kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья VII вида.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: смешанный
Технологии: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ.
УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория 5-9 кл.». М.: Дрофа, 2011.
            «Русский язык. Практика 6 класс».  Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2012 г.

Аннотация
Целью урока является изучение слитного и дефисного написания сложных прилагательных. В методическую разработку включены разные формы и методы закрепления изученного материала.
Разработка сопровождена презентацией, использование которой  позволяет сделать урок современным, приблизить его к мировосприятию детей с ограниченными возможностями здоровья, установить отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником, помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Данная методическая разработка рассчитана на 1 час и может быть полезна учителям русского языка при проведении урока по данной теме.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных »

Методическая разработка урока русского языка на тему

"Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "


Школа: МОУ Ишненская средняя общеобразовательная

Район: Ростовский муниципальный

Регион: Ярославская область

Класс: 6 «Б» СКК

ФИО учителя: Пелевина Татьяна Зиновьевна, учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Педагогический стаж: 30 лет

Квалификационная категория: высшая

Форма учебной работы: классно-урочная

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: смешанный

Технологии: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и компьютерной презентации

УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория 5-9 кл.». М.: Дрофа, 2011.

«Русский язык. Практика 6 класс». Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2012 г.


Аннотация

Целью урока является изучение слитного и дефисного написания сложных прилагательных. В методическую разработку включены разные формы и методы закрепления изученного материала.

Разработка сопровождёна презентацией, использование которой  позволяет сделать урок современным, приблизить его к мировосприятию детей с ограниченными возможностями здоровья, установить отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником, помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Данная методическая разработка рассчитана на 1 час и может быть полезна учителям русского языка при проведении урока по данной теме.


Актуальность выбора темы: материал о правописании сложных прилагательных впервые рассматривается на уроках в 5 классе при изучении темы «Словообразование», п.47. В 6 классе его проходят в теме «Имя прилагательное» после «Правописания НЕ с прилагательными», п.107. Тема  сложна для восприятия учащихся, поэтому необходимо как можно интереснее провести урок.


Методическая цель (цель для учителя):

  • обобщить часть изученного по теме «Прилагательное»;

  • создать условия для подготовки учащихся к изучению правил правописания сложных прилагательных;

  • повторить способы словообразования;

  • развивать речь учащихся при помощи словесного рисования, творческих заданий.


Цели урока:

образовательные:

  • познакомить с основными случаями слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;

  • учить находить и объяснять все типы написания, как изученные ранее, так и только что;

  • закрепить умения определять способы словообразования;

развивающие:

  • развивать

  • навыки мыслительной деятельности,

  • логическое мышление,

  • умение работать по алгоритму,

  • интерес к уроку через нестандартные формы работы;

  • речь учащихся;

  • активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;

воспитательные

  • воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду;

  • формировать коммуникативные навыки.


Коррекционно-развивающие задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:


  1. Формирование социально-нравственного поведения детей, веры в успех, осознание необходимости самоконтроля.

  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование самостоятельности, гибкости мышления.

  3. Развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.

  4. Индивидуальная коррекция недостатков при выполнении работы.

  5. Предупреждение психофизических перегрузок; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися.

  6. Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование различных умений).



Планируемые образовательные результаты


Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы образования прилагательных, изучаемые орфограммы,

уметь правильно писать сложные прилагательные (слитно и через дефис); понимать и воспроизводить (пересказывать) содержание

услышанного и прочитанного текста,

уметь излагать мысли на заданную тему.

Личностные УУД:

развивать информационную сферу учащихся через восприятие материала;

создавать внутреннюю мотивацию к учению;

стремление к речевому самосовершенствованию.


Метапредметные УУД:

регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им при выполнении самостоятельной и индивидуальной работы;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности при выполнении работы;

познавательные: пользоваться различными приёмами аудирования; обобщать, делать выводы; излагать в устной и письменной форме содержание прочитанного текста, выполнять упражнения;

коммуникативные: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.


Методы обучения:

  1. Информационный.

  2. Репродуктивный.

  3. Проблемный.

  4. Эвристический (частично-поисковый).

  5. Исследовательский.


Формы деятельности:

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

  2. Фронтальный опрос.

  3. Работа с учебником.

  4. Просмотр слайдов презентации.

  5. Выполнение упражнений.

  6. Работа с текстом.

  7. Разгадывание загадок.

  8. Творческое задание.

  9. Нахождение лишнего слова.

  10. Составление предложений (сложного, с однородными членами, с прямой речью).

  11. Подведение итогов работы и рефлексия.


Способы организации деятельности преподавателя и учащихся:

      1. Фронтальный.

      2. Индивидуальный.

      3. Коллективный.


Оборудование и наглядно-демонстрационный материал:

- компьютер;

- экран;

- мультимедийный проектор;

- презентация учителя «Правописание сложных прилагательных»;

- учебники русского языка «Теория», «Практика»;

- раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы);

- дополнительный материал.


Межпредметные и внутрипредметные связи:

- связь с изобразительным искусством;

- повторение орфографии по темам: «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Слитное и раздельное написание сложных существительных», «Правописание глаголов повелительного наклонения», «-Ться и -тся в глаголах», «Правописание глаголов 2 лица единственного числ», «О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных», «Правописание суффиксов –К- и –СК- в прилагательных», «Н и НН в прилагательных», «НЕ с прилагательными»;

- повторение пунктуации по темам: « Знаки препинания в предложениях с однородными членами», «Запятая в сложном предложении», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

На дом было задано:

  1. Выучить п. 106;

  2. выполнить упражнение 431.




Ход урока


  1. Организационный момент (1 мин.)

(Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих).


П: - Начнем урок с повторения изученного материала. Откройте тетради, запишите число, слова «классная работа».


  1. Повторение изученного материала (7 мин.)


  1. Индивидуальная работа у доски (сильному ученику)

Карточка 1

Синтаксический разбор предложения

Бел…крылая чайка ле…ко к…сается (не)большой волны.

Дополнительные задания: объяснить правописание орфограмм, слово К…САЕТСЯ разобрать по составу.


  1. Индивидуальная работа на месте (слабому ученику)

Карточка 2 (проверка домашней работы)

Задание: записать, как пишутся слова: слитно или раздельно.

(Не)радостное происшествие; (не) радостное, а печальное событие; (не)высокая ограда; (не)высокий, а низкий берег; вовсе (не) интересный рассказ; (не)взрачный человек.


  1. Работа с классом

  1. Фронтальный опрос:

- С помощью каких морфем образуются прилагательные?

(У: - С помощью суффиксов и приставок.)

- После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением какая буква пишется: О или Е?

(У: - О.)

- Назовите слова-исключения, которые пишутся с одной Н.

(У: - Масленый, ветреный.)

- Назовите слова-исключения, которые пишутся с двумя НН.

(У: - Стеклянный, оловянный, деревянный.)

- В каких случаях НЕ пишется слитно с прилагательными?

(У: - Если слово без НЕ не употребляется; если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом или близким по значению выражением.)

  1. Словарный диктант

Задание: записать слова, обозначить и объяснить («по цепочке») все орфограммы:

Вырасти, готовьтесь, купаться, улыбаешься, ежовый, грушевый, одесский, сонный, орлиный, серебряный, стеклянный, искусственный, ветреный, незлой, не высокий, а низкий, неряшливый, не голубой, не рад, ярко-красный.


  1. Проверка индивидуальной работы (ответа ученика у доски)

Запись предложения и морфемного разбора слова в тетрадь.


  1. Изучение нового материала (8 мин.)


  1. Создание проблемной ситуации

П: - Вы сказали, что ЯРКО-КРАСНЫЙ надо писать через дефис. Почему? Как образовано данное слово?

(У: - Оттенки цветов. Образовано путем сложения основ.)

- А как образовано слово БЕЛОКРЫЛАЯ?

(У: - Путем сложения основ с помощью соединительной гласной О.)

П: - Верно. Как писать сложные прилагательные – это тема нашего урока.


2. Сообщение темы, цели и задач урока

(Слайд 1-2) Запись темы урока на доске и в тетрадях: "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "


П: - Сложные прилагательные, как мы уже с вами сказали, могут быть образованы путем сложения основ и писаться с помощью соединительных гласных О и Е, через дефис и слитно.

Давайте попробуем самостоятельно сделать вывод о слитном и раздельном написании сложных прилагательных. Для этого поработаем с учебником.

(Слайд 3)

Задание: прочитайте материал на странице 140 в учебнике «Теория» и заполните таблицу примерами слитного и раздельного написания прилагательных.


- Посмотрите на слайд, какого материала нет в учебнике? Спишите примеры.

(У: Прилагательные, образованные от слов, которые писались через дефис, тоже пишутся через дефис (Алма-Ата – алма-атинский). Повторение слов: светлый-светлый.)


  1. Закрепление (25 мин.)

  1. От данных словосочетаний образуйте словосочетания со сложным прилагательным (1 мин.)

(Слайды 4-5)

(У: - Водопровод – водопроводный; сельское хозяйство – сельскохозяйственный; красный, красный – красный- красный; темный, лиловый – темно-лиловый; север, восток – северо-восточный; русский и английский - русско-английский.)


  1. Работа с учебником «Практика» (3 мин.)

(Слайд 6)

Задание: откройте учебник на странице 162 и посмотрите, как обозначена орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».

Выполните упражнение 438 (6 слов, устно).


  1. Самостоятельная работа (5 мин.)

(Слайд 7)


  1. Проверка (2 мин.)

(Слайд 8)


  1. Отдохнем и поиграем! (В это же время физкультминутка – ученики разминают пальчики, поводят плечиками – 2 мин.)

(Слайд 9)


П: - Прочитайте и отгадайте загадки.

1) Есть на речках лесо-рубы

В серебристобурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)


2) Бежит, гудит,

В два глаза глядит,

А станет –

Ярко красным глазом глянет. (Автомобиль)


3) Лишь на северном болоте

Эту ягоду найдете.

И траву краснеет сквозь

Кислосладких ягод гроздь. (Клюква)


П: - Правильно ли написаны сложные имена существительные и имена прилагательные? Исправьте ошибки.

(У: - Лесорубы, серебристо-бурых, ярко-красным, кисло-сладких.)


  1. Творческое задание (2 мин.)

(Слайд 10)

Задание: «раскрась» рисунок, используя сложные прилагательные. Чтобы лучше выполнить задание, я открою вам следующий слайд.

(Слайд 11)

(У: - Ярко-красное солнце, светло-лиловые облака, серебристо-голубые волны и т.д.)


  1. Задание ЕГЭ - А20 (4 мин.)

(Слайд 12)

Задание: в каком ряду (рядах) все слова пишутся через дефис?


1. (Юго)западный, (кресло)кровать, (ярко)розовый.

2. (Густо)зеленый, (платье)костюм, (земле)мер.

3. (Русско)немецкий, где(то), (пол)лимона

4. (Дальне)восточный, (серебристо)белый, (свино)пас.


(Слайд 13)

Ключ к тестовому заданию (1,3)


  1. Выпиши «третье лишнее» слово (6 мин.)

(Слайд 13)

  1. (Немецко) французский , (садово) огородный, (железно) дорожный.

  2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.

  3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный.


Проверь себя!

1) железнодорожный; 2) ярко-желтый;

3) судостроительный.


Дополнительное задание: с одним из этих слов составьте сложное предложение или предложение с однородными членами, или с прямой речью, или с вводным словом.

(У: - Наступила зима, и ярко-желтые листья засыпали всю землю.

- Ваня сказал: «Мой отец работает на судостроительном заводе» и т.д.)


V. Итоги урока и рефлексия (2 мин.)

      1. В каких случаях сложные прилагательные пишутся через дефис, в каких – слитно?


      1. С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй.

От добра добра не ищут.

Повторение – мать учения.

Если день ничему не научился, зря прожил день.

Семь бед – один ответ.

Корень учения горек, да плод его сладок.


VI. Оценки за работу на уроке (1 мин.)

VII. Домашнее задание. (1 мин.)


§ 107, повторить 105,106.

Упр. 438 (до конца, устно), 440 (письменно).

Индивидуальная работа: в тексте найти сложные прилагательные, объяснить их написание.









Список использованной литературы:


  • http://www.myshared.ru/slide/65030


  •  slitnoe_i_defisnoe_napisanie_slozhnyh_imen_prilagatelnyh.ppt


  • http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Prilagatelnoe.html


  • http://festival.1september.ru/articles/636271/

























Карточка 1

Списать предложение. Сделать его синтаксический разбор.


Белокрылая чайка легко касается небольшой волны.


Дополнительные задания:

  1. объяснить правописание орфограмм,

  2. слово К…САЕТСЯ разобрать по составу.





Индивидуальная работа


Карточка 2 (проверка домашней работы)

Задание: записать, как пишутся слова: слитно или раздельно.

(Не)радостное происшествие; (не) радостное, а печальное событие; (не)высокая ограда; (не)высокий, а низкий берег; вовсе (не) интересный рассказ; (не)взрачный человек.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Автор: Пелевина Татьяна Зиновьевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_slitnoie_i_diefisnoie_napisaniie_slozhnykh_pri"
    ["file_id"] => string(6) "354484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478076916"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных."
    ["seo_title"] => string(53) "slitnoe_i_defisnoe_napisanie_slozhnykh_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "523067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571336214"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация к уроку  по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "120996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413834366"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(66) "tiema-diefisnoie-i-slitnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "289796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454860727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства