Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Урок предназначен для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья VII вида.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: смешанный
Технологии: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ.
УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория 5-9 кл.». М.: Дрофа, 2011.
«Русский язык. Практика 6 класс». Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2012 г.
Аннотация
Целью урока является изучение слитного и дефисного написания сложных прилагательных. В методическую разработку включены разные формы и методы закрепления изученного материала.
Разработка сопровождена презентацией, использование которой позволяет сделать урок современным, приблизить его к мировосприятию детей с ограниченными возможностями здоровья, установить отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником, помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Данная методическая разработка рассчитана на 1 час и может быть полезна учителям русского языка при проведении урока по данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных »
Методическая разработка урока русского языка на тему
"Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "
Школа: МОУ Ишненская средняя общеобразовательная
Район: Ростовский муниципальный
Регион: Ярославская область
Класс: 6 «Б» СКК
ФИО учителя: Пелевина Татьяна Зиновьевна, учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Педагогический стаж: 30 лет
Квалификационная категория: высшая
Форма учебной работы: классно-урочная
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: смешанный
Технологии: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного обучения и компьютерной презентации
УМК: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория 5-9 кл.». М.: Дрофа, 2011.
«Русский язык. Практика 6 класс». Под редакцией Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2012 г.
Аннотация
Целью урока является изучение слитного и дефисного написания сложных прилагательных. В методическую разработку включены разные формы и методы закрепления изученного материала.
Разработка сопровождёна презентацией, использование которой позволяет сделать урок современным, приблизить его к мировосприятию детей с ограниченными возможностями здоровья, установить отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником, помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Данная методическая разработка рассчитана на 1 час и может быть полезна учителям русского языка при проведении урока по данной теме.
Актуальность выбора темы: материал о правописании сложных прилагательных впервые рассматривается на уроках в 5 классе при изучении темы «Словообразование», п.47. В 6 классе его проходят в теме «Имя прилагательное» после «Правописания НЕ с прилагательными», п.107. Тема сложна для восприятия учащихся, поэтому необходимо как можно интереснее провести урок.
Методическая цель (цель для учителя):
обобщить часть изученного по теме «Прилагательное»;
создать условия для подготовки учащихся к изучению правил правописания сложных прилагательных;
повторить способы словообразования;
развивать речь учащихся при помощи словесного рисования, творческих заданий.
Цели урока:
образовательные:
познакомить с основными случаями слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
учить находить и объяснять все типы написания, как изученные ранее, так и только что;
активизировать позитивную мотивацию к учению, познавательную деятельность;
воспитательные
воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду;
формировать коммуникативные навыки.
Коррекционно-развивающие задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Формирование социально-нравственного поведения детей, веры в успех, осознание необходимости самоконтроля.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, формирование самостоятельности, гибкости мышления.
Развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная коррекция недостатков при выполнении работы.
Предупреждение психофизических перегрузок; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися.
Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование различных умений).
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать способы образования прилагательных, изучаемые орфограммы,
уметь правильно писать сложные прилагательные (слитно и через дефис); понимать и воспроизводить (пересказывать) содержание
услышанного и прочитанного текста,
уметь излагать мысли на заданную тему.
Личностные УУД:
развивать информационную сферу учащихся через восприятие материала;
создавать внутреннюю мотивацию к учению;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные УУД:
регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им при выполнении самостоятельной и индивидуальной работы;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности при выполнении работы;
познавательные: пользоваться различными приёмами аудирования; обобщать, делать выводы; излагать в устной и письменной форме содержание прочитанного текста, выполнять упражнения;
коммуникативные: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Методы обучения:
Информационный.
Репродуктивный.
Проблемный.
Эвристический (частично-поисковый).
Исследовательский.
Формы деятельности:
Индивидуальная работа по карточкам.
Фронтальный опрос.
Работа с учебником.
Просмотр слайдов презентации.
Выполнение упражнений.
Работа с текстом.
Разгадывание загадок.
Творческое задание.
Нахождение лишнего слова.
Составление предложений (сложного, с однородными членами, с прямой речью).
Подведение итогов работы и рефлексия.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся:
Фронтальный.
Индивидуальный.
Коллективный.
Оборудование и наглядно-демонстрационный материал:
- компьютер;
- экран;
- мультимедийный проектор;
- презентация учителя «Правописание сложных прилагательных»;
- учебники русского языка «Теория», «Практика»;
- раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы);
- дополнительный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
- связь с изобразительным искусством;
- повторение орфографии по темам: «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Слитное и раздельное написание сложных существительных», «Правописание глаголов повелительного наклонения», «-Ться и -тся в глаголах», «Правописание глаголов 2 лица единственного числ», «О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных», «Правописание суффиксов –К- и –СК- в прилагательных», «Н и НН в прилагательных», «НЕ с прилагательными»;
- повторение пунктуации по темам: « Знаки препинания в предложениях с однородными членами», «Запятая в сложном предложении», «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
На дом было задано:
Выучить п. 106;
выполнить упражнение 431.
Ход урока
Организационный момент (1 мин.)
(Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих).
П: - Начнем урок с повторения изученного материала. Откройте тетради, запишите число, слова «классная работа».
Дополнительные задания: объяснить правописание орфограмм, слово К…САЕТСЯ разобрать по составу.
Индивидуальная работа на месте (слабому ученику)
Карточка 2 (проверка домашней работы)
Задание: записать, как пишутся слова: слитно или раздельно.
(Не)радостное происшествие; (не) радостное, а печальное событие; (не)высокая ограда; (не)высокий, а низкий берег; вовсе (не) интересный рассказ; (не)взрачный человек.
Работа с классом
Фронтальный опрос:
- С помощью каких морфем образуются прилагательные?
(У: - С помощью суффиксов и приставок.)
- После шипящих и Ц в суффиксах прилагательных под ударением какая буква пишется: О или Е?
(У: - О.)
- Назовите слова-исключения, которые пишутся с одной Н.
(У: - Масленый, ветреный.)
- Назовите слова-исключения, которые пишутся с двумя НН.
(У: - Стеклянный, оловянный, деревянный.)
- В каких случаях НЕ пишется слитно с прилагательными?
(У: - Если слово без НЕ не употребляется; если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом или близким по значению выражением.)
Словарный диктант
Задание: записать слова, обозначить и объяснить («по цепочке») все орфограммы:
Вырасти, готовьтесь, купаться, улыбаешься, ежовый, грушевый, одесский, сонный, орлиный, серебряный, стеклянный, искусственный, ветреный, незлой, не высокий, а низкий, неряшливый, не голубой, не рад, ярко-красный.
Проверка индивидуальной работы (ответа ученика у доски)
Запись предложения и морфемного разбора слова в тетрадь.
Изучение нового материала (8 мин.)
Создание проблемной ситуации
П: - Вы сказали, что ЯРКО-КРАСНЫЙ надо писать через дефис. Почему? Как образовано данное слово?
(У: - Оттенки цветов. Образовано путем сложения основ.)
- А как образовано слово БЕЛОКРЫЛАЯ?
(У: - Путем сложения основ с помощью соединительной гласной О.)
П: - Верно. Как писать сложные прилагательные – это тема нашего урока.
2. Сообщение темы, цели и задач урока
(Слайд 1-2) Запись темы урока на доске и в тетрадях: "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "
П: - Сложные прилагательные, как мы уже с вами сказали, могут быть образованы путем сложения основ и писаться с помощью соединительных гласных О и Е, через дефис и слитно.
Давайте попробуем самостоятельно сделать вывод о слитном и раздельном написании сложных прилагательных. Для этого поработаем с учебником.
(Слайд 3)
Задание: прочитайте материал на странице 140 в учебнике «Теория» и заполните таблицу примерами слитного и раздельного написания прилагательных.
- Посмотрите на слайд, какого материала нет в учебнике? Спишите примеры.
(У: Прилагательные, образованные от слов, которые писались через дефис, тоже пишутся через дефис (Алма-Ата – алма-атинский). Повторение слов: светлый-светлый.)
Закрепление (25 мин.)
От данных словосочетаний образуйте словосочетания со сложным прилагательным (1 мин.)
(Слайды 4-5)
(У: - Водопровод – водопроводный; сельское хозяйство – сельскохозяйственный; красный, красный – красный- красный; темный, лиловый – темно-лиловый; север, восток – северо-восточный; русский и английский - русско-английский.)
Работа с учебником «Практика» (3 мин.)
(Слайд 6)
Задание: откройте учебник на странице 162 и посмотрите, как обозначена орфограмма «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».
Выполните упражнение 438 (6 слов, устно).
Самостоятельная работа (5 мин.)
(Слайд 7)
Проверка (2 мин.)
(Слайд 8)
Отдохнем и поиграем! (В это же время физкультминутка – ученики разминают пальчики, поводят плечиками – 2 мин.)
(Слайд 9)
П: - Прочитайте и отгадайте загадки.
1) Есть на речках лесо-рубы
В серебристобурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
2) Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко красным глазом глянет. (Автомобиль)
3) Лишь на северном болоте
Эту ягоду найдете.
И траву краснеет сквозь
Кислосладких ягод гроздь. (Клюква)
П: - Правильно ли написаны сложные имена существительные и имена прилагательные? Исправьте ошибки.
Дополнительное задание:с одним из этих слов составьте сложное предложение или предложение с однородными членами, или с прямой речью, или с вводным словом.
(У: - Наступила зима, и ярко-желтые листья засыпали всю землю.
- Ваня сказал: «Мой отец работает на судостроительном заводе» и т.д.)
V. Итоги урока и рефлексия (2 мин.)
В каких случаях сложные прилагательные пишутся через дефис, в каких – слитно?
С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй.
От добра добра не ищут.
Повторение – мать учения.
Если день ничему не научился, зря прожил день.
Семь бед – один ответ.
Корень учения горек, да плод его сладок.
VI. Оценки за работу на уроке (1 мин.)
VII. Домашнее задание. (1 мин.)
§ 107, повторить 105,106.
Упр. 438 (до конца, устно), 440 (письменно).
Индивидуальная работа: в тексте найти сложные прилагательные, объяснить их написание.
Списать предложение. Сделать его синтаксический разбор.
Белокрылая чайка легко касается небольшой волны.
Дополнительные задания:
объяснить правописание орфограмм,
слово К…САЕТСЯ разобрать по составу.
Индивидуальная работа
Карточка 2 (проверка домашней работы)
Задание: записать, как пишутся слова: слитно или раздельно.
(Не)радостное происшествие; (не) радостное, а печальное событие; (не)высокая ограда; (не)высокий, а низкий берег; вовсе (не) интересный рассказ; (не)взрачный человек.