kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение изученного  по теме «Деепричастие».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».»

Систематизация и обобщение по теме «Деепричастие»


Цели: обобщить и систематизировать материал о деепричастии; способствовать развитию умения конструировать предложения с использованием деепричастий, содействовать развитию устной и письменной речи, создать условия для успешной работы.

Задачи:

Обучающие:

Формировать навык нахождения деепричастия и деепричастного оборота, выделять его запятыми, написание не с деепричастиями.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения предложений с деепричастными оборотами, строить предложения, в состав которых входят деепричастные обороты.

Воспитательная:

Воспитывать у учащихся уважение друг к другу, организованность, ответственное отношение к работе, к художественному слову.

Личностные УУД: понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования. Расширение словарного запаса учащихся.

Регулятивные УУД: понимать и строить планируемые действия; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Познавательные УУД: извлечение информации; анализ объектов; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; соблюдать правила речевого поведения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре, исследование.

Образовательная технология: сотрудничество.

Планируемый результат.

Предметные:

Уметь образовывать деепричастия, находить деепричастия и деепричастный оборот, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; правильно выделять их на письме; конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем; слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. День сегодня необычный, потому что на нашем уроке присутствуют гости.

2. Работа по теме урока.

На столах у каждого из вас лежит «Карта знаний», в которой вы будете оценивать свою работу. Я желаю вам успехов, плодотворной работы. Хороших оценок.

Подпишите в листах число, классная работа.

Внимание на доску!

Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Время на выполнение задания 1 минута.

а) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

1) Пунктуация

б) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения и употребления в речи.

2) Морфология

в) Содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливают связи и отношения между словами в предложении.

3) Синтаксис

г) Раздел науки о языке, в котором слова изучаются как части речи.

4) Лексика


А теперь ещё раз, посмотрите на доску. Проверяем себя (доска).

Какие части речи мы с вами изучили в разделе морфология?

С какой частью речи мы познакомились сравнительно недавно? (с деепричастиями).

Сегодня, мы обобщим знания по этой части речи.

Сформулируйте тему этого урока.

«Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Исходя из данной темы урока, определите цели урока.

- Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия;

-орфограмму «Не с деепричастиями»;

- уметь находить деепричастие;

- научиться отличать деепричастие от других частей речи, определять вид;

- безошибочно расставлять знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;

- составлять связный текст с использованием деепричастий на основе наблюдения действий. Продолжаем….

Для выполнения заданий каждый из вас должен свободно владеть теоретическим материалом. Подумайте, какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по деепричастию и адресуйте их соседу. 1 минута на обдумывание.

Что такое деепричастие? - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что сделав? Что делая? Как? Каким образом?

Какие признаки глагола есть у деепричастия? - Какой признак наречия имеет деепричастие?

1. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными: вытираясь полотенцем (возвратное, так как имеет суффикс- сь) - вытирая полотенцем (невозвратное: не имеет суффикса –сь);

2.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: решая задачу (несовершенный вид) - отвечает на вопрос что делая?; решив задачу (совершенный вид) - отвечает на вопрос что сделав?

3.Деепричастия распространяются, как глаголы: читать книгу - читая книгу.

Признаки наречия у деепричастия.

Деепричастия - неизменяемые слова.

В предложении деепричастие зависит от глагола – сказуемого и является обстоятельством.

Справились с поставленной задачей?

Молодцы, итак , продолжим работу в оценочных листах , но оценивать работу вы будете в баллах.

3 балла - за работу в которой нет ошибок;

2 балла - я допустил (а) 1-2 ошибки;

1 балл - я допустил (а) 3 -4ошибки;

0 баллов– я допустил (а) 5 и более ошибок.

Задание № 1

Раскройте скобки, запишите слова в два столбика: с раздельным и слитным написанием не.

На выполнение задания у вас 1, 2 минуты.

(Не)уставая, (не)присев, (не)задумываясь, (не)навидя, не)думая, (не)годуя, (не)прочитав, (не)доумевая, (не)двигаясь, (не)взлюбив.

Выполнили, проверьте свою работу, глядя на экран. Это поможет вам развить орфографическую зоркость.

Все справились с заданием? Кто допустил ошибки, в каких словах?

Вывод: НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда они без НЕ  не употребляются ( как и глаголы).

Оцените, работу !

Продолжаем!

Задание № 2

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Запишите номер ответа. На выполнение задания 2 минуты

1.ЗаметИв, увидЕв;

2.ВыслушАв, запомнИв;

3.ПочуЯв, выключИв;

4.ПоклеИв, уничтожИв.

Ребята, 2 минуты прошло!

Перед суффиксами (-в, -вш) в деепричастиях совершенного вида пишется та же гласная, что и перед суффиксом –ть в инфинитиве (или –л в форме прошедшего времени).

Выполнили? Проверьте себя, оцените свою работу!


Задание № 3

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Объясните, на каком основании Вы сделали свой выбор. Время на выполнение задания 2 минуты.

Молодые ёлочки (1) покачивая своими вершинками (2) внимательно смотрели (3) на незнакомцев (4) готовясь в любую минуту их задержать.

Готовы? Все выполнили?

Объясните!! (в этом предложении обособленные однородные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Деепричастный оборот находится в середине, схема

Оцените, работу в баллах!

2 балла - нет ошибки;

1 балл - 1 ошибка;

0-1 и более ошибка.

Ребята, а какое изобразительное средство использовано в этом предложении? (ОЛИЦ.), верно, потому что здесь о ёлочках говорится, как о людях.

Продолжаем работу!

Задание № 3

Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номер этого предложения. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Объясните, на каком основании Вы сделали свой выбор. Время на выполн. задания 2 минуты.

1. Болельщики ждали, волнуясь решающего гола.

2. Над рекой наклоняясь что-то шепчет камыш.

3. Ре­бя­та сме­ясь и крича во­рва­лись в ком­на­ту.

4. При­е­хав в Ми­хай­лов­ское Пуш­кин дол­жен был как-то обу­стро­ить свой быт.


Поясните:

1. Приехав в Михайловское, Пушкин должен был как-то обустроить свой быт.

2. Деепричастный оборот выделяется с одной стороны, так как стоит в начале предложения.

А теперь, обменяйтесь листами, Оцените работу друг друга, глядя и экран в баллах.

Задание № 4.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Объясните свой выбор. На выполнение задания у вас 1 минута.

Рассказывая о Пушкине,

1) я напомнила детям о поездке в Михайловское;

2) мне вспоминаются школьные годы;

3) у нас возникает светлое чувство;

4) критиком были найдены очень точные слова.

Алексей, поясни!

Пояснение: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относится к одному лицу.

Проверяем!

Оцените работу!1балл-нет ошибок;0-баллов допустил ошибку.

Задание № 5.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота. Объясните, почему так нельзя сказать. Время на выполнение работы 1 минута.

а) Закрыв дверь, у меня сломался замок.

Пояснение: основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, относятся к разным действующим лицам.

б) Быстро сделав уроки, Маша пошла на улицу.

в) Смущаясь, она быстро встала и вышла из комнаты.

Оцените работу! 1балл-нет ошибок; 0-баллов допустил ошибку.

Задание № 6.

Выразительно прочитайте текст, а затем выполните задания. Обратите внимание, за работу с текстом вы получите ответ 1 балл, если нет ошибок, если есть шибки- 0 баллов.

Оксана Павловна Ярмольник (урождённая Афанасьева; родилась 29 января 1960, Москва, СССР) - российский дизайнер и художник по костюмам для театра и кино, актриса. Жена актёра и продюсера Леонида Ярмольника.

Бывал ли кто-нибудь из вас там? Давайте, заочно познакомимся с этим удивительным краем.

Действительно, Кижи – это изумительный по красоте музей русского деревянного зодчества, под открытым небом. Как хорошо, что нашлись такие люди, которые собрали и сохраняют памятники русского деревянного зодчества. Если бы каждый из нас на своем куске Земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!

(1) Кижи – это абсолютная гармония. (2) Архитектурный ансамбль Кижи связан с окружающей природой как никакой другой. (3) Он очень красивый, ничего подобного ему в мире больше нет.

(4) Мы – художники и, наверное, воспринимаем всё немного острее, понимая, как тяжело добиться такой гармонии, а Кижи – это абсолютная гармония.

(5) Существует легенда, будто во время Великой Отечественной войны немецкий летчик, получив задание разбомбить Кижи, не смог этого сделать. (7) Он, оценив с высоты всю красоту этого ансамбля, не сбросил бомбы в озеро. (6) Никаких документальных свидетельств этому не осталось. (7) Хотя кто знает? (8) История очень красивая. (9) Фашистов, воплощавших зло и ужас, горе и смерть, настроенных на разрушение, тронула невероятная красота Кижей, которая, наверное, может спасти мир.

Бывал ли кто из вас в Кижах? У вас есть возможность заочно познакомиться с этим удивительным краем. О.А.Ярмольник.

1. Тема текста. Определим тему текста, подумаем, как его можно озаглавить? (Кижи).

2. Сформулируйте основную мысль текста. Невероятная красота Кижей, которая, может, спасти мир.

Выпишите из текста все деепричастия. Запишите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.

3.Скажите, какую роль играют деепричастия в тексте?

Использование деепричастий даёт возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину. Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.

3. Этап подведения итогов занятия.

Подводя итог своей работы, закончите предложения, используя деепричастия.

Сегодня на уроке я…….

Оценки за урок

Ребята, сегодня мы с вами много работали в оценочных листах. Передайте, мне вперёд с последних парт ваши работы. Я их проверю и поставлю дополнительные оценки.

4. Этап информации о домашнем задании.

Запишите, домашнее задание.

Напишите дома сочинение-миниатюру о ваших любимых уголках Курска, используя как можно больше деепричастий и деепричастных оборотов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Автор: Анна Александровна Артемова

Дата: 01.03.2020

Номер свидетельства: 541650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "«Обобщение и систематизация знаний  по теме «Деепричастие»."
    ["seo_title"] => string(68) "obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "257584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448361468"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»»"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-v-8-klassie-tiema-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "279158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453201977"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
    ["seo_title"] => string(57) "deeprichastie_obobshchenie_i_sistematizatsiia_izuchennogo"
    ["file_id"] => string(6) "474065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529654416"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства