Портрет деепричастия
(Обобщение и систематизация знаний по теме)
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
Ребята, перелистывая страницы томика стихов, я была просто поражена необычным стихотворением английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». А что вам показалось необычным, вы скажете после того, как послушаете его.
1 слайд Видео водопада. Музыка
Учитель:
Понравилось?
В чем же необычность стихотворения? Обратимся к тексту.
Учитель: Поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.
Уникальная часть речи!
- Динамика речи,
- Детализация действия,
- Звукопись, цветопись –какая выразительность!
Слайд (Рыбка )Употребление деепричастий в речи
Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Какой вид искусства позволяет нам увидеть воображаемое? (живопись)
Я предлагаю соединить на сегодняшнем уроке два вида искусства: искусство слова и живопись.
Приглашаю вас в картинную галерею русского языка, где живёт дружная семья частей речи, и посетим мы сегодня зал Деепричастия. Но я должна вам сообщить, что в нашей галерее произошло трагическое событие - нарушилась целостность портрета деепричастия.
Слайд (рама и слово деепричастие)
Сотрудники музея сбились с ног, пытаясь восстановить портрет, но их работа не увенчалась успехом. На вас возлагаются огромные надежды. Давайте им поможем восстановить утраченный облик деепричастия.
Итак, в центре картины- его величество - деепричастие.
Слайд (тема)
Наш урок я назвала «Портрет деепричастия».
Я хочу, чтобы мы внимательно вгляделись в этот портрет, повторили всё изученное о деепричастии и потренировалисьсь в употреблении деепричастий в речи. Вы ведь убедились: это яркая, динамичная, интересная часть речи, которая, к сожалению, занимает скромное место в нашей речи.
II Общее грамматическое значение деепричастия
Учитель:
-Каково общее грамматическое значение деепричастия?
Слайд Кит: Добавочное действие
Учитель:
О происхождении термина «деепричастие» расскажет нам языковед.
Языковед:
Сущность деепричастия заложена в термине, состоящем из двух корней: дее и причастие, т.е. причастный к действию.
Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Значение слова ПРИЧАСТНЫЙ следующее: « Причастный» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему- нибудь».
Часть дее обозначает «причастность к действию»
Учитель:
К каким же частям речи непосредственно «причастно» деепричастие?
(глагол, наречие)
Работаем с интерактивной таблицей. Назовите признаки глагола и наречия.
Учитель:
Уважаемый языковед, как ещё называют деепричастие?
Языковед:
В некоторых грамматиках деепричастие называют отглагольным наречием, а в некоторых его называют особой формой глагола.
Учитель:
На какие вопросы отвечает деепричастие?
Учитель: Сделаем вывод: Что называются деепричастием?
Ученик: Деепричастие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Например! Скльзя по утреннему снегу…
III Морфологические признаки деепричастия.
Учитель:
-Как вы думаете, что будет следующим элементом портрета деепричастия?
Ученик:
морфологические признаки деепричастия.
(слайд кит)
Учитель:
Назовите морфологические признаки, которые характерны для деепричастия.
Ученик: Деепричастие имеет основные морфологические признаки:
вид, возвратность-невозвратность, неизменяемость.( ПРИМЕРЫ)
Слайд
Обобщим с помощью морфологического разбора. Пожалуйста к доске -работа по карточке. Произвести морфологический разбор деепричастия.
Морфологический разбор: карточка, ученик у доски
IV Словообразование деепричастий
Слайд рыбка с суффиксами
Учитель:
Ребята, а давайте обратим внимание вот на эту рыбку( рыбка с суффиксами)
Какая часть слова помогает узнать деепричастие?
Ученик:
Нам помогают суффиксы, при помощи которых от глаголов образуются разные деепричастия.
Учитель:
Назовите их.
- Ученик:
-а, -я, -в, -вши, - ши
Учитель:
Внимание на таблицу (Слайд интерактивная таблица) Как образуются деепричастия?
V Синтаксическая роль деепричастий.
Каким членом предложения является деепричастный оборот?
Ученик:
В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства.
Кит «Синтаксическая роль»
Учитель:
Отправляемся далее по нашему залу «Деепричастие». Перед нами картина В.М. Васнецова «Алёнушка» и искусствоведческий текст из книги Лидии из серии «Художники».Давайте проверим, научились ли вы образовывать деепричастия, выделять их в тексте. Желающие к доске.
Учитель:
Замените выделенные глаголы деепричастиями. Подчеркните деепричастные обороты, расставьте знаки препинания.
Работа с интерактивной доской, ученик у доски, остальные в тетради.
Учитель:
Прочитайте получившийся текст. Оценка за работу.
VII Орфография
Учитель: Мы достаточно много собрали информации для восстановления портрета деепричастия. Но главное– это правописание. Поупражняемся в правописании деепричастий.
(На доске рыбка- орфография)
Диктант с грамматическим заданием. Подчеркните орфограмму «НЕ с деепричастием».
Не замечая ничего, не стихая ни на минуту, неумолкающий шепот, не знающая тепла, неутолимая печаль, не рассчитывая на помощь, ничему не радуясь, не ощущая холода, несбывшиеся мечты, смотрел негодуя.
Учитель:
-Назовите деепричастия.
-Как они пишутся с НЕ ?
Учитель: Вывод?Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются.
Учитель:
Вернёмся в нашу картинную галерею. Стоя перед картиной, мы немеем пред величием и красотой искусства. Передавать свои впечатления от увиденного трудно. Учимся употреблять деепричастия в речи.
Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можете воспользоваться материалом прочитанного стихотворения Р.Саути.
Слайд музыка
Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, ___________________, устремляются вниз с огромной высоты ______________ . Они, ___________, неостановимо бегут наперегонки,___________________ . Вот они, ______________________, переливаются под лучами солнца, а вот,________________________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________, веками удивляет человека?
-Чтение работ.
-Комментарий учителя.
Учитель:
Образ деепричастия не прост! Есть ещё один интересный вид работы- если допустить грамматические ошибки в употреблении деепричастий в тексте, то предложения могут потерять смысл, нарушится художественная выразительность.
VIII Исправим грамматические ошибки
? IХ Подведение итогов
Учитель: Итак, портрет деепричастия составлен. Закончилось путешествие по залам картинной галереи.
Я предлагаю послушать поэтический портрет деепричастия.(Чтение)