) (полу) месяц; 2)(пол) аршина; 3) (северо) восточный; II. Слово пишется через дефис : 1) (глубоко) уважаемый; 2) (плодово) ягодный; 3) (бледно) лицый. III. Слова пишутся только слитно : 1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный; 2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный; 3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный. IV. Слова пишутся только через дефис :

ТЕСТ

I. Дефис не пишется в слове:

  • 1) (полу) месяц;
  • 2)(пол) аршина;
  • 3) (северо) восточный;

II. Слово пишется через дефис :

  • 1) (глубоко) уважаемый;
  • 2) (плодово) ягодный;
  • 3) (бледно) лицый.

III. Слова пишутся только слитно :

  • 1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;
  • 2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;
  • 3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

IV. Слова пишутся только через дефис :

  • 1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;
  • 2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;
  • 3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский
Проверь себя!   I - 2 II - 2 III – 2 IV – 3 «5» -4 правильных ответа «4» -3 правильных ответа «3» -3 правильных ответа

Проверь себя!

I - 2

II - 2

III – 2

IV – 3

«5» -4 правильных ответа

«4» -3 правильных ответа

«3» -3 правильных ответа

Домашнее задание На выбор 1. §66 Упр. 379 2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа» 3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

Домашнее задание

На выбор

1. §66 Упр. 379

2.Творческая работа: составить текст или отдельные предложения по фотографиям на тему «Наша школа» 3. Выписать из газет, журналов 10 сложных имен прилагательных.

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ…  БЫЛО ИНТЕРЕСНО…  БЫЛО ТРУДНО…  Я ПОНЯЛ, ЧТО…  ТЕПЕРЬ Я МОГУ…  Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО…  Я ПРИОБРЁЛ…  Я НАУЧИЛСЯ…  У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…  Я СМОГ…

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО… БЫЛО ТРУДНО… Я ПОНЯЛ, ЧТО… ТЕПЕРЬ Я МОГУ… Я ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО… Я ПРИОБРЁЛ… Я НАУЧИЛСЯ… У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ… Я СМОГ…

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слитное и дефисное написание прилагательных

Автор: Сидоревич Светлана Юрьевна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_slitnoie_i_diefisnoie_napisaniie_slozhnykh_pri"
    ["file_id"] => string(6) "354484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478076916"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тема: "Дефисное и слитное написание  прилагательных""
    ["seo_title"] => string(56) "tiema-diefisnoie-i-slitnoie-napisaniie-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "289803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454861061"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-diefisnoie-i-slitnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "289796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454860727"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "
    ["seo_title"] => string(60) "slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "120993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413833025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства