Правописание падежных окончаний имен существительных.Обобщение имеющихся знаний о склонении имен существительных единственного числа.Число имен существительных.Склонение существительных в единственном числе.Развить орфографическую зоркость, мышление,воспитывать интерес к предмету.Организационный момент. Проверка знаний.Придумайте предложения со словами ябеда,плакса,забияка.Словарный диктант:Дисциплина,цитата,экспедиция,цыганский,цыплята,нумерация,циферблат,милиционер,цирк,мотоциклист,продукция
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Посмотрите на картину и назовите существительные, определите склонение. Картина о весне. Сочинение на тему «Весна» по одному предложению
– Используя названные существительные, составьте несколько предложений так, чтобы получился связный текст о весне.
1 ряд пишут в тетрадях существительные 1 склонения, 2 ряд – существительные 2 склонения, 3 ряд - существительные 3 склонения.
Составьте синквейн на тему весна
5. Работа в группах. Задание на карточках:
Найти в тексте имена существительные и определить склонение. Определить главную мысль текста.
1 группа.
Пруд был маленький. Весь зарос травой и тиной. Жили в нём карасики и улитки. Житьё у них было скучное. Однажды в пруду поселился рак. Все обитатели водоёма собрались на него посмотреть.
Задание: 1.найти существительные и определить склонение
2.определить главную мысль текста.3.Просклонять существительное пруд у доски.4.Выполнить морфологический разбор слова тина.
2 группа.
Июль-середина лета. Лес стоит зелёным. Поля и луга сильно посветлели. Созрели хлеба. Светлым, золотистым стало поле. Хороша нива. Видны шапки дубов и берёз, острые кроны елей.
Задание: 1.найти существительные и определить склонение
2.определить главную мысль текста.3.Просклонять существительное нива у доски.4.Выполнить морфологический разбор слова июль.
3 группа.
Цветёт берёзка в мае. Тогда листики на ней ещё маленькие. А на концах веток появляются маленькие серёжки. В середине лета их почти не видать. Листья погрубели, потемнели.
Задание: 1.найти существительные и определить склонение
2.определить главную мысль текста.3.Просклонять существительное листики у доски.4.Выполнить морфологический разбор слова лето.
Подул свежий ветерок. 2. В чистом небе появилось тёмное облачко. 3. Оно разрасталось очень быстро. 4. Грозно зашумело поле. 5. Ветер сгибал рожь, но она выпрямлялась. 6. Теперь каждый колосок жил своей жизнью. 7. Он выпрямлялся, звенел и дерзко смотрел в лицо страшному небу.
Выполните задания:
Составьте схемы 5, 7 предложений.
Разберите по составу слова « разрасталось», «грозно», « колосок».
Выпишите слова, написание которых определяется правилом: « Неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково, независимо от произношения».
Найдите слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова?
Сколько в слове «рожь» звуков и букв?
Выпишите словосочетания, в которых одно из слов употребляется в переносном значении.
Подберите синонимы к слову « смотрел».
11.Выполнить синтаксический разбор предложения: В чистом небе появилось темное
Домашнее задание. Написать существительные с мягким знаком на конце: 10 существительных женского рода и 10 существительных мужского рода с шипящей на конце. Написать в 2 столбика, упр.497,стр.181
Итог урока. Выводы.
- Что мы сегодня повторяли на уроке?
- Закрепили изученный материал по теме “Склонение имён существительных”.
- Сколько склонений бывает у существительных?
- У существительных бывает три склонения.
- Как можно определить склонение существительных?
- Склонение у существительных можно определить по окончанию и по роду. К существительным 1-го склонения относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а и -я. Например: мама папа дядя тётя К существительным 2-го склонения относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о и -е. Например: дом снег конь окно солнце.
К существительным 3-го склонения относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. Например: ночь тишь.
- Как можно определить склонение у существительных множественного числа и у существительных, которые стоят не в именительном падеже?
- Существительное нужно поставить в единственном числе. Например: берега - существительное множественного числа. В единственном числе- берег. Существительное “берег” мужского рода. Значит, относится ко 2-му склонению. Существительное нужно поставить в именительный падеж единственного числа. Например: тишина в лесах. Что? Лес - существительное мужского рода (2 склонение).