Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний Цель: Проверить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить затруднения, стимулировать их преодоление. Целеполагание и постановка учебных задач | 1.Проверка домашнего задания: Повторение правописания сложных существительных: цифровой диктант (самопроверка). Слайд №2 1. Юго(восток), диван(кровать), пол(апельсина), пол(конфеты), пол(ложки),пол(Азии), полу(месяц). 2.Работа над ошибками (слайд № 3 1. Работа с текстом (слайд № 4) - Прочитайте текст. Хорош сосновый бор осенним днём! Идёшь по темному, сказочно-прекрасному лесу - точно огромные свечи возвышаются над головой. Толстым слоем медно-бурой хвои накрылась земля. Через песчаную дорогу протянулись длинные паукообразные корни. Серебряным мхом поросли невысокие кочки. В траве виднеются ярко-зеленые листики брусники, а среди них – темно-красные ягоды. Через ярко-зеленоватые вершины пробиваются багряные лучи невысокого солнца. Золотисто-солнечные зайчики касаются могучих стволов сосен и перебегают с дерева на дерево. Это придаёт бору причудливо-таинственный вид. Тишина в старом сосновом бору. Пахнет смолой. Но вот с северо-западной стороны потянул резкий ветер, и зашумели сказочные великаны. На слайде показать объяснение написания слов. Слитно | Через дефис | Паукообразные – в образе паука | Сказочно-прекрасному (= и) | | | | | | Медно-бурой (оттенок цвета) | | | | Ярко-зелёные (оттенок цвета) | | Тёмно-красные (оттенок цвета) | | Золотисто-солнечные (от. Цвет | | Причудливо-таинственный (= и) | Слайд №5 Какие прилагательные, существительные называются сложными? (Прилагательные и существительные, имеющие два корня, называются сложными.) – Как пишутся сложные прилагательные и существительные? (Слитно и через дефис.) - Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях) Цель урока: (слайд 6) Определим задачи. (слайд №7) - Что сегодня делаем и зачем? Научимся: Познакомить с новой орфограммой «Правописание сложных имен прилагательных»; учиться использовать имеющиеся знания в практической деятельности. закрепить правило в практической деятельности учащихся; расширить словарный запас учащихся; проверять и оценивать результаты своей работы. Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно? -Вам необходимо, пользуясь моими вопросами и советами, а возможно, идя своим путем, провести исследование лексического материала и сделать соответствующие выводы. Слайд №8 Алгоритм ЕСЛИ ЕСЛИ заменить словосочетанием ! обр.от сущ.! оттенок! из 2-х! повтор ! ! цвета ! сам.слов ! ПИШУ ПИШУ Слитно через дефис горнолыжный юго-западный высокогорный красно-бордовый плодово-ягодный белый-белый Сложные имена прилагательные пишутся слитно: • если они образованы на основе словосочетания: вагоноремонтный (ремонтировать вагоны), белоснежный (белый снег); • если они образованы от сложных существительных, пишущихся слитно: лесостепной (лесостепь); • если первая часть сложного прилагательного – числительное в И. п. или Р. п.: столетний, пятиметровый. Сложные имена прилагательные пишутся через дефис: • если они образованы из двух равноправных слов, между которыми можно вставить сочинительный союз и: англо-русский (английский и русский), кисло-сладкий (кислый и сладкий); • если они обозначают разные цвета или оттенки цветов: жёлто-синий, тёмно-красный; • если они образованы от существительных, которые пишутся через дефис: орехово-зуевский (Орехово-Зуево), юго-восточный (юго-восток). | Выполняют цифровой диктант с последующей самопроверкой, индивидуальное задание, проводят работу над ошибками. Работают с текстом: читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания, формулируют тему, задачи урока Ответ учащихся. Правописание сложных прилагательных. Научиться правильно писать сложные прилагательные -познакомиться новой орфограммой; -закрепить правило в практической деятельности; -Проверять и оценивать результаты своей работы. | Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное) Регулятивные (понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале), познавательные: (понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию) |
Первичная проверка усвоения знаний Цель: после прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных | 1.Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного и раздельного написания сложных прилагательных. 2.Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках (устно): Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная). (Карточка)
| Сравнивают свои выводы с теоретическим материалом, изложенным в учебнике | Регулятивные (осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации |
Закрепление знаний ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. | Игра «Третье лишнее» (слайд №9); Выпиши «третье лишнее». 1. (англо) русский, (садово) огородный, (древне) русский. 2. (бело) голубой, (желто) (много) голосый, (жёлто) волосый, 3. (юго) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный Ответы слайд № 10 Творческая работа в группах: 1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные. (слайд № 11) 2 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение (слайд № 12) И. ЛЕВИТАН «Березовая роща» 1878г. бело_ствольные березки юго_восточный ветер ярко_зелёные листья остро_листная трава изумрудно_зелёный цвет слайд №13 3 группа: Объяснить написание сложных прилагательных, составить с одним из них предложение Николай Рерих «Заморские гости» ярко_голубое небо тихо_ходные облака темно_голубая вода разно_цветные паруса 4 группа (Карточки) Заполните таблицу примерами из упражнения 380. Слитно | от сложных сущ.: пешеходный паровозный из сочетаний слов: железнодорожный (железная дорога) древнерусский (древний русский) в сочетании с наречием: высокообразованный быстротечный | Примеры | Дефис | качество с дополн. оттенком: кисло-сладкий горько-соленый оттенки цвета: иссиня-черный молочно-белый бледно-розовый однородные прил. (= и, но, не только): англо-русский электронно-вычислительная первая часть оканчивается на -ико: физико-математический | | Проверка. | Выполняют упражнение, рассказывают правило, приводят примеры, работают в группах (творческое задание), выписывают «третье лишнее. | Регулятивные, познавательные. (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества) |
Диагностика уровня усвоения знаний Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | Тест (взаимопроверка) Карточка I. Дефис не пишется в слове: 1) (полу) месяц; 2)(пол) аршина; 3) (северо) восточный. II. Слово пишется через дефис: 1) (глубоко) уважаемый; 2) (плодово) ягодный; 3) (бледно) лицый. III. Слова пишутся только слитно: 1)(бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный; 2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный; 3)(кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный. IV. Слова пишутся только через дефис: 1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа; 2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца; 3)(премьер)министр,(русско)английский, (контр) адмиральский Критерии оценивания: «5» -4 правильных ответа «4» -3 правильных ответа «3» -3 правильных ответа Слайд №14 | Самостоятельно выполняют тестовое задание, оценивают работу товарища по заданным критериям | Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, анализировать объекты с выделением существенных признаков), коммуникативные: (осуществлять действие взаимоконтроля) личностные ( нравственно-этическая ориентация: оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища). |
Подведение итогов урока. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности | 1.Подведем итог нашей работы. –Какую цель ставили? -Мы с вами сформулировали следующие задачи… - Как вы считаете, мы выполняли их? - Добились поставленной цели? − Какие задания вызвали больше всего затруднений? -В чем была причина ваших затруднений? - Что легко получилось? Оцените свою работу: Выставляет оценки за урок, комментируя их | Выказывания детей Рефлексия деятельности на уроке: 1.Сегодня на уроке я узнал…. 2.Сегодня на уроке я научился….. 3.После урока мне захотелось…… 4.Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…….. | Личностные (представление о причинах успеха в учебе), регулятивные (оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий), познавательные (проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом), коммуникативные (формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания) |