kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первичного предъявления новых знаний  построен с опорой на алгоритм изучения нового материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся. Материал излагается в доступной форме, и поэтому  он интересен  и понятен учащимся.

Обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать навыки слитного и дефисного написания прилагательных. Сформировать у учащихся умение верного определения условий, регулирующих выбор слитного или дефисного написания, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности,      воспитывать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"»



ТЕМА: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления знаний

Цель:

1)обеспечить готовность учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность по изучению материала о правописании  сложных прилагательных;

2) формировать умение учащихся фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовать проект выхода из затруднений.

Задачи:

1.Актуализировть знания учащихся о сложных прилагательных.

2.Обеспечить повторение правила правописания сложных имен существительных.

3. Помочь использовать имеющиеся знания по правописанию сложных прилагательных в практической деятельности.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация, наглядный материал, учебник.



Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД





Мотивация к учебной деятельности








Актуализация

знаний

Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление.





















Целеполагание и постановка учебных задач
























1.Проверка домашнего задания:

Повторение правописания сложных существительных:

цифровой диктант (самопроверка). Слайд №2 1. Юго(восток), диван(кровать), пол(апельсина), пол(конфеты), пол(ложки),пол(Азии), полу(месяц).

2.Работа над ошибками (слайд № 3


1. Работа с текстом (слайд № 4)


- Прочитайте текст.

Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу - точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные паукообразные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них – темно-красные ягоды.

Через ярко-зеленоватые вершины пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид.

Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны.


На слайде показать объяснение написания слов.

Слитно

Через дефис

Паукообразные – в образе паука

Сказочно-прекрасному (= и)







Медно-бурой (оттенок цвета)




Ярко-зелёные (оттенок цвета)


Тёмно-красные (оттенок цвета)


Золотисто-солнечные (от. Цвет


Причудливо-таинственный (= и)
Слайд №5

Какие прилагательные, существительные называются сложными? (Прилагательные и существительные, имеющие два корня, называются сложными.)

– Как пишутся сложные прилагательные и существительные? (Слитно и через дефис.)

- Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)



Цель урока: (слайд 6)





Определим задачи. (слайд №7)

 - Что сегодня делаем и зачем?

Научимся:

  1. Познакомить с новой орфограммой «Правописание сложных имен прилагательных»;

  2. учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности.

  3.  закрепить правило в практической деятельности учащихся;

  4.  расширить словарный запас учащихся;

  5. проверять и оценивать результаты своей работы.

Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?

-Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы.

Слайд №8

Алгоритм

ЕСЛИ ЕСЛИ

заменить

словосочетанием ! обр.от сущ.! оттенок! из 2-х! повтор

! ! цвета ! сам.слов !

ПИШУ ПИШУ

Слитно через дефис

горнолыжный юго-западный

высокогорный красно-бордовый

плодово-ягодный

белый-белый

Сложные имена прилагательные пишутся слитно: 
    • если они образованы на основе словосочетания: 
  вагоноремонтный (ремонтировать вагоны),     белоснежный (белый снег); 
  • если они образованы от сложных существительных, пишущихся слитно:   лесостепной (лесостепь);

      • если первая часть сложного прилагательного – числительное в И. п. или Р. п.:   столетний,     пятиметровый. 

Сложные имена прилагательные пишутся через дефис: 
   
• если они образованы из двух равноправных слов, между которыми можно вставить сочинительный союз и: англо-русский (английский и русский),     кисло-сладкий (кислый и сладкий); 
    • если они обозначают разные цвета или оттенки цветов:       жёлто-синий,     тёмно-красный;
    • если они образованы от существительных, которые пишутся через дефис:   орехово-зуевский (Орехово-Зуево),    юго-восточный (юго-восток). 


Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, индивидуальное задание, проводят работу над ошибками.









Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока






















Ответ учащихся. Правописание сложных прилагательных.


Научиться правильно писать сложные прилагательные


-познакомиться новой орфограммой;

-закрепить правило в практической деятельности;

-Проверять и оценивать результаты своей работы.
























Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)








Регулятивные

(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),

познавательные:

(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)



Первичная проверка усвоения знаний

Цель: после прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных

1.Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных.

2.Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках (устно): Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная). (Карточка)



Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике


Регулятивные

(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации

Физминутка:

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания


Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно – правая рука вверх, через дефис – обе руки вверх.

Изумрудно-зеленый, газетно-журнальный, легкоатлетический, жизнерадостный, ярко-белый, жюль-верновский.

Выполняют упражнения.


Закрепление знаний

ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

Игра «Третье лишнее» (слайд №9);

Выпиши «третье лишнее».
1. (англо) русский, (садово) огородный, (древне) русский.
2. (бело) голубой, (желто) (много) голосый, (жёлто) волосый,
3. (юго) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный

Ответы слайд № 10


Творческая работа в группах:

1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.

(слайд № 11)


2 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд № 12)

И. ЛЕВИТАН «Березовая роща» 1878г.








бело_ствольные березки

юго_восточный ветер

ярко_зелёные листья

остро_листная трава

изумрудно_зелёный цвет


слайд №13

3 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение

Николай Рерих «Заморские гости»

ярко_голубое небо

тихо_ходные облака

темно_голубая вода

разно_цветные паруса



4 группа (Карточки)

Заполните таблицу примерами из упражнения 380.

Слитно

  1. от сложных сущ.:

пешеходный 
паровозный

  1. из сочетаний слов:

железнодорожный (железная дорога) 
древнерусский (древний русский)

  1. в сочетании с наречием:

высокообразованный 
быстротечный

Примеры

Дефис

  1. качество с дополн. оттенком:

кисло-сладкий 
горько-соленый

  1. оттенки цвета:

иссиня-черный 
молочно-белый 
бледно-розовый

  1. однородные прил. (= и, но, не только):

англо-русский 
электронно-вычислительная

  1. первая часть оканчивается на -ико:

физико-математический


Проверка.


Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее.

Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)



Диагностика уровня усвоения знаний

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.


Тест (взаимопроверка)

Карточка


I. Дефис не пишется в слове:

1) (полу) месяц;

2)(пол) аршина;

3) (северо) восточный.


II. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

3) (бледно) лицый.


III. Слова пишутся только слитно:

1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.


IV. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский

Критерии оценивания:

«5» -4 правильных ответа

«4» -3 правильных ответа

«3» -3 правильных ответа

Слайд №14





Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям

Регулятивные

(принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков),

коммуникативные:

(осуществлять действие взаимоконтроля)

личностные

( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).


Информация о домашнем задании

Цель: продолжить работу учащихся по самообразованию.

(слайд 15-17) домашнее задание на выбор:

1. Словесное описание картины «Девятый вал», используйте сложные прилагательные.

2.Творческая работа: Используя данные сложные прилагательные, напишите
миниатюру – зарисовку   «Ранняя весна».

3. Выписать из учебника по литературе 10 сложных имен прилагательных.

Осмысливают, записывают домашнее задание


Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности














1.Подведем итог нашей работы.

–Какую цель ставили? 


  -Мы с вами сформулировали следующие задачи…

- Как вы считаете,  мы выполняли их? 

- Добились поставленной цели?


− Какие задания вызвали больше всего затруднений?

-В чем была причина ваших затруднений?

- Что легко получилось?

Оцените свою работу:





Выставляет оценки за урок, комментируя их

Выказывания детей

 

 

   Рефлексия деятельности на уроке:

1.Сегодня на уроке я узнал….

2.Сегодня на уроке я научился…..

3.После урока мне захотелось……

4.Сегодня на уроке я похвалил бы себя за……..


Личностные

(представление о причинах успеха в учебе),

регулятивные

(оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий),

познавательные

(проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом),

коммуникативные

(формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания)











Приложения


Задание для 4 группы, заполните таблицу её примерами из упражнения 308.

Слитно

1.от сложных сущ.:

пешеходный 
паровозный

2.из сочетаний слов:

железнодорожный (железная дорога) 
древнерусский (древний русский)

3.в сочетании с наречием:

высокообразованный 
быстротечный

Примеры

Дефис

1.качество с дополн. оттенком:

кисло-сладкий 
горько-соленый

2.оттенки цвета:

иссиня-черный 
молочно-белый 
бледно-розовый

3.однородные прил. (= и, но, не только):

англо-русский 
электронно-вычислительная

4.первая часть оканчивается на -ико:

физико-математический





















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Автор: Двоежанова Наталья Викторовна

Дата: 07.02.2016

Номер свидетельства: 289796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тема урока:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"."
    ["seo_title"] => string(64) "tema_uroka_defisnoe_i_slitnoe_napisanie_slozhnykh_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "541900"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583326986"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Электронный образовательный ресурс Презентация к уроку по теме:"Дефисное и слитное написание сложных прилагательных."
    ["seo_title"] => string(80) "eliektronnyi_obrazovatiel_nyi_riesurs_priezientatsiia_k_uroku_po_tiemie_diefisno"
    ["file_id"] => string(6) "389422"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1486556656"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "урок по русскому языку на тему " Слитное и дефисное написание сложных прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(93) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slitnoie-i-diefisnoie-napisaniie-slozhnykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "240114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444932932"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_slitnoie_i_diefisnoie_napisaniie_slozhnykh_pri"
    ["file_id"] => string(6) "354484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478076916"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных."
    ["seo_title"] => string(53) "slitnoe_i_defisnoe_napisanie_slozhnykh_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "523067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1571336214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства