kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 6 классе.

Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Цель: познакомить учащихся с правилами дефисного и слитного написания сложных прилагательных; выработать навыки правописания сложных прилагательных, их употребления в речи; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами; обогатить речь учащихся сложными прилагательными; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных». Напишите число и тему в тетрадях.

    2. Объявление темы и целей урока.

         - Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

    а) Что мы уже можем сказать о теме? (Речь идет о сложных прилагательных)

    б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)

    в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)

       - Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).

    3. Актуализация опорных знаний.

       Словообразовательная работа.

       - Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.

       1. Железная дорога – (железнодорожный)

         Пять лет – (пятилетний)

        Синие глаза – (синеглазый)

  1. Немецкий и русский – (немецко – русский)

Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)

Северо – запад – (северо – западный).

    - Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).

- Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)

- Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).

4. Объяснение нового материала.

- А теперь посмотрите на доску. Перед вами опорный конспект. Давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.

Опорный план – конспект.

Слитно

  1. Русые волосы = русоволосый
  2. Карие глаза = кареглазый
  3. Семь лет = семилетний

Через дефис

  1. Желтый и красный = желто- красный
  2. Горький и соленый = горько – соленый
  3. Северный и восточный = северо – восточный
  1. Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания. Например: кареглазый, дальневосточный, правобережный. Искл.: глухонемой
  2. Через дефис пишутся прилагательные, которые:

а) обозначают оттенки цветов (сине – зеленый, темно – красный);

б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо – восток, Алма – Ата);

в) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить И (русско – английский, шахматно – шашечный).

- В сложных прилагательных, которые пишутся слитно после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е. Эту гласную по – другому называют еще интерфиксом. Например: дружелюбный, белозубый, овцеводческий.

5. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.

- А сейчас закрепим полученные знания при помощи упражнений. Посмотрите на доску. Здесь даны сложные прилагательные. Устно объясните их написание и составьте с ними словосочетания «имя прилагательное +имя существительное».

        Двадцатиградусный  (мороз), юго – западный (ветер), длинноволосая (девочка), темно – красный (шарф), научно – фантастический (рассказ), журнально – газетный (столик).

- А теперь поработаем письменно. Я вам раздам карточки по вариантам. Выполним сначала в тетрадях. Задание 1 варианта такое: выписать сложные прилагательные в 2 колонки.

       (Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне)русская  литература, (пяти) этажное здание, (военно)служащий человек, (ярко)желтая косынка, (металло) режущий станок, (серо) голубое небо, (машинно) тракторный парк.

- Задание для 2 варианта: выписать данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное»

        Завод по ремонту вагонов; завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в десять копеек; мужчина с седыми волосами.

                                     (Работа в тетрадях)

- Давайте проверим работы. Двое из первого варианта выйдут к доске и напишут прилагательные. А остальные проверяют у себя в тетрадях.

                                    (Работа у доски).

- Проверим ответы 2 варианта. С места  объясняем написание сложных прилагательных, а мы проверим по доске, правильно ли вы написали.

                                     (Проверка работы)

6. Работа по развитию речи.

- Ребята, посмотрите на доску (интерактивная доска). Здесь вы видите текст. Кто прочитает текст выразительно?

        «Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зеленую массу, то все кажутся хороши, но в отдельности одни уступают другим.

         Хороша развесистая, белоствольная, светлозеленая, веселая береза. Но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладкодушистая во время цвета, не ярко – зеленая, а мягко – зеленая липа.

         Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем трепетнолистая осина бывает красива и заметна осенью»

- О чем идет речь в тексте?

-  Что вы узнали о каждом дереве?

- Какими словами автор их описывает?

- Как вы понимаете слова развесистая, трепетнолистая?

- Еще какие деревья растут в наших лесах?

- Каково значение леса в нашей жизни?

- Что мы делаем для охраны природы?

- Лес – наше главное богатство. И ни одно дерево нельзя срубить без разрешения. Мы должны охранять лес. Вы знаете, что нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разводить костер в лесу, разорять птичьи гнезда. Мы должны быть друзьями леса, должны охранять и беречь наше главное богатство. Мы любуемся кудрявыми березами, вечнозелеными елями, дубами – великанами. Лес красив в любое время года. (Показ слайдов).

- Найдите в тексте сложные прилагательные и объясните их написание.

7. Игровой момент.

- А теперь проверим вашу внимательность. Перед вами сигнальные карточки, на одной стороне написана буква С, а на другой нарисован дефис. Я буду читать сложные прилагательные, а вы будете поднимать карточки соответствующей стороной.

        Белокаменная, серо – коричневый, мясо – молочный, добродушный, дальневосточный, глубоководный, грязелечебный, янтарно – желтый, самодельный, монголо – татарское.

8. Обобщение по теме.

- Ребята, давайте обобщим нашу тему. Что нового вы на этом уроке узнали? Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.

- Ребята, вам понравился урок? Мне было очень приятно познакомиться с вами, поговорить. Оказывается вы такие умницы, очень хорошо знаете русский язык, а значит и любите. Молодцы, все активно участвовали на уроке.

                                              (Оценивание учащихся)

Просмотр содержимого документа
«урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" »

Урок по русскому языку в 6 классе.

Тема: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Цель: познакомить учащихся с правилами дефисного и слитного написания сложных прилагательных; выработать навыки правописания сложных прилагательных, их употребления в речи; закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами; обогатить речь учащихся сложными прилагательными; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Слитное и раздельное написание сложных прилагательных». Напишите число и тему в тетрадях.

2. Объявление темы и целей урока.

- Для начала попытаемся ответить на следующие вопросы:

а) Что мы уже можем сказать о теме? (Речь идет о сложных прилагательных)

б) Что значит сложные прилагательные? (Состоят из двух и более корней)

в) Как они могут писаться? (Слитно или через дефис)

- Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке? ( Надо выяснить условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных).

3. Актуализация опорных знаний.

Словообразовательная работа.

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь даны словосочетания и сочетания. Образуйте имена прилагательные от них.

1. Железная дорога – (железнодорожный)

Пять лет – (пятилетний)

Синие глаза – (синеглазый)

  1. Немецкий и русский – (немецко – русский)

Фабричный и заводской – (фабрично – заводской)

Северо – запад – (северо – западный).

- Каким способом образованы данные прилагательные? (Сложением основ).

- Как пишутся прилагательные первой группы? (Слитно)

- Как пишутся прилагательные второй группы? (Через дефис).

4. Объяснение нового материала.

- А теперь посмотрите на доску. Перед вами опорный конспект. Давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.

Опорный план – конспект.

Слитно

  1. Русые волосы = русоволосый

  2. Карие глаза = кареглазый

  3. Семь лет = семилетний

Через дефис

  1. Желтый и красный = желто- красный

  2. Горький и соленый = горько – соленый

  3. Северный и восточный = северо – восточный



  1. Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания. Например: кареглазый, дальневосточный, правобережный. Искл.: глухонемой

  2. Через дефис пишутся прилагательные, которые:

а) обозначают оттенки цветов (сине – зеленый, темно – красный);

б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо – восток, Алма – Ата);

в) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить И (русско – английский, шахматно – шашечный).

- В сложных прилагательных, которые пишутся слитно после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е. Эту гласную по – другому называют еще интерфиксом. Например: дружелюбный, белозубый, овцеводческий.

5. Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков.

- А сейчас закрепим полученные знания при помощи упражнений. Посмотрите на доску. Здесь даны сложные прилагательные. Устно объясните их написание и составьте с ними словосочетания «имя прилагательное +имя существительное».

Двадцатиградусный (мороз), юго – западный (ветер), длинноволосая (девочка), темно – красный (шарф), научно – фантастический (рассказ), журнально – газетный (столик).

- А теперь поработаем письменно. Я вам раздам карточки по вариантам. Выполним сначала в тетрадях. Задание 1 варианта такое: выписать сложные прилагательные в 2 колонки.

(Белорусско) русский словарь, (юго) восточный район, (древне)русская литература, (пяти) этажное здание, (военно)служащий человек, (ярко)желтая косынка, (металло) режущий станок, (серо) голубое небо, (машинно) тракторный парк.

- Задание для 2 варианта: выписать данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное»

Завод по ремонту вагонов; завод, где строят корабли; река, по которой ходят суда; предприятие, где перерабатывают нефть; рабочие заводов и фабрик; страны, расположенные на юге Америки; поход в десять километров; монета в десять копеек; мужчина с седыми волосами.

(Работа в тетрадях)

- Давайте проверим работы. Двое из первого варианта выйдут к доске и напишут прилагательные. А остальные проверяют у себя в тетрадях.

(Работа у доски).

- Проверим ответы 2 варианта. С места объясняем написание сложных прилагательных, а мы проверим по доске, правильно ли вы написали.

(Проверка работы)

6. Работа по развитию речи.

- Ребята, посмотрите на доску (интерактивная доска). Здесь вы видите текст. Кто прочитает текст выразительно?

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зеленую массу, то все кажутся хороши, но в отдельности одни уступают другим.

Хороша развесистая, белоствольная, светлозеленая, веселая береза. Но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладкодушистая во время цвета, не ярко – зеленая, а мягко – зеленая липа.

Осина и по наружному виду, и по внутреннему достоинству считается последней из строевых дерев. Не замечаемая никем трепетнолистая осина бывает красива и заметна осенью»

- О чем идет речь в тексте?

- Что вы узнали о каждом дереве?

- Какими словами автор их описывает?

- Как вы понимаете слова развесистая, трепетнолистая?

- Еще какие деревья растут в наших лесах?

- Каково значение леса в нашей жизни?

- Что мы делаем для охраны природы?

- Лес – наше главное богатство. И ни одно дерево нельзя срубить без разрешения. Мы должны охранять лес. Вы знаете, что нельзя ломать ветки деревьев, нельзя разводить костер в лесу, разорять птичьи гнезда. Мы должны быть друзьями леса, должны охранять и беречь наше главное богатство. Мы любуемся кудрявыми березами, вечнозелеными елями, дубами – великанами. Лес красив в любое время года. (Показ слайдов).

- Найдите в тексте сложные прилагательные и объясните их написание.

7. Игровой момент.

- А теперь проверим вашу внимательность. Перед вами сигнальные карточки, на одной стороне написана буква С, а на другой нарисован дефис. Я буду читать сложные прилагательные, а вы будете поднимать карточки соответствующей стороной.

Белокаменная, серо – коричневый, мясо – молочный, добродушный, дальневосточный, глубоководный, грязелечебный, янтарно – желтый, самодельный, монголо – татарское.

8. Обобщение по теме.

- Ребята, давайте обобщим нашу тему. Что нового вы на этом уроке узнали? Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.

- Ребята, вам понравился урок? Мне было очень приятно познакомиться с вами, поговорить. Оказывается вы такие умницы, очень хорошо знаете русский язык, а значит и любите. Молодцы, все активно участвовали на уроке.

(Оценивание учащихся)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных"

Автор: Мусина Светлана Мударисовна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 240114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_slitnoie_i_diefisnoie_napisaniie_slozhnykh_pri"
    ["file_id"] => string(6) "354484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478076916"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных "
    ["seo_title"] => string(60) "slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "120993"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413833025"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация к уроку  по теме "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "120996"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413834366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слитное и дефисное написание прилагательных"
    ["seo_title"] => string(50) "slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "280009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "«Повторение изученного  материала  по теме   «Имя прилагательное». "
    ["seo_title"] => string(70) "povtorieniie-izuchiennogho-matieriala-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "224086"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438448684"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства