kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урок: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного»

Тема: "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Цель урока: систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме урока.

Задачи урока:

  1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.

  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: грамматический турнир.

Оборудование: презентация, дидактический материал, иллюстрации, листы бумаги, клей, рисунки, карточки с диктантами, флажки

Организация урока

I. Организационный момент. Этап “включения” в урок.

Здравствуйте, ребята!

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок, конкурс, на самого грамотного ученика. Сегодня вам предстоит преодолевать разные препятствия, состязаться в грамотности, внимательности и активности. СЛАЙД

Загадку эту отгадать совсем несложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвел,
Я по значению похоже на глагол!

П. Чесноков

Мы обобщим и закрепим полученные знания.

III. Презентация о деепричастии. (выступление ученицы)

Итак, ребята, сегодня на уроке мы вспомним всё то, что узнали о новой части речи, а об этом нам расскажет …….

IV. Мы знаем, что деепричастие неизменяемая форма глагола и зависит от глагола. Образуйте деепричастия от глаголов, выделите с суффиксы, с помощью которых вы образуете деепричастия. (слова написаны на доске)

делать (делая),

рыдать (рыдая),

читать (читая);

забежать (забежав),

усмехнуться (усмехнувшись),

-Сформулируйте вывод о словообразовании деепричастий. (деепричастие образуется от глагола при помощи суффикса –а, -я (несов. В.) –в, -вши, -ши (сов. вид))

- От чего зависит написание гласной буквы перед суффиксом деепричастий?

(от инфинитива, его называют глагольным суффиксом)

V. Орфографический поединок. Приготовьте своё оружие – знания и ручки. Правописание не с деепричастиями.

Не видя, не думал, не веря, недоумевая, не мог, не замечая, не поднимая, не чувствуя, не возмущаясь, не узнаешь, не предполагая, ненавидя, не умолкая, не присутствуя, не заметил (поменяйтесь карточками и проверьте, взаимопроверка)

Одного ученика к доске с карточкой.

-Как пишутся не с деепричастиями?

Вывод: НЕ с деепричастиями пишется раздельно.

А бывают ли случаи слитного написания НЕ с деепричастиями?

(Да, когда слово без НЕ не употребляется, например, негодуя.)

VI. С деепричастием рыдая составить предложение

Мать глядела на сыновей, рыдая.

2. определить морфологические признаки деепричастия.

Рыдая – деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие.

    1. Глядела (как?), рыдая.

Н.ф. – рыдать.

    1. Морфологические призн.: несов. вид, невозвратный, переходный, неизм. ф.

III. Глядела (как?), рыдая. Одиночное деепричастие

VII.Запишите предложение (один человек у доски)

Спасаясь от оводов, лось зашёл в воду.

-найдите деепричастный оборот. Аргументируйте свой ответ. (что делая? Деепричастие с зависимым словом)

-Перестройте предложение, изменив место деепричастного оборота.

-Сделайте вывод о месте деепричастного оборота и знаки препинания при нём.

VIII. Развитие речи: с мозаичным полотном.

А сейчас другой вид работы. Вы должны собрать пазлы.

-Из какого произведения взят данный сюжет? А кто автор?

– В отрывке из “Сказки о попе и о работнике его Балде” А.С. Пушкина сбежали деепричастия. Верните беглецов на место, обозначьте вид деепричастий.

(у каждого на парте текст)

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот море кругом ……………,
………. язык, мордку ……….,
Прибежал бесёнок, ………….,
Весь мокрёхонек, лапкой ……,
………..: дело с Балдою сладит.
Глядь, а Балда братца гладит,
………..: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый!”

(Слова для справок: высунув, обежавши, задыхаясь, поднявши, мысля, утираясь, приговаривая)

– Прочитайте выразительно восстановленный текст.

– Укажите вид деепричастий.

– А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием.

ТЕСТ

X Подведение итогов урока

Подводя итог урока, давайте вспомним, что мы сегодня повторили:

– морфологические признаки деепричастия;

– знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;

– правописание НЕ с деепричастиями;

– употребление деепричастий в речи.

А в качестве отклика на урок составьте синквейн со словом урок.

Урок
Обобщающий, интересный
Учит, развивает, дополняет
Здесь узнаешь много нового
Знания

YII. Тестирование по пройденному материалу.

Цель: проверка ЗУН учащихся по теме урока, выявление пробелов.

I вариант

1. Найти деепричастие:

а) почуяв б) сожалел в) услышан г) ознакомься

2. Укажите деепричастие совершенного вида:

а) беспокоясь б) закончив в) отдыхая г) продумывая

3. В каком случае НЕ пишется слитно:

а) (не) доумевая б) (не) горюя

в) (не) освещена г) (не) почувствовал

4. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

А) 1,  2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.

Г) Рыцарь, следуя кодексу чести, всегда защищал Прекрасную Даму.



Ответ : 1а, 2б, 3а, 4в,5б

Оценка
“5”
“4”
“3”
“2”

Ошибки
0
 1–2
3– 4
более 4-х



Ответ: 1. А, 2 б, 3 а, 4в, 5б


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного

Автор: Зотова Елена Михайловна

Дата: 22.06.2018

Номер свидетельства: 474065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Портрет деепричастия" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-portriet-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "139902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417813659"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект повторительно-обобщающего урока в 8 классе «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»»"
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-povtoritiel-no-obobshchaiushchiegho-uroka-v-8-klassie-tiema-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "279158"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453201977"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по теме: "Систематизация и обобщение знаний по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "146404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419171632"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»."
    ["seo_title"] => string(65) "sistematizatsiia_i_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_deeprichastie"
    ["file_id"] => string(6) "541650"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583092737"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Синтаксическая роль деепричастий "
    ["seo_title"] => string(37) "sintaksichieskaia-rol-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "187175"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426484695"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства