* Существительные, отвечающие на вопрос КТО? – одушевленные
* Существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? – неодушевленные
-Какие сущ отвечают на вопрос КТО?
-Какие сущ отвечают на вопрос ЧТО?
-Какие сущ называются собственными?
Имена собственные – это существительные, которые обозначают названия рек, озер, гор, городов, стран, государств, имена людей, фамилии, отчества. Марат, Женя, Каратал, Казахстан, Китай
Имена нарицательные – это существительные, которые обозначают общее название предметов. Девочка, река, республика, озеро, парта и т.д.
Имена собственные пишутся с прописной буквы, а нарицательные – со строчной буквы.
-Как называются остальные сущ-ые?
Муж род жен род ср род
-Чем отличаются сущ-ые ОКНО, РОДИНА, СТОЛ?
Задание на доске: Образуйте мн.число, выделите окончание.
ТЕТРАДЬ - БЕРЕЗА –
КНИГА - ДОМ –
СТОЛ - ЛЕС-
-Чем отличаются существительные СТОЛ –СТОЛЫ?
-Как еще изменяются существительные?
-Каким членом предложения являются существительные в предложении?
Мама отправила Ануара в магазин.
-Что мы сделали со словом "мама" и "магазин";
-Как вы это определили? Дети выходят и склоняют имена существительные "Мама, Магазин".Косвенные падежи- это все падежи, кроме Именительного падежа.
-Пишем тему урока: Склонение имён существительных
Таблица №1 Типы склонения имён существительных
Тип склонения
Род
в начальной форме
Окончание
Оканчивается на ...
Примеры
I
м.р
ж.р
-а,-я
-
-ия
папа, дядя
мама, тётя,
станция
II
м.р
ср.р
-о,-е
-ий
-ие
магазин,санаторий
окно, море
III
ж.р
на согласный с ь на конце
речь. помощь, рожь
Таблица № 2 Окончание существительных в единственном числе
Работа по сюжетной картинке. Упражнение № 249, стр. 108. работа по сюжетной картинке "Утро" Татьяны Ниловны Яблонской; слайд "Утро". Написать имена существительные разных склонений, например: утро, погода, свежесть,стол, дверь, рука, нога, зарядка,кровать, подушка, ваза, цветок, тарелка, стул, майка, окно, балкон,скатерть, книга, ручка,галстук, сумка,пол, солнце, луч,одеяло,стена,палец, улыбка, бант, радость,урок, хлеб, завтрак, краска,одежда,настроение.
Взаимопроверка: "5"- нет ошибок;
"4"-1 ошибка;
"3"-2 ошибки;
"2"-3 ошибки;
"1"-4 ошибки;
"0"- 5 ошибок.
Выставление оценок, роспись учителя.
VI. Домашнее задание.
1.Задание № 267 стр.117 "У леса на опушке" выучить наизусть. Слова из этого стихотворения будем разбирать на следующем уроке.
Музыкальное сопровождение: Эдуард Хиль.
VII. Подведение итогов урока. По методу " Фишбон" или "Рыбный скелет"
Тема урока" склонение имен существительных"
ПРОБЛЕМА: Склонение имен существительных.
ПРИЧИНА: Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто?(одушевленные) или что?(неодушевленные), имеет 6 падежей: И.п., Р.п., Д.п.,В.п.,Тв.п.,П.п. ;
ФАКТЫ: I склонение Ж.р., М.р., -а.-я., II склонение М.р. с нулевым окончанием, Ср.р.- о,-е.; III склонение Ж.р.- с нулевым окончанием, с Ь на конце.
ВЫВОД: Изменение имен существительных по падежам называется склонением.