kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение имён прилагательных. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся со склонением имён прилагательных и алгоритмом определения падежа имени прилагательного. 

Задачи: составить алгоритм определения падежа имени прилагательного, научиться пользоваться им в практической деятельности; развивать устную и письменную речь учащихся, их акцентологические навыки; воспитывать интерес к литературе и искусству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён прилагательных. 4 класс»


Русский язык


4 класс





Урок по теме:



«Склонение имён прилагательных»











УО «Могилёвская детская школа искусств №1

с гимназическими классами»

Учитель начальных классов: Рощина Галина Михайловна






Цель: познакомить учащихся со склонением имён прилага-

тельных и алгоритмом определения падежа имени

прилагательного.



Задачи:

  • составить алгоритм определения падежа имени

прилагательного, научиться пользоваться им

в практической деятельности;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, их акцентологические навыки;

  • воспитывать интерес к литературе, искусству.



Оборудование:


  • рабочие тетради, учебники;

  • «Словарь иностранных слов»;

  • карточки для учащихся

  • конверты с карточками для рефлексии.















Ход урока


  1. Организационный момент.

– Вспомните, ребята, важное для любого урока правило: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки!». Проверьте порядок на своих рабочих местах. Теперь можем начинать урок. Садитесь.


2. Проверка домашнего задания.

Сейчас я предлагаю вам устно выполнить задание, аналогичное

домашнему, только словосочетания записаны на доске не

в готовом виде. Их надо составить, подобрав к прилагательному

подходящее по смыслу существительное (поставить стрелки). При чтении

обращайте внимание на правильную постановку ударения.

(После непродолжительного обдумывания один ученик выполняет задание

у доски, выделяет окончания прилагательных, определяет его число, род.)

гли́няный песни

и́вовая утро

украи́нские кувшин

а́вгустовское рынок

ку́хонная ветка

опто́вый мебель

– Что вы запомнили о прилагательном с прошлого урока? (В парах подготовьте два вопроса отвечающему у доски ученику. Оценивание ответа у доски.)

(Главное, что прилагательные изменяются по числам, а в ед. числе – по родам.)


  1. Актуализация знаний.


А. Чистописание.

– Ребята, как всегда в начале урока мы совершенствуем свои

каллиграфические навыки. Для тех, кто забыл, давайте напомним,

что каллиграфия – это … Продолжите мою мысль.

(При затруднении подготовленный ученик зачитывает соответствующие строки

из «Словаря иностранных слов».)

– Выполним краткий фонетический анализ данного слова.

(В этом слове 5 слогов, ударение падает на 3-й слог -гра-, 11 букв, 11 звуков,

5 гласных, 6 согласных.)

– Почему звуков и букв одинаковое количество, ведь буква я после гласной

обозначает два звука?

(Однако удвоенная согласная лл обозначает один долгий звук [ л ' ].)

– Рассмотрите записанные на доске буквосочетания. Что у них одинаковое?

(По две буквы.) Запишите их в свои тетради, не пропустите. Это важно!

(Их 10.)

ая он ам ил ов ое ты ый щи ые

– Какие из буквосочетаний являются значимыми частями речи?

(Сущ. ил, щи – подчеркните одной чертой; мест. он, ты – двумя чертами.)

– Какие из буквосочетаний являются частями слова? Какими именно?

(Окончаниями.) Окончания существительных обведите овалом.

– В какой форме существительные имеют такие окончания?

( В форме мн. числа, Д., Р. или В.п.) Окончания прилагательных обведите

прямоугольником. Каких окончаний прилагательных не хватает?

Запишите их на следующей строке.

яя ее ий ой ие


Б. Тест.

– Мы с вами недавно стали изучать новую часть речи – имя прилагательное.

Теперь на каждом уроке нас ждут маленькие открытия. Но чтобы их

сделать, надо хорошо помнить уже изученный материал. Давайте в форме

небольшого теста повторим наши знания о существительных и

прилагательных. Если вы согласны с моим высказыванием, ставьте на

строке знак + , если не согласны – знак - .


  • Имя прилагательное – это значимая часть речи.

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы: кого? кому? кем? о ком?

  • Имя прилагательное обозначает признак предмета.

  • Имя прилагательное в предложении связано с глаголом.

  • Прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более точной, ясной и выразительной.

  • Имена существительные и имена прилагательные изменяются по числам.

  • Все имена прилагательные изменяются по родам.

  • Имена прилагательные в И. падеже имеют окончания -ой, -ай, -ей, -ёй.

  • Имя прилагательное зависит от имени существительного.

  • В предложении прилагательное является дополнением.


Самопроверка с доски. Учитель открывает запись: + - + - + + - - + -

При наличии ошибок у отдельных учащихся учитель индивидуально прорабатывает с ними вопросы, вызвавшие затруднение.


4. Формулировка темы урока, постановка целей.

– Предпоследний вопрос теста очень важен для нашего сегодняшнего

урока. Давайте повторим его. А теперь послушайте стихотворение

Ю.Карасёва «Приключения зелёного листа» и с его помощью попробуйте

определить тему сегодняшнего урока.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу,

Лапой – хвать зелёный лист, дескать, поиграем.

«Не хочу», -- парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,

Но шалун-листок упал, головой лишь покачал…

Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.


Если дети не смогли сами сформулировать тему урока, вступаю с ними

в подводящий диалог:


  • Какое словосочетание часто встречается в стихотворении?

  • Какое слово главное в этом словосочетании, а какое зависимое?

  • Какие грамматические категории мы можем определить у существительного «лист»? (Род, число, падеж.)

  • Значит, если прилагательное полностью зависит от существительного, то и у прилагательного «зелёный» мы можем определить … (Род, число, падеж.)

  • Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Определять падежи имён

прилагательных, а это значит, тема нашего урока – «Склонение имён прилагательных».)

Выписываем словосочетание «зелёный лист» из стихотворения, определяем

падеж прилагательного по падежу существительного с комментированием.

(Чтобы правильно написать окончание прил., ставим к нему вопросы.)


  1. Работа по теме урока.


А. Создание алгоритма определения падежа имени прилагательного.

– Итак, мы с вами поупражнялись в определении падежа имени

прилагательного «зелёный». А теперь давайте составим

алгоритм определения падежа у любого прилагательного.

(В ходе беседы выявляются три основных шага в определении падежа

прилагательного, учитель корректирует ответы детей и постепенно открывает

на доске запись алгоритма.)


Алгоритм

определения падежа имени прилагательного.

х

  1. 1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

  1. 3. Падеж прилагательного (такой же).

– Давайте проверим правильность нашего алгоритма по учебнику. Упр. 389.

Читаем текст вслух, далее работаем в парах: поочерёдно отвечаем на

вопросы к тексту, меняясь ролями «учитель» – «ученик».

(Учитель в это время раздаёт листочки с отпечатанным на них алгоритмом

для индивидуального пользования.)


Б. Физкультминутка.


(Проводится в виде игры «Синонимы – антонимы».)

Ученики встают в исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

Учитель называет пары прилагательных. Если это пара синонимов, нужно присесть,

а если антонимов – стать на носочки, руки поднять вверх.

Чёрный – белый, робкий – трусливый, ласковый – нежный, высокий – низ-

кий, молодой – старый, молчаливый – неразговорчивый, вежливый – гру-

бый, огромный – гигантский, печальный – весёлый, вкусный – аппетитный.


В. Словарная работа.

– Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно познакомиться

с новым словарным словом. Угадайте его:

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

(Запись слова в тетради.) Происхождение этого слова узнаете из текста

упр.392. (Самостоятельное чтение текста. Ответы на вопросы.)

– А теперь я предлагаю вам повести аукцион: нужно подобрать как можно

больше имён прилагательных к существительному «стрекоза». Кто

называет последнее прилагательное, идёт работать у доски.

Итак, стрекоза (какая?) …


(Победивший ученик выходит к доске, читает предложение и объясняет

расстановку знаков препинания в нём.)


П_прыгунья-стрекоза лето красн_е пр_пела огл_нуться

не успела как з_ма катит в гл_за.


Далее все записывают предложение в тетради, вставляют пропущенные буквы,

подчёркивают грамматическую основу и определяют падеж прилагательного.


– Ребята, а кто из вас знает фамилию автора этих строк? Чтобы имя этого

известного русского писателя запомнили все вы, я предлагаю вам

разгадать кроссворд , состоящий из словарных слов

(на листочках у каждого ученика):


1. Детёныш лошади.

2. Доктор Айболит.

3. Продукт питания, закатанный в банку.

4. Костюмированное представление.

5. Синоним слову «опрятно».

6. Название нашего города.





– В одной из строк по горизонтали прочтите фамилию известного русского

баснописца. (Крылов.) С его баснями мы ещё будем знакомиться на

уроках литературного чтения.


Г. Работа с деформированным текстом.


– Ребята, прочитайте записанный на карточках текст. (Дети читают самост.)

Рафаэль.


С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.


Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.


В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.


Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

– Всё ли в нём понятно? (Нет.) Как вы думаете, какое задание я хочу вам

предложить? (Изменить порядок абзацев.) Поставьте порядковые номера

абзацев впереди. Кому трудно это сделать, можно взять у меня подсказку.

(Слабым ученикам предлагаю вопросный план этого текста, см. Приложение №1.)

– Читаем вслух исправленный текст. На какую тему написан текст? Какова

его основная мысль? Готовимся записать под диктовку первый абзац.


(Дети называют и подчёркивают орфограммы в словах. Работают «цепочкой».)

Запись под диктовку. Определение падежа прилагательных по алгоритму.


  1. Итог урока. Рефлексия.


– Итак, ребята, чем же мы занимались сегодня на уроке? Воспользуйтесь

карточками с пробелами (у всех учеников на партах) и сделайте важные

обобщения по теме нашего урока.

Обобщение по теме урока.

1.

Имя прилагательное употребляется в том же ___ , ___ и ___ , что и имя ___ , с ним связанное.

2.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. найти в предложении ___ , с которым связано данное

прилагательное;

  1. определить ____ имени ____ ;

  2. такой же _____ будет иметь и имя прилагательное.



- С помощью цветных карточек в конвертах оцените свою работу на уроке.

Ученики поднимают вверх карточки со следующими надписями:

  1. Я работал (а) на уроке в полную силу.

  2. Я работал (а) на уроке хорошо.

  3. В следующий раз я постараюсь работать лучше.


Учитель отмечает тех, кто объективно оценил свою активность на уроке

и благодарит учащихся за хорошую работу.


8. Домашнее задание.

Шесть наиболее активных учеников получают домашнее задание

на лепестках ромашки, вывешенной за доской. Остальные – упр. 390.




Приложение № 1.


План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

  1. 2. Где художник учился живописи?

  2. 3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

  3. 4. Почему люди помнят Рафаэля?


Оформление доски.

Дата.

Тема: Склонение имён прилагательных.

ая он ам ил ов ое ты ый щи ые


П_прыгун_я-стрекоза

Лето красн_е пр_пела

Огл_нуться не успела

Как з_ма катит в гл_за.


глиняный песни

ивовая утро

украинские кувшин

августовское рынок

кухонная ветка

оптовый мебель







Алгоритм

определения падежа имени

прилагательного.

х

1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного(какой?).

3. Падеж прилагательного(такой же).





Рафаэль


С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.


Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.


В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.


Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.


Рафаэль


С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.


Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.


В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.


Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль


С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.


Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.


В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.


Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.


Рафаэль


С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.


Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.


В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.


Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.


Обобщение по теме урока.

1.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.


2.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. найти в предложении ______________ , с которым связано данное прилагательное;

  2. определить _________ имени ____________________ ;

  3. такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.



Обобщение по теме урока.

1.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.


2.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

  2. определить _________ имени ____________________ ;

  3. такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.



Обобщение по теме урока.

1.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.


2.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

  2. определить _________ имени ____________________ ;

  3. такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.



Обобщение по теме урока.


1.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.




2.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

  2. определить _________ имени ____________________ ;

  3. такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.





Я работал (а) на уроке

в полную силу.




Я работал (а) на уроке

в полную силу.




Я работал (а) на уроке хорошо.







Я работал (а) на уроке хорошо.



В следующий раз я постараюсь

  1. работать лучше.





В следующий раз я постараюсь

  1. работать лучше.





Я работал (а) на уроке

в полную силу.




Я работал (а) на уроке

в полную силу.




Я работал (а) на уроке хорошо.





Я работал (а) на уроке хорошо.



В следующий раз я постараюсь

  1. работать лучше.





В следующий раз я постараюсь

  1. работать лучше.











































План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

  1. 2. Где художник учился живописи?

  2. 3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

  3. 4. Почему люди помнят Рафаэля?





План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

  1. 2. Где художник учился живописи?

  2. 3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

  3. 4. Почему люди помнят Рафаэля?





План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

  1. 2. Где художник учился живописи?

  2. 3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

  3. 4. Почему люди помнят Рафаэля?





План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

  1. 2. Где художник учился живописи?

  2. 3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

  3. 4. Почему люди помнят Рафаэля?





План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

  1. 2. Где художник учился живописи?

  2. 3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

  3. 4. Почему люди помнят Рафаэля?



Алгоритм

определения падежа имени прилагательного

х

1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

3. Падеж прилагательного (такой же).



Алгоритм

определения падежа имени прилагательного

х

1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

3. Падеж прилагательного (такой же).



Алгоритм

определения падежа имени прилагательного

х

1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

3. Падеж прилагательного (такой же).



Алгоритм

определения падежа имени прилагательного

х

1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

3. Падеж прилагательного (такой же).



Алгоритм

определения падежа имени прилагательного

х

1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

3. Падеж прилагательного (такой же).



15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Склонение имён прилагательных. 4 класс

Автор: Рощина Галина Михайловна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока "Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода". "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "180589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425214701"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Склонение имён прилагательных во множественном числе""
    ["seo_title"] => string(63) "sklonieniie_imion_prilaghatiel_nykh_vo_mnozhiestviennom_chislie"
    ["file_id"] => string(6) "363030"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480247412"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Проблемный урок русского языка « Склонение имён прилагательных женского рода»"
    ["seo_title"] => string(77) "problemnyi_urok_russkogo_iazyka_sklonenie_imion_prilagatelnykh_zhenskogo_roda"
    ["file_id"] => string(6) "643145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703416768"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока по русскому языку 4 класс "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "158368"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421738246"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства