Конспект урока по русскому языку в 7 классе
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: «кулинарный урок-сюрприз.
Технология: элементы технологии развивающего
и дифференцированного обучения.
Цели урока: 1). Обучающая: закрепить сведения о деепричастии, способах его образования, морфологических признаках, синтаксической роли; предупредить ошибки в употреблении деепричастий; совершенствовать пунктуационные умения и навыки.
2). Развивающая: развивать мышление, память, умение правильно употреблять деепричастия в речи, навыки конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами; формировать коммуникативные компетенции; формировать у учащихся преставления о многофункциональности языкового явления (использование языка в непривычной для учащихся сфере - кулинарии. Пополнение словарного запаса учащихся через обогащение активного словаря. Формирование навыков само и взаимоконтроля (работа в паре).
3). Воспитывающая: воспитывать интерес к урокам русского языка. Воспитывать культуру речи.
Задачи урока: 1). Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
2). Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
3).Способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Методический комментарий:
1).В связи с тем, что содержание программы по русскому языку осуществляется по учебно-методическому комплексу под редакцией Т. А. Ладыженской, направленного на развитие учащихся, то и содержание урока построено в проблемном ключе. Данный урок проводится после изучения темы «Деепричастие» в нетрадиционной форме – в форме «кулинарного» урока, т. е. добывание знаний берется непосредственно из реальности.
2).На уроке осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль знаний учащихся. Учащиеся сами определяют уровень усвоения материала (за правильно выполненные задания ученики получают жетоны с указанным на них количеством баллов). В конце урока количество баллов суммируется, и учащиеся получают оценку в соответствии с количеством набранных баллов.
Ход урока:
Оргмомент (Приветствие, введение в тему урока).
Учитель:
– Здравствуйте, садитесь.
Назовите части речи, записанные на доске.
(числительное, существительное, прилагательное, сущ-е)
-Какие части речи еще знаете?
(наречие, местоимение, предлог, союз, частица, причастие,
деепричастие).
- Какие из этих частей речи образуются от глаголов?
(причастие, деепричастие).
- Сегодня на уроке вы должны принять активное
участие, говорить мы будем с вами про деепричастие.
Обобщение и систематизация изученного по деепричастию
Слайд-1
Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
- Каким общим признаком обладают причастие и деепричастие?
(самый главный признак)
(особые формы глагола)
Учитель:
- А так как это особые формы глагола, их нельзя путать между собой.
У них есть свои собственные признаки.
Итак, внимание!
Задание №1.
- Называется оно «Каждой части речи свои признаки».
Вам нужно указать признаки, характерные для частей речи, данных в задании и соединить соответствия прямыми линиями.
Листочки с заданиями у вас есть на партах. Признаки причастия указать красными линиями, деепричастия – синими.
2 Слайд 2
Укажите соответствия:
причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета.
Изменяемая форма Вид (сов.-несов.)
ПРИЧАСТИЕ
Добавочное действие Время
Признак предмета по действию Обстоятельство
Полная и краткая формы Определение,
сказуемое
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Неизменяемая форма Число (ед.-множ.)
Действительные и страдательные «НЕ» – слитно и
раздельно
Учитель:
- Проверьте, все ли у вас правильно? Сколько линий провели неправильно?
А теперь поставьте себе оценки на поля.
Слайд 3
Оценки:
Оценка | Количество ошибок |
«5» | 1-2 ошибки |
«4» | 3-4 ошибки |
«3» | 5-6 ошибок |
«2» | Больше 6 ошибок |
Повторение сведений о деепричастии
Учитель:
- Приведем в порядок наши мысли, вспомним определение деепричастия
(с примерами) и его биографическую справку.
1.Уч-ся дают определение деепричастию;
2. История происхождения деепричастия:
- Деепричастие произошло от 2х слов: частицы «дее» (от деяти в значении делать, например: дееспособность, деятель, деятельный) + причастие, т. е. причастность (принадлежность) к действию;
Деепричастие, как и наречие, украшает глагол, дополняет его другими действиями, как бы « дописывает, дорисовывает действие (движение)».
- Термин деепричастие был введен в грамматику Мелентием Смотрицким в начале XYIII века. Это та самая грамматика, по которой занимался Михаил Васильевич Ломоносов. До XYIII века деепричастия не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.
Учитель:
- Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались
Слайд 4
Аристотель, Платон, Яско, Панини. В русской лингвистике - Лев Владимирович Щерба, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов.
Учитель:
- Вопрос о времени возникновения деепричастия в русском языке является одним из дискуссионных (спорных). По мнению Алексея Александровича Шахматова, формирование деепричастия относится к XYIII веку.
По происхождению деепричастие в русском языке восходит к краткой форме–Им. падежа причастия, которое существовало еще в 14 веке.
Деепричастие - неизменяемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Сходные глагольные формы существуют не только в русском, но и в латинском, французском языках, а так же в тюрских языках, венгерском и эскимосском.
Учитель:
- Вот так, в общих чертах мы с вами вспомнили «родословную» деепричастия, что это за часть речи, отличие его от причастия, а сейчас, засучив рукава, приступим к повторению всех его особенностей
Запишем предложение:
Семиклассники будут работать на уроке (не) покладая рук.
(предложение записано на доске за створкой)
Задание №2.
1). ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- С какими двумя особенностями деепричастий мы встретились в этом предложении? (Деепричастный оборот, который выражается фразеологизмом). (-Может быть, вы вспомните выражение «Засучив рукава» Как такое выражение называется? (фразеологический оборот. Он является синонимом к «не покадая рук))
2). - А как бы вы поставили знаки препинания в этом предложении? Объясните постановку знаков препинания. (Запятая не ставится, потому что деепричастный оборот не покладая рук – фразеологический оборот. А ф. о. не выделяются запятыми.
3). Как вы понимаете выражения «не покладая рук», засучив рукава? Как будут трудиться семиклассники на уроке?( добросовестно, упорно, много).
4). А когда еще деепричастие не выделяется запятой? (когда оно одиночное, стоит в конце предложения и по значению = наречию. Семи-
классники на уроке будут работать молча= тихо).
3). - Объясните правописание НЕ с деепричастиями.
4). - Давайте сделаем синтаксический разбор данного предложения.
5). Разбор по членам предложения на доске сделает… (ученик выполняет на доске разбор по членам ); класс - синтаксическая характеристика предло - жения. (Простое, повеств., невоскл., двусост., полное, распр.,
не осложнено)
3. Орфоэпические нормы деепричастий.
Учитель:
- Очень важно правильно произносить деепричастия.
В-с: Что вы помните об его орфоэпических особенностях?
(т. е. особенностях произношения?)
(в деепричастии ударение падает на букву, которая была ударной в глаголе)
Слайд 5
Задание: образуйте от данных глаголов деепричастия. Произнесите их
правильно.
Начать - (начав)
Поднять - (подняв)
Закупорить – (закупорив)
Заплесневеть – заплесневев
Черпать - черпая
(деепричастия появляются по щелчку)
Учитель:
- Правильно нужно произносить не только деепричастия, но и важно правильно читать, произносить предложения, в которых есть
деепричастия и деепричастные обороты. Правильная интонация определяет постановку знаков препинания.
Повторение пунктуации деепричастий.
Учитель:
- Повторять известные нам сведения о деепричастии мы будем «кулинарным языком».
- Кто такой кулинар? Кто знает?
Слайд 6
Кулинар – человек, искусный в приготовлении
кушаний. (повар)
Кулинάрия - (кулинарúя) – искусство приготовления
пищи.
Слайд 7
Задание: прочитайте предложения выразительно, объясните
постановку знаков препинания.
1). Научившись готовить пять основных соусов, вы можете смело осваивать искусство кулинάрии.
(Эти соусы называются так: голландский, эспаньола, бешамель,
куриный, томатный. Если кто-то заинтересуется, могу дать рецепт).
2). Используя различные соусы, поварά придают
необыкновенный вкус уже давно полюбившимся блюдам.
3). Заправляя салат растительным маслом, столовым уксусом, майонезом или сметаной, вы значительно улучшаете его вкус. 4). Лучшие повара полагаются на вдохновение, стараясь сочетать старое с новым. |
5. Редактирование предложений с грамматическими ошибками.
Учитель:
- К нам в класс пришло письмо. Его написала одна девочка из нашей школы, но попросила не называть ее имени. Вот что в нем написано (читаю письмо вслух).
Уважаемые семиклассницы!
Я очень люблю торты и часто балýю ими домашних. Рецептом одного из них я решила поделиться с вами. Но когда я записала первое (не читать вслух) « Делая торт, масло должно быть растопленным»).
предложение, одноклассницы рассмеялись и сказали, что так писать нельзя. Но почему? Не могли бы вы мне помочь? Объясните, в чем моя ошибка. Ведь мне так хочется поделиться этим рецептом.
7
- Вот это предложение.
Слайд 8
Делая торт, масло должно быть растопленным.
- Ну что поможете? (Не хотите?)
- Заметили ошибку?
- Какой ответ вы дадите девочке?
- Может быть в нем неправильно
расставлены знаки?
- Как бы вы записали это предложение?
(Когда делаете торт, растопите масло. Когда делаете торт, масло нужно растопить. Делая торт, растопите масло).
(Если учащиеся затруднятся дать ответ, то дать им подсказку. Если учащиеся найдут и исправят грамматическую ошибку, то просто сделать вывод и обратить внимание на схему).
Учитель:
-В данном предложении допущена грамматическая ошибка.
С деепричастным оборотом нужно быть очень осторожным. Чтобы не получилось такой бессмыслицы, как в данном предложении, помните, что действие, обозначенное деепричастием и действие, выраженное глаголом-сказуемым, всегда относятся к одному и тому же лицу.
☺
Деепричастие глагол-сказуемое
Учитель:
- Давайте еще потренируемся (устно). Перед вами лежат цифры. Какой вариант ответа вы считаете правильным. Ту цифру и поднимите.
(за правильный ответ уч-ся выставляют себе на поля по 1 баллу)
Слайд 9
Кулинарные советы
Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Нарезая лук,…
1) он не будет щипать глаза в холодной воде.
2) у нас слезились глаза.
3) нож должен быть хорошо наточен.
4) мама нацепила на кончик ножа кусочек хлебного мякиша. (верный ответ)
Учитель:
- А знаете для чего нужен кусочек хлеба?) - (не будет слез)
Учитель:
- Еще один слайд.
(КАРАМЕЛЬ (франц. caramel), (т е.сахар под воздействием пара уваривается и становится уже не сыпучим, а наоборот тягучим, и не белого, а коричневого цвета)
1) кондитерское изделие, приготовленное увариванием сахаропаточного сиропа с добавлением вкусовых, красящих и ароматических веществ.
Слайд 10
Присыпав мясо перед жаркой сахарной пудрой,
на ней образуется вкусная поджаристая корочка.
она кармелизуется и покрывает мясо красивой корочкой.
оно получится сочным и поджаристым.
вам обязательно понравится его вкус. (прав. ответ)
Учитель:
- А теперь обратимся к «Книге о здоровой и полезной пище людоедов». Рецепты для людоедов в ней составлены Григорием Бенционовичем Остером.
Слайд 11
Книга о вкусной и полезной пище людоедов |
Слайд 12
Жадины в собственном соку.
1.Взяв несколько отборных жадин, дайте им как можно больше вкусного сока. 2. Затем всех жадин побросайте в кастрюлю, добавив по вкусу соли и перца. 3. Ешьте жадин, проглатывая их целиком, потому что они ни за что не ра(?)танутся даже с самым маленьким кусочком. (Расстанутся)
(Читаю текст выразительно)
Учитель:
- Помните, что выразительное чтение позволяет правильно расставить знаки препинания.
Задание-1. Объясните правописание гласных в приставка (от-, по-, до-, про-; рас-. Приставка рос- бывает только под ударением, например: росказни. роспись, росчерк).
Задание-2.
а). -Назовите деепричастие в 1ом предложении.
Теперь назовите его вместе с зависимыми словами.
- Что мы получили? (деепричастный оборот). Где он стоит? (в начале предложения).
- Сколько запятых? (одна, после деепричастного оборота)
(Проверка по щелчку)
- Правильно? (да)
б). – Найдите деепричастие во 2ом предложении
и зависимые от него слова. Где стоит? (в конце предложения). Где должны стоять запятые? (перед деепричастным оборотом).
(проверка по щелчку)
в). – Назовите деепричастный оборот в 3м предложении. Где стоит? (в середине). Сколько запятых? (две, с обеих сторон).
Учитель:
- В данном предложении 2я запятая одновременно закрывает деепричастный оборот и разделяет главное предложение с придаточным. Видите подчинительный союз «потому что»?
г). – Каким деепричастиям соответствует следующая характеристика?
Невозвратное, совершенного вида.
(взяв, добавив)
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
(Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида путем прибавления суффиксов –в, - ши, вши). Деепричастия совершенного вида образуется также от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я), например: услыша, заметя.
Учитель:
- Наибольшую трудность представляют предложения с деепричастиями или деепричастными оборотами, в которых есть союз И.
- Вам нужно будет рассмотреть внимательно схемы таких предложений и рассказать, как выделяются в них запятыми деепричастия и деепричастные обороты.
Слайд 13
О О
А). […, ׀•–•– •– ׀ и ׀•–•– •– ׀,… ].
Б). [ ─ ═ и, ׀•–•– •– ,׀═].
В). [─ ═, ׀•–•– •– и ,׀═].
Г). [ ─ ═] , и [,׀•–•– •–, ─ ═] .
Вывод:
А). Если два деепричастных оборота соединены союзом И, перед этим союзом запятая не ставится: запятая ставится перед первым деепричастным оборотом и после второго.
Б). Если в простом предложении с однородными сказуемыми деепричастный оборот стоит после союза И, соединяющего сказуемые, запятая ставится после союза И.
В). Если в простом предложении с однородными сказуемыми деепричастный оборот стоит перед «и», то одна запятая ставится перед его началом, а другая в его конце.
Г). Если сложное предложение, а деепричастный оборот стоит после союза И, союз И оказывается с 2х сторон в запятых: 1я отделяет друг от друга простые предложении в составе сложного, 2я ставится перед началом деепричастного оборота, 3я запятая закрывает деепричастный оборот.
Учитель:
- Также ставятся запятые и при одиночных деепричастиях.
- Обратимся еще к одному рецепту из книги людоедов.
Слайд 14
Азу из егозы.
Азу – Кушанье из мелких кусочков мяса в остром соусе.
Егоза – непоседа, слишком подвижный человек.
Задание: Расставьте и объясните недостающие знаки препинания.
Запишите 1е предложение в тетрадь.
Вертлявую третьеклассницу, крутящуюся юлой, о(?)тановить и, (?)резав тонкими ломтиками её туфельки, бросить их вместе с девочкой в булькающую подливку. Подавая к столу, смотрите, чтобы она, прыгая по тарелке через верёвочку, не забрызгала ваших гостей горячей подливкой |
Учитель:
- Объясните орфограммы.
- Какой из схем воспользовались, чтобы правильно расставить
знаки?
Ответ: (Б: деепричастный оборот стоит после союза И)
Б). [ ─ ═ и, ׀•–•– •– ,׀═].
- Назовите причастный оборот. (крутящуюся юлой). Почему выделяется запятой? (стоит после главного слова)
Учитель:
- Еще один рецепт. Прочитайте его и определите, на месте
каких цифр должны стоять запятые? Выберите правильный
вариант ответа. (читают про себя)
У вас на партах цифры. Поднимите ту цифру, которая, по вашему мнению, соответствует одному из указанных вариантов ответа.
(3)
Слайд 15
Борщ из ябед с драчунами.
Взяв одинаковое количество ябед и драчунов (1)и (2) посадив их в одну и ту же кастрюлю(3) заляпайте томатной пастой, хорошо перемешайте и варите(4) часто (5) бросаясь в ябед и драчунов свеклой. В уже готовый борщ вместо соли можно добавить несколько плакс.
1). 1,2,3.4
2). 2, 3, 4
3). 3, 4
4). 1,3,5
Учитель: - Какой схемой воспользовались? (Ответ: А – впереди
абзацный отступ). А). […, ׀•–•– •– ׀ и ׀•–•– •– ׀,… ].
Учитель:
- В экзаменационные тесты включены подобные задания.
Учитель:
- На доске нужно будет выполнить морфологический разбор деепричастия «бросаясь» .
(Ученик выполняет морфологический разбор, затем рассказывает об образовании деепричастий несовершенного вида
Класс: фонетический разбор этого же деепричастия)
Бросаясь – деепричастие.
Варите (как?), бросаясь.
Нач. ф. – бросать; Морф. призн.; неизм. ф., несов. вид, возв.
Обст-во.
Бро-са-ясь
Б[ б ]- согл., тв.,зв.
[ р ]- согл., тв.,зв.
[ а ]- гласн, безуд.
[ с ] - согл., тв.,глух.
[ а] - гласн, уд.
[ J] - согл., мягк.,зв.
[ а ] - гласн, безуд.
[ с ] - согл., мягк.,глух.
___________________________
3 слога, 8 букв, 8 звук. (5 согл, 3 гласн.)
Учитель:
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
(Деепричастия несовершенного вида образуются обычно от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида путем
прибавления суффиксов –а(-я).
От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется
с помощью суффикса –учи: будучи (быть - будут).
Учитель:
- Сколько звуков обозначает буква «Я» в деепричастии взяв?
(1 звук, т. к. стоит после согласного звука) .
Учитель:
- Понравились вам эти рецепты? Не хотите попробовать?
Учитель:
Тогда, может быть, вам больше понравятся рецепты телепередачи «Поиграем. Приготовим», салат, который показывают на телеканале «Тиджи».
Мультфильм.
а). Учитель:
Сейчас вы посмотрите коротенький мультфильм, в котором рдается рецепт приготовления салата из чечевицы.
Вам нужно будет очень внимательно просмотреть этот мультик, а затем самостоятельно составить рецепт, используя в нем деепричастия и деепричастные обороты.
Слайд 16
Салат из чечевицы
Чечевица – растение семейства бобовых.
Слайд 15
Мультфильм
Салат из чечевицы.
б). Просмотр фрагментов мультфильма.
Учитель:
- Вы только что просмотрели фрагмент детской телепередачи
«Поигр аем. Приготовим». Ваша задача – составить рецепт по этому мультику, используя деепричастия и деепричастные обороты. Желательно глаголы использовать в 1ом лице множественного числа,
т. е. мы делаем это, делаем -то…
в). Самостоятельная работа. (составление рецепта).
14
1.
1). Насыпав чечевицу в кастрюлю, залить ее водой и поставить на огонь.
[׀•–•– •– ,׀═ и ═].
2). Почистить морковь и , нарезав ее колечками, добавить мелко
нашинкованные лук и петрушку.
[═ и, ׀•–•– •– ,׀═].
3). Откинув чечевицу на дуршлаг, дать ей остыть.
[׀•–•– •– ,׀═].
2.
1). Пересыпав чечевицу в охлажденную кастрюлю и добавив лук
с морковью, еще раз заливаем холодной водой приблизительно
на один сантиметр.
15
[׀•–•– •– ׀ и ׀•–•– •– ׀, ═].
2). Ставим кастрюлю с чечевицей на малый огонь, прикрыв кастрюлю
крышкой.
[═ , ׀•–•– •–׀].
3). Нарезав бекон кубиками по два сантиметра и добавив к нему
два шалота, временно отставить их в сторону.
[׀ •–•– •–׀ и ׀•–•– •–,׀═].
3
1). Сваренные и охлажденные овощи поместить в салатник, немного
присыпав перцем, и перемешать все ингредиенты ложкой.
[═ , ׀•–•– •–,׀ и ═].
2). Обжариваем бекон, не забывая переворачивать его на сковороде,
со всех сторон.
[═ , ׀•–•– •–,׀ …].
3). Высыпав обжаренный бекон в дуршлаг, даем стечь маслу.
[׀•–•– •– ,׀═].
4
1). Возвратив пустую сковороду на огонь, выливаем на нее две
столовые ложки винного уксуса.
[׀•–•– •– ,׀═].
16
2). Высыпаем обжаренный бекон и , помешивая , даем пропитаться
уксусом.
[═ и, •–•– •– , ═]
3). Все ингредиенты отправляем в салатник и, аккуратно перемешивая,
посыпаем сверху петрушкой.
[═ и, ׀•–•– •– ,׀═].
(пока уч-ся выполняют задание, прикрепить на доску конверты с рецептами)
г). Проверка выполненного задания. (Учащиеся по порядку зачитывают получившийся рецепт).
Дифференцированная работа
Учитель:
- Теперь я хочу познакомить вас с четырьмя рецептами
на скорую руку. (на доске прикреплены с помощью магнитов 4 ряда конвертов по 3 в каждом ряду:
1ый ряд –Горячие бутерброды.
2ой ряд - Салат из фасоли.
3ой ряд - Торт на скорую руку.
4ой ряд –Витаминный коктейль.
У нас на доске в каждом ряду 3 конверта с одним и тем же рецептом.
Однако рецепты, которые находятся в розовом конверте, самые сложные. При правильном выполнении заданий этого конверта, вы получаете оценку «5».
В зеленом конверте задания полегче. Правильно выполнив все задания, вы получите «4».
В желтом конверте самые легкие задания. За них получите «3».
Однако учтите, если выбрали конверт на «3», то «4» или «5» не может быть. Так же и с зеленым конвертом.
(уч-ся предлагается выбрать рецепт, название которого написано
на обратной стороне карточки, т. е. уч-ся не знают, что им достанется)
После выполнения заданий проводится взаимопроверка работ с помощью ключей. Уч-ся также раздаются конверты с критериями оценок. Оценки выставляются на поля.
Оценка | Количество ошибок |
«5» | 0 -1 ошибка (орфографических нет, пунктуационная одна) |
«4» | 2 орфографических, 2- 3 -пунктуационных |
«3» | 5-6 ошибок |
«2» | Больше 6 ошибок |
Рецепты на скорую руку
(Желтый конверт) Слайд 16
Салат из фасоли.
Задание. Вставьте пропущенные буквы.
Расставьте в тексте недостающие запятые.
Взяв …тваренную стручковую фасоль, д…бавьте к ней прямо из банки красную консервированную фасоль предварительно слив из нее жидкость. Д…бавьте консервированную кукурузу, кириешки, майонез и мелко п..рубив, дольку чеснока. Всё тщательно перемешайте.
Ваш салат готов.
Слайд 17
(Зеленый конверт) Салат из фасоли. Задание. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните деепричастные обороты. Взяв …тваренную стручковую фасоль д…бавьте к ней прямо из банки красную консервированную фасоль предварительно слив из нее жидкость. Д…бавьте консервированную кукурузу, кириешки, майонез и мелко п…рубив дольку чеснока. Всё тщательно перемешайте. Ваш салат готов. |
(Розовый конверт) Задание. Вставьте пропущенные буквы. Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты. Объясните правописание 2х нн в суффиксе причастия «отваренную». Взяв …тваренную стручковую фасоль д…бавьте к ней прямо из банки красную консервированную фасоль предварительно слив из нее жидкость. Д…бавьте консервированную кукурузу, кириешки, майонез и мелко п…рубив дольку чеснока. Всё тщательно перемешайте. Ваш салат готов. |
Слайд 18
Рецепт 2
(резервный, при наличии времени)
Слайд 19
(Желтый конверт) Торт на скорую руку Задание. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте в тексте недостающие запятые. Предприимчивая хозяйка купит в магазине готовый бисквит и .делав на нем несколько пр.колов, п.льёт его сверху .гущенным молоком, или каким-либо джемом, или вареньем, или свежими толчеными ягодами. Даст хорошо пр.питаться и, н.резав его на дольки пригласит к столу своих родных и друзей. |
Слайд 20
(Зеленый конверт) Задание. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните деепричастные обороты. Предприимчивая хозяйка купит в магазине готовый бисквит и .делав на нем несколько пр.колов п.льёт его сверху .гущенным молоком, или каким-либо джемом, или вареньем, или свежими толчеными ягодами. Даст хорошо пр.питаться и н.резав его на дольки пригласит к столу своих родных и друзей. |
Слайд 21
(Розовый конверт) Задание: Вставьте пропущенные буквы. Определите границы деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните деепричастные обороты. Объясните, почему перед союзом или стоят запятые. Предприимчивая хозяйка купит в магазине готовый бисквит и .делав на нем несколько пр.колов п.льёт его сверху .гущенным молоком, или каким-либо джемом, или вареньем, или свежими толчеными ягодами. Даст хорошо пр.питаться и н.резав его на дольки пригласит к столу своих родных и друзей. |
Рецепт 3
Вкусный коктейль
Слайд 22
КОКТЕЙЛЬ (англ. cocktail, букв. — петушиный хвост), охлажденная смесь различных напитков. |
Искусный повар, используя по стакану клубничного, грушевого и персикового сока с одной столовой ложкой мёда и смешивая их между собой, готовит вкусный витаминный коктейль. Затем, разливая его по стаканам, украшает дольками фруктов, не забывая вставить в стаканы трубочки.
(самопроверка диктанта по ключу, см. ниже)
Слайд 23
Вкусный коктейль Задание: Расставьте в тексте недостающие запятые. Искусный повар, и.пользуя по стакану клубничного, грушевого и персикового сока с одной столовой ложкой мёда│ и │смешивая их между собой, готовит вкусный витаминный коктейль. Затем, р.зливая его по стаканам, украшает дольками фруктов, не з.бывая вставить в стаканы трубочки│. |
Задания:
Желтый конверт:
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Расставьте в тексте недостающие запятые
Зеленый конверт: 1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Расставьте в тексте пропущенные запятые
запятые.
Розовый крнверт: 1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Расставьте в тексте пропущенные запятые
запятые.
3. Объясните правописание двух нн
в прилагательном витаминный.
Учитель:
- В одном из рецептов ( «Вкусный коктейль») перед деепричастием стоит частица НЕ. Как написали? (раздельно)
Рецепт 4 (при наличии времени)
(Желтый конверт)
Слайд 24
Горячие бутерброды Задание. 1. Вставьте попущенные буквы. 2. Расставьте недостающие запятые. Мама, с..бирая дочку в школу н.резала хлеб тонкими пластинками и п.ложив на хлеб пластинку сыра и ломтик помидора, н..крыла вторым кусочком хлеба. Затем п..местила в бутербродницу. Через одну, полторы минуты горячий бутерброд был готов. |
Учитель: (если бутербродницы нет, можно поставить в духовку, тогда можно приготовить сразу много бутербродов, но это займет побольше времени, а можно приготовить и на сковороде).
Проверка:
(Зеленый конверт)
Задание. 1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Расставьте пропущенные запятые.
Подчеркните деепричастные обороты.
Мама с.бирая дочку в школу н.резала хлеб тонкими пластинками.
П.ложив на хлеб пластинку сыра и ломтик помидора н.крыла вторым кусочком хлеба и п.местила в бутербродницу. Через одну, полторы минуты горячий бутерброд готов.
(Розовый конверт)
Мама с.бирая дочку в школу н.резала хлеб тонкими пластинками.
П.ложив на хлеб пластинку сыра и ломтик помидора н.крыла вторым кусочком хлеба и п.местила в бутербродницу. Через одну, полторы минуты горячий бутерброд готов.
Слайд 25
Оценки:
Оценка | Количество ошибок |
«5» | 0 -1 ошибка (орфографических нет, пунктуационная одна) |
«4» | 2 - орфографических, 2- 3 -пунктуационных) |
«3» | 3 – орфографических. 3-4 - пунктуационных |
«2» | Больше 3х орфографических и 4 пунктуационных |
Учитель:
- Вот вы и познакомились с несколькими рецептами на скорую руку, а я желаю вам, чтобы вы готовили разнообразные блюда, ели их на здоровье, однако помнили: есть можно все, но в меру.
Приятного вам аппетита!
9. Домашнее задание:
- Дома вы познакомитесь ещё с несколькими простыми и вкусными рецептами из детского журнала «Непоседа» (показать журналы).
Но данные в рецептах глаголы вы должны заменить деепричастиями, Ваши рецепты мы поместим в нашу классную книгу «О вкусной и здоровой пище», которая называется у нас «Вкуснотища». Будет хорошо, если вы поделитесь еще каким-либо простым и интересным рецептом.
В домашней работе не забудьте подчеркнуть деепричастия.
9. Подведение итогов урока.
Учитель: 1.
- Думаю, что сегодня на уроке вы в очередной раз убедились, что с деепричастиями много хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении правильно, и на письме выделять запятыми. Тем не менее на протяжении нескольких уроков мы встречались с употреблением деепричастий и художественных текстах (в прозаических произведениях Пушкина, в поэтических Лермонтова и Тютчева, и в произведениях УНТ: пословицах, поговорках; встречались они и во фразеологизмах, встречались и в публицистических стилях (вспомните текст о моде 18 века). И вот сегодня, подводя итог изученному материалу, мы встретились с деепричастиями даже в кулинарных рецептах.
- Так какую же роль играют деепричастия в речи? (дорисовывают основное действие. Делают речь более точной, выразительной, яркой. Предложения с деепричастными оборотами более выразительны, живописны).
-
Учитель:
А теперь подсчитайте, сколько баллов вы набрали за урок и какую оценку заслуживаете.
Слайд 26
Сумма баллов за урок | Оценка за урок | Домашнее задание |
20-25 | 5 | 1. Записать кулинарный рецепт из журнала «Непоседа», заменив глаголы деепричастиями. |
15-20 | 4 | 1. Записать кулинарный рецепт из журнала «Непоседа», заменив глаголы деепричастиями. 2. Повторить правила, на которые были допущены ошибки. |
10-15 | 3 | 1. Записать кулинарный рецепт из журнала «Непоседа», заменив глаголы деепричастиями. 3. Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки. |
Ниже 10 | 2 | 1. Записать кулинарный рецепт из журнала «Непоседа», заменив глаголы деепричастиями. 2. Повторить правила, на которые были допущены ошибки. 3. Повторить §§ 26-31. |
Учитель:
- Наш закончился урок
Скоро прозвенит звонок. (Школьный прозвенел звонок)
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь.
В работе приняли активное участие
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ