kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение существительных в единственном числе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание падежных окончаний имен существительных.Обобщение имеющихся знаний о склонении имен существительных единственного числа.Число имен существительных.Склонение существительных в единственном числе.Развить орфографическую зоркость, мышление,воспитывать интерес к предмету.Организационный момент. Проверка знаний.Придумайте предложения со словами ябеда,плакса,забияка.Словарный диктант:Дисциплина,цитата,экспедиция,цыганский,цыплята,нумерация,циферблат,милиционер,цирк,мотоциклист,продукция

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение существительных в единственном числе »

Тема урока: Склонение имен существительных в единственном числе .5 класс

Правописание падежных окончаний имен существительных ( в том числе на -ий,-ия,-ие)

. Цель: Обобщение имеющихся знаний о склонении имен существительных единственного числа. Число имен существительных. Склонение существительных в единственном числе.

Задачи:

Образовательная: познакомиться со склонением существительных в единственном числе.

Развивающая: развить орфографическую зоркость, мышление.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о числе имен существительных и о склонении существительных в единственном числе.

  1. Проверка домашней работы.

  2. Проверка знаний

  1. Придумайте предложения со словами.

Ябеда, плакса, забияка.

  1. Словарный диктант

Дисциплина, цитата, экспедиция, цыганский, цыплята, нумерация, на цыпочках, продукция, цирк, циферблат, делегация, мотоциклист, милиционер.

  1. Объяснение новой темы.

Ребята, скажите сколько форм чисел есть у существительных?

Ед.ч и мн.ч


Стол – столы

Стул- стулья


Только единственного числа: 1) вещества: молоко, кофе

2) отвлеченные: дружба, верность

3) собирательные: студенчество, учительство

4) собственные: Алатау, Урал, Капчагай.


Только множественное число: 1) вещества: сливки, чернила

2) отвлеченные: каникулы, именины

3) парные предметы: очки, ножницы

4) собственные: Альпы, Карпаты.

Склонение имен существительных в единственном числе.

Ребята, давайте вспомним все вместе сколько склонений и какие есть у имен существительных?

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Ж.р – а м.р - ж.р - ь

М.р – я ср.р – о,е

Ребята, какие падежи называются косвенными?

Что нужно сделать, чтобы определить косвенный падеж?

Давайте просклоняем слово тишина

И.п тишина

Р.п тишины

Д.п тишине

В.п тишину

Т.п тишиной

П.п. о тишине

В безударных падежных окончаниях существительных единственного числа пишется:

1-е склонение:в дательном и предложном падежах:к стене,о стене;

Окончание-е 2-е склонение:в предложном падеже(кроме сществительных на –ие,ий):край-о крае.

1-е склонение в родительном падеже: деревня-из деревни.

3-е склонение: в родительном,дательном,предложном падежах: степь- по степи на –ия, Окончание-и

Окончание-и



-ие,-ий:студия-о студии,известие-об известии,жребий-о жребии;

На –мя:время-о времени;

Существительные мужского рода на –ий в именительном падеже имеют нулевое окончание:санаторий

Жаворонок.

На солнц_ темный лес зардел,

В долин_ пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазур_ жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышк_ сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.»


Задание: вставить пропущенные буквы,выделить окончания.

4.Письмо по кругу

Посмотрите на картину и назовите существительные, определите склонение. Картина о весне. Сочинение на тему «Весна» по одному предложению

– Используя названные существительные, составьте несколько предложений так, чтобы получился связный текст о весне.

1 ряд пишут в тетрадях существительные 1 склонения, 2 ряд – существительные 2 склонения, 3 ряд - существительные 3 склонения.

Составьте синквейн на тему весна

5. Работа в группах. Задание на карточках:

Найти в тексте имена существительные и определить склонение. Определить главную мысль текста.



1 группа.

Пруд был маленький. Весь зарос травой и тиной. Жили в нём карасики и улитки. Житьё у них было скучное. Однажды в пруду поселился рак. Все обитатели водоёма собрались на него посмотреть.

Задание: 1.найти существительные и определить склонение

2.определить главную мысль текста.3.Просклонять существительное пруд у доски.4.Выполнить морфологический разбор слова тина.



2 группа.

Июль-середина лета. Лес стоит зелёным. Поля и луга сильно посветлели. Созрели хлеба. Светлым, золотистым стало поле. Хороша нива. Видны шапки дубов и берёз, острые кроны елей. 

Задание: 1.найти существительные и определить склонение

2.определить главную мысль текста.3.Просклонять существительное нива у доски.4.Выполнить морфологический разбор слова июль.



3 группа.

Цветёт берёзка в мае. Тогда листики на ней ещё маленькие. А на концах веток появляются маленькие серёжки. В середине лета их почти не видать. Листья погрубели, потемнели.

Задание: 1.найти существительные и определить склонение

2.определить главную мысль текста.3.Просклонять существительное листики у доски.4.Выполнить морфологический разбор слова лето.

6.работа с учебником. Выполнить упр.493

2-е склонение

3-е склонение

Инвентарь,панцирь,




Тишь,ковыль,инвентарь,лазурь,бандероль,мозоль,панцирь,янтарь,эмаль,полынь,рояль,озимь,вуаль.

Диктант «Проверь себя»

    1. Подул свежий ветерок. 2. В чистом небе появилось тёмное облачко. 3. Оно разрасталось очень быстро. 4. Грозно зашумело поле. 5. Ветер сгибал рожь, но она выпрямлялась. 6. Теперь каждый колосок жил своей жизнью. 7. Он выпрямлялся, звенел и дерзко смотрел в лицо страшному небу.

Выполните задания:

  1. Составьте схемы 5, 7 предложений.

  2. Разберите по составу слова « разрасталось», «грозно», « колосок».

  3. Выпишите слова, написание которых определяется правилом: « Неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково, независимо от произношения».

  4. Найдите слова без окончаний. К какой части речи относятся эти слова?

  5. Сколько в слове «рожь» звуков и букв?

  6. Выпишите словосочетания, в которых одно из слов употребляется в переносном значении.

  7. Подберите синонимы к слову « смотрел».

11.Выполнить синтаксический разбор предложения: В чистом небе появилось темное

Домашнее задание. Написать существительные с мягким знаком на конце: 10 существительных женского рода и 10 существительных мужского рода с шипящей на конце. Написать в 2 столбика, упр.497,стр.181

Итог урока. Выводы.

- Что мы сегодня повторяли на уроке?

- Закрепили изученный материал по теме “Склонение имён существительных”.

- Сколько склонений бывает у существительных?

- У существительных бывает три склонения.

- Как можно определить склонение существительных?

- Склонение у существительных можно определить по окончанию и по роду. К существительным 1-го склонения относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а и -я. Например: мама папа дядя тётя К существительным 2-го склонения относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о и -е. Например: дом снег конь окно солнце.

К существительным 3-го склонения относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. Например: ночь тишь.

- Как можно определить склонение у существительных множественного числа и у существительных, которые стоят не в именительном падеже?

- Существительное нужно поставить в единственном числе. Например: берега - существительное множественного числа. В единственном числе- берег. Существительное “берег” мужского рода. Значит, относится ко 2-му склонению. Существительное нужно поставить в именительный падеж единственного числа. Например: тишина в лесах. Что? Лес - существительное мужского рода (2 склонение).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Склонение существительных в единственном числе

Автор: Торткара Куляим Сайлаубеккызы

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "«Окончания имен существительных 2-го склонения в единственном числе»."
    ["seo_title"] => string(82) "okonchaniia-imien-sushchiestvitiel-nykh-2-gho-sklonieniia-v-iedinstviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "300604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456762898"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "План урока, презентация, проектный лист к уроку "Склонение прилагательных единственного числа. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(119) "plan-uroka-priezientatsiia-proiektnyi-list-k-uroku-sklonieniie-prilaghatiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402776467"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "конспект урока по теме "Правописание падежных безударных окончаний у существительных единственного числа" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-padiezhnykh-biezudarnykh-okonchanii-u-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "133827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416587615"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "конспект урока по русскому языку: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа". "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "138296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417524619"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. "
    ["seo_title"] => string(121) "uprazhnieniie-v-pravopisanii-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh-iedinstviennogho-chisla-1-2-3-sklonieniia"
    ["file_id"] => string(6) "193123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427567753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства