I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.
Здравствуйте, ребята!
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок, конкурс, на самого грамотного ученика. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. СЛАЙД
Загадку эту отгадать совсем несложно! Меня с наречием порою спутать можно. Но помните, чтобы вопрос вас не подвел, Я по значению похоже на глагол!
П. Чесноков
Мы обобщим и закрепим полученные знания.
III. Презентация о деепричастии. (выступление ученицы)
Итак, ребята, сегодня на уроке мы вспомним всё то, что узнали о новой части речи, а об этом нам расскажет …….
IV. Мы знаем, что деепричастие неизменяемая форма глагола и зависит от глагола. Образуйте деепричастия от глаголов, выделите с суффиксы, с помощью которых вы образуете деепричастия. (слова написаны на доске)
делать (делая),
рыдать (рыдая),
читать (читая);
забежать (забежав),
усмехнуться (усмехнувшись),
-Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий. (деепричастие образуется от глагола при помощи суффикса –а, -я (несов. В.) –в, -вши, -ши (сов. вид))
-От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий?
(от инфинитива, его называют глагольным суффиксом)
V. Орфографический поединок. Приготовьте своё оружие – знания и ручки. Правописание не с деепричастиями.
Не видя, не думал, не веря, недоумевая, не мог, не замечая, не поднимая, не чувствуя, не возмущаясь, не узнаешь, не предполагая, ненавидя, не умолкая, не присутствуя, не заметил (поменяйтесь карточками и проверьте, взаимопроверка)
Одного ученика к доске с карточкой.
-Как пишутся не с деепричастиями?
Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
– А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями?
(Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)
VI. С деепричастием рыдая составить предложение
Мать глядела на сыновей, рыдая.
2. определить морфологические признаки деепричастия.
Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.
Глядела (как?), рыдая.
Н.ф. – рыдать.
Морфологические призн.: несов. вид, невозвратный, переходный, неизм. ф.
III. Глядела (как?), рыдая. Одиночное деепричастие
VII.Запишите предложение (один человек у доски)
Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.
-найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ. (что делая? Деепричастие с зависимым словом)
-Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.
-Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаки препинания при нём.
VIII. Развитие речи: с мозаичным полотном.
А сейчас другой вид работы. Вы должны собрать пазлы.
-Из какого произведения взят данный сюжет? А кто автор?
– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.
(у каждого на парте текст)
Пустились бесёнок и зайка: Бесёнок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Вот море кругом ……………, ………. язык, мордку ………., Прибежал бесёнок, …………., Весь мокрёхонек, лапкой ……, ………..: дело с Балдою сладит. Глядь, а Балда братца гладит, ………..: “Братец мой любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”
(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)
– Прочитайте выразительно восстановленный текст.
– Укажите вид деепричастий.
– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.
ТЕСТ
X Подведение итогов урока
Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:
– морфологические признаки деепричастия;
– знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;
– правописание НЕ с деепричастиями;
– употребление деепричастий в речи.
А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.
Урок Обобщающий, интересный Учит, развивает, дополняет Здесь узнаешь много нового Знания
YII. Тестирование по пройденному материалу.
Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.