- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных, применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений;
- развивать навыки безошибочного написания безударных падежных окончаний имен существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
- работать по плану.
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
- правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование: план урока, схема «Имя существительное», карточки.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие структуры и мыслительные приемы |
1.Мотивация к уроку | 1 мин | - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте партнеров по плечу, по лицу. Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. С каким настроением вы пришли сегодня на урок, покажите мне. И начнем наш урок. Я хочу, чтобы вы были сегодня предельно внимательны и активными на уроке. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Учащиеся приветствуют друг друга, в тетрадях пишут число, классная работа. | ДАБЛ ФАМС |
2.Актуализация опорных знаний | 10 мин | - Ребята, посмотрите в окно. Какое время года у нас сейчас, правильно зима. Я хочу, чтобы вы, используя структуру ДЖОТ ТОТС, написали мне любые слова на тему «Зима», слова могут быть любой части речи. - Итак, партнер № 1 берет лист бумаги, делит его пополам и передает партнеру по плечу, дальше делим листочек еще пополам и передаем партнеру по лицу и делим ваш листочек еще на 4 части. Разделили, покажите мне, молодцы. Итак, начнем работу, пишем любые слова на тему «Зима». - Чей стол готов, покажите это мне. Молодцы. - А сейчас я даю вам 1 минуту, чтобы вы перечитали все эти слова | Учащиеся готовят карточки для структуры ДЖОТ ТОТС, записывают по очереди слова на тему «Зима». Стол, который закончил, поднимают руки. Каждый из учащихся внимательно читает все слова. | ДЖОТ ТОТС |
| | - А теперь, посоветуйтесь и разложите все слова по группам, назовите каждую группу. - Чей стол готов, покажите это мне. Молодцы. - Сколько групп у вас получилось? Стол №… . У кого столько же, встаньте. Спасибо, садитесь. - На какие группы вы разложили слова? Стол №… - Прочитайте слова, которые в группе «прилагательные», в группе «глаголы» и в группе «существительные». Спасибо. | Учащиеся раскладывают все слова по категориям. Учащиеся одного стола отвечают на сколько групп они разделили все слова, остальные встают, если у них столько же. | СОРТ КАРДС ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН |
| | Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном? - у вас на столе лежат карточки, которые помогут вам вспомнить все об имени существительном. Я даю вам 1 минуту, чтобы вы собрали схему. Время вышло, все успели? Молодцы. - Что мы знаем об имени существительном? - Назовите изменяемые признаки существительного? - Назовите постоянные признаки существительного? - Что мы знаем о склонении имени существительного? - Какие существительные относятся к 1-му склонении.? - Какие сущ. Относятся ко 2-му склонении.? - Какие сущ. Относят к 3-му склонению? - Как мы определяем склонение существительного? Расскажите алгоритм. Молодцы! | Учащиеся собирают схему и устно отвечают что они знают об имени существительном. У: часть речи, отвечает на вопрос КТО?, ЧТО?, называет предмет. У: число, падеж. У: род, склонение. У: Сущ. Бывают 1,2,3 склонения. Учащиеся рассказывают алгоритм: 1. Ставим сущ. в начальную форму 2. определяем род 3. определяем окончание. | |
| 2 мин. | Работа в группах: У вас на столах лежат карточки с высказываниями, которые относятся к имени существительному. Среди них одно утверждение верное, а другое неверное. Ваша задача: Прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверное, то знак -. Проверьте свое утверждение с помощью волшебных слов. 1 группа 1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и,-ы, в дательном и предложном падеже окончание –е. | + | 2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е. | _ | 2 группа 1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. | + | 2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. | _ | 3 группа 1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | | 2. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . | + | Послушаем наши группы. Сделаем вывод. Учащиеся делают вывод, учитель на доске вывешивает таблицы. | Учащиеся в группе работают по карточкам, доказывают свое утверждение. Сущ. 1 склонения в Р.п имеют окончание –и,-ы, а Д.п. и П.п. окончание –е. Сущ. 2 скл. П.п. –окончание –е. Сущ 3 скл. – в Р.п, Д.п., П.п – окончание –и. | |
3.Постановка цели и задач урока | 2 мин | - Ребята, а какова же тема сегодняшнего урока? - А чему мы должны научиться? - А какие падежные окончания существительных труднее написать, которые под ударением или безударные? | Безударные падежные окончания имен существительных. Научится правильно писать безударные падежные окончания. | |
4. Работа над решением поставленных задач. | 10 мин 2 мин 3 мин 4 мин | - Вспомним алгоритм написания безударного окончания имен существительных. - А теперь давайте попробуем применить наши знания на практике. У вас на столах лежат желтые карточки. Возьмите их, как вы видите ваша задача правильно написать безударное окончание. Прочитайте, подумайте и запишите эти предложения в тетрадь, докажите, почему именно это окончание должно быть, а потом вы обсудите это в команде. На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка. Написали, а теперь расскажите своим партнерам по столу, что у вас получилось, начинает партнер № 1. Опрос учащихся. - стол № .. партнер №,,,, все ли справились с заданием? В чем они ошиблись? Давайте проверим, как нужно было это сделать. - А теперь немного отдохнем. | Алгоритм написания безударного окончания имен существительных. 1. Определяю склонение 2. определяю падеж 3. вспоминаю какое окончание имеет это существительное в этом падеже 4. проверяю по слову-помощнику Учащиеся пишут работу в тетради, затем проговаривают это по кругу в группе. | ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН |
5.Физкультминутка | 5 мин | - Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению, вы встанете Ко 2 склонению – поднимите руки вверх. К 3 склонению – хлопаете в ладоши один раз. Будьте внимательны и постарайтесь запоминать слова. Заря, степь, свобода, багаж, вокзал, колесо, команда, шоссе, рожь, экскурсия. - Ребят, а какие слова я называла? Правильно-словарные. - Запишите по два слова 1,2,3 склонения. - какие слова записали? | Учащиеся выполняют задание: заря – встали степь-хлопаем свобода-встали багаж-руки вокзал-руки колесо –руки команда-встали шоссе-руки рожь-хлопаем экскурсия-встали. | |
6. Включение в систему знаний | 8мин | Ребята, найдите на столах белые карточки. Ваша задача записать слова в тетрадь, определить склонение и падеж существительного. С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке. -А сейчас вы будете в роли учителя. Обменяйтесь тетрадями с портером по лицу и проверьте по эталону на экране. - Оцените работу своих соседей. Без ошибок -5, 1,2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, больше 3 -2. - Поставьте отметку на поля. Кто получил 5-встаньте, встаньте у кого 4, молодцы ребята, вы заслужили чир. | Индивидуальная работа учащихся с взаимопроверкой. | ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН |
7. Повторение | 5 мин | - А на последок, давайте проверим как вы усвоили тему сегодняшнего урока и сделаем небольшой тест. Вопросы будут на экране, а вы в тетради запишите только букву с правильным ответом. - Поднимите руку, у кого получилось слово. Какое слово получилось. Правильно СМОГУ. Значит, у вас все получится и вы сможете правильно писать безударные окончания существительных. А у кого не получилось, значит, еще раз повторят дома эту тему. | Учащие выполняют тест в тетради | |
8. Итог урока | 2 мин | - давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? - научились ли мы определять безударные окончания существительных? | Мы должны были научиться правильно писать безударные окончания существительных. | |
9. Рефлексия | 3мин | - вот и заканчивается наш урок. -оцените, пожалуйста, себя на уроке, посмотрите на экран и поставьте на полях тетради тот знак, который подходит вам: + - знаю и умею применять ! – знаю, но не всегда могу применять ?- не уверен в своих знаниях - -пока не знаю и не умею. Запишите домашнее задание: На столах у вас два вида карточек по уровню сложности, 1 карточка, полегче, вторая сложнее. Выберете то задание, с которым вы точно справитесь. Спасибо за урок! | | |